![]()
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 8 август 2022 /
8 августа 2022 г. 16:00
Приход между двух огнейХРАМЫ ДОНБАССА: КРОВОТОЧАЩИЕ, НО НЕ СЛОМЛЕННЫЕ И ЖИВЫЕ По самому смыслу своего предназначения Церковь призвана окормлять верующих в разных условиях — в процветании и в нищете, в относительном благоденствии и под репрессивным гнетом жестоких гонений. По человеческим меркам довольно долго все общины Русской Церкви жили под мирным небом. Но кровавый конфликт на востоке Украины и развернувшаяся затем специальная военная операция вынудили приходы учиться развиваться в условиях прямой угрозы здоровью и жизни человека. Каково это — молиться в храме, вокруг которого продолжительное время рвались снаряды и раздавались пулеметные очереди? Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» попытался найти ответ на этот вопрос, побывав в Донбассе. PDF-версия. Серая зона Благочинный церквей Новоазовского округа протоиерей Иоанн Сологуб встречает меня у главного городского храма — Никольского собора. Райцентр Новоазовск, до революции бывший казачьей станицей Новониколаевской, с праздника Успения 2014 года находится под контролем войск ДНР. В самом 10-тысячном городке ни боев, ни вооруженных провокаций с того времени не отмечалось. В воевавшей республике Церковь продолжала строиться, и несколько лет назад в райцентре даже получилось освятить второй православный храм — в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Украинская власть после переворота правила в Новоазовске всего полгода. Особыми притеснениями православных приходов отметиться не успела. «Но нацбатальон “Днепр” (запрещен в РФ. — Примеч. авт.) земляки вспоминают недобрыми словами, — продолжает благочинный. — Вояки повадились по ночам брать мужчин в заложники, а потом отдавать их женам за выкуп — по четыре тысячи гривен за душу. Однажды четверть второго ночи стучат в мою калитку. Женщина с ребенком: “Хозяин! Водички бы попить!” Не выходя за забор, фонариком по улице посветил — в отдалении джихад-мобиль с пулеметом. Нашла, говорю, время. Незваная гостья молча ретировалась и тут же получила от “кураторов” выговор за плохо проведенную операцию. А вот настоятелю широкинского храма протоиерею Игорю Вараве повезло меньше. На дороге он пробил колесо, а запаски с собой не оказалось. Подъехали бойцы из нацбатальона, начали помогать, а потом решили телефон водителя проверить. А у него там канал “Русская весна”. Отобрали документы и велели в расположение прийти: мол, разбираться с тобой будем. Батальон стоял в пансионате в курортном селе Седово. Только, рассказывает, вошел, а на него сразу овчарок натравили. Что делать? Опустился на колени, обхватил голову руками и начал молиться про себя. Собаки подбежали, лаять перестали, принялись играться и руки ему лизать. “Днепровцы” подошли и документы бросили: “Отец, чтобы мы тебя тут больше не видели!”» В последние месяцы Новоазовск стал центром оказания гуманитарной помощи проходящим необходимые формальности перед въездом в Россию на личных автомобилях гражданам Украины. «В длиннющих очередях они томились по несколько суток, наши приходы снабжали их едой и водой, помогали искать ночлег, потому что весь город был забит беженцами», — рассказывает отец Иоанн и зовет меня на рекогносцировку в село Широкино, восемь лет назад оказавшееся посреди нейтральной полосы на линии соприкосновения. Все полтысячи дворов тогда местные жители вынужденно оставили, не было с тех пор и богослужений в храме во имя преподобного Сергия. «Надо выяснить, в каком он состоянии и что вообще там уцелело», — обрисовывает задачу священнослужитель, выезжая на ведущую на Мариуполь трассу. Навстречу налегке мчат разгрузившиеся гуманитарные конвои. «Санкт-Петербург», «Батайск», — читаю на стеклах и на кузовах. В спокойное время дорога считалась одной из самых оживленных в регионе, но сейчас даже на интерактивных картах она фактически отсутствует: посередине ее перерубает бывшая линия фронта. В благочинии моего провожатого — дюжина храмов. Три из них попали в так называемую серую зону — полосу активного обстрела с обеих сторон. Кроме Широкина, это села Саханка и Коминтерново, в храмах которых уже начались восстановительные работы. Изрядно попетляв по заросшим, давно отвыкшим от колес легковушек дорогам безлюдного села, выскакиваем перед стоящей на живописном взгорке церковью, выстроенной полтора десятка лет назад московским ктитором Сергеем Емельяновым. Фасады в оспинах пулевых ранений, в цоколе следы прямых попаданий гранатомета. В нижнем Трехсвятительском приделе — ошметки штукатурки, битое стекло, куски кирпича. Во всю стену — смачно подкрепленная свастикой немного видоизмененная цитата революционера-анархиста Кропоткина: «Церковь несет свет только в том случае, если она горит». Повсюду скверна эсэсовских символов и обозначающие нацистское приветствие две восьмерки… Конечно, политика и военные конфликты находятся вне зоны церковных интересов. И все же именно в широкинском храме — вернее, в том, что от него осталось, — ярко понимаешь, куда вела сограждан эта публика. Тяжело вздохнув, отец Иоанн потихоньку начинает передвигать к стенам в беспорядке брошенные отступавшими шкафчики и тяжелые аналои, чтобы при последующей уборке они не мешали работать. «Ничего, после пролетарской революции и не так храмы рушили, восстановим, — медленно тянет он, когда мы выбираемся на улицу. — Говорят, у вас в России до сих пор многие сомневаются, что мы столкнулись с настоящим фашизмом…» Обратно долго едем молча. «Меня часто спрашивают, — наконец вступает в разговор заметно посуровевший водитель, — когда же “все это” закончится. А я вот, проезжая Седово, постоянно теперь слышу громкую музыку из варьете, отзвуки пьянок-гулянок. Понятно, донбасцы натерпелись, хочется отдохнуть. Но уместно ли сейчас так расслабляться? В период невзгод и неурядиц святые отцы советуют проводить более внимательную жизнь. Ведь великие скорби тогда начинаются в обществе, когда умножается грех. Может быть, мы теперь все задумались о покаянии? Нет. Или, отбросив все сиюминутное, дружно встали на сугубую молитву о мире? Тоже нет. Почему же “все это” должно закончиться, если сами-то мы ни на йоту не поменялись?» — горько сетует на прощание священник. Фронт без тыла В нынешних границах Мариуполя три десятка храмов Украинской Православной Церкви. Все они вернулись к богослужебной жизни, но каждой из общин пришлось в той или иной степени пройти через боль, страдания, лишения. Освященный десять лет назад Троицкий храм стоит на западной окраине Мариуполя, но от серьезных повреждений его это не уберегло. «С началом боевых действий войска ВСУ оборудовали на нашей колокольне наблюдательный пункт. Три дня посидели и ушли, — рассказывает священник Иоанн Попов, настоятельствующий здесь с 2019 года. — Не знаю, может, это с целью провокации было сделано, но потом нам досталось опять же от украинской армии. Хотя, мне кажется, не храм с колокольней были главной целью военных. Наступавшие вели прицельный огонь по самому высокому зданию в округе — Областной больнице интенсивного лечения, бывшей Второй городской. А она как раз за нами...» Собственно, история организовавшегося в 2006 году прихода и начиналась с больничного пищеблока. В его пустовавшей тогда половине возник временный храм, а на соседнем пустыре началась стройка. Приход был многолюдным: рядом располагались конечные остановки трех видов общественного транспорта, в пешей доступности возводились многоквартирные высотки. Теперь здание приходского дома, в который была переоборудована старая постройка и где располагались трапезная с воскресной школой, выжжено почти полностью. Остается, правда, надежда, что не пострадали несущие конструкции и строение можно эксплуатировать дальше. Предыдущие восемь лет после государственного переворота на Украине священнику ничем особенным не запомнились. «Разве что в 2014 году духовенство настоятельно попросили выйти из всех гуманитарных и просветительских проектов и перестали пускать в школы, а раскольникам дали зеленый свет. Поэтому работу внешней миссии нам пришлось в основном перенести в социальные сети, — говорит настоятель, попутно замечая, что многие горожане до сих пор очарованы красивым видеороликом с колядкой, записанным перед праздником Рождества Христова в этом году силами общины и размещенном на приходском видеоканале. — В приходскую жизнь государственные инстанции не влезали. Местные власти не слишком лютовали: понимали, что люди здесь исторически тяготеют к России, а приходы Украинской Православной Церкви пользуются колоссальным авторитетом. С началом спецоперации все изменилось. На улице как-то ко мне подошли трое нацистов и отобрали автомобиль. Сказали, что реквизируют его для военных нужд, добавив, что из-за таких, как я, их дети вынуждены сидеть по подвалам. С 25 февраля мы с семьей и приходским активом решили постоянно находиться в нижнем крестильном храме. В общей сложности там молилось около трех десятков человек, поддерживая друг друга. Наверх не выходили до 16 марта. Как и когда снаряд прямым попаданием пробил стену, даже не заметили. Потом я смотрю — в алтаре повсюду кирпичи, праздничная икона задета, местный ряд иконостаса тоже. Тогда я стал увозить отсюда людей, чтобы они укрылись в более безопасном месте. На это ушло четыре недели». Увы, спасти удалось не всех. Прямо внутри церковной ограды замечаю свежую могилку шестилетней Ксении Нагуляк. «Это временное захоронение, на завтра родители договорились об эксгумации», — перехватывая мой взгляд, объясняет священник. Праздник со слезами на глазах На восточной окраине Мариуполя неожиданно до боли ясно осознаешь, что война есть прямое и непосредственное следствие греховности человеческой природы. 24 февраля, после начала военной операции, микрорайон Восточный и расположенный на его территории Князь-Владимирский храм оказались в зоне взаимного интенсивного огня. Настоятель протоиерей Михаил Красулин возглавляет приход уже 22 года. В мирное время здесь было много верующих среднего возраста: микрорайон Восточный и административно вошедшие недавно в состав Левобережного района близлежащие села считаются молодыми поселениями. В воскресной школе занималось несколько десятков детей — для Мариуполя это солидная цифра. — До конца февраля жизнь на нашем приходе развивалась более-менее спокойно. Точно знаю, что из СБУ приходили слушать мои проповеди, но, само собой, политики в них я не касался, — рассказывает настоятель. — К концу этой зимы взгляды прихожан становились все полярнее. К примеру, одни были недовольны, что колядки по-украински поем, другие — что читаем Апостол на современном русском языке. Но все это обсуждалось чаще по домам, в семьях, а богослужебную жизнь не затрагивало. В субботу 26 февраля после Литургии улица с прилегающими кварталами стала ареной ожесточенных боев. Дальше, вспоминает священник, пришлось эвакуироваться, в основном рывками: «Второго марта с семьей переехали к куму в Приморский район. Тут же снарядом разнесло у них двор, и 5 марта совершенно чужие люди позволили нам занять пустовавшую однокомнатную квартиру в центре города. А вскоре артобстрел добрался и туда. Взяли теплую одежду, одеяла и на разбитой машине еле успели выехать в село Мангуш. И только там вспомнили: документы-то в панике забыли! Пришлось с другом сделать еще одну небезопасную вылазку...» Первая Литургия на приходе после паузы в несколько недель состоялась на праздник Благовещения. Люди вылезали из подвалов и со слезами на глазах брели к храму. Такого наплыва верующих отец Михаил не видел ни разу в жизни. При этом бои в городе продолжались и вероятность погибнуть под обстрелом в любую минуту сохранялась. «Реактивные минометы работали по “Азовстали”, — говорит священник. — Зачастую скорые не могли вывезти пострадавших с улиц, потому что водители опасались ехать под бомбежкой, а в квартал, где располагается наш храм, военные из оцепления пропускали меня только потому, что я был в священническом облачении». Зато в выложенном в интернете видеофрагменте богослужения многие увидели родных и знакомых и только так узнали, что они живы. Потом благодаря той видеозаписи сформировалось даже своеобразное мини-сообщество восстановленных связей, вспоминает настоятель. — Территорию постепенно приводим в порядок. Для водоснабжения будем бурить скважину, — делится планами священнослужитель. — Грандиозных спонсоров у нас нет. Все, что вы видите, делается руками самих прихожан. Провизии, слава Богу, достаточно. Двадцатитонную фуру гуманитарной помощи из Центральной России оплатила фирма с Курил, название которой я прежде и не слышал. Продукты раздали всем желающим, но часть мешков с крупами еще осталась. Потом пришла машина с продовольствием от военных и с предметами личной гигиены из Москвы. К сожалению, ранен в бою сам храм: реактивным снарядом пробита центральная алтарная апсида. В алтаре разбились семисвечник и дарохранительница, повреждены Евангелие и напрестольные кресты. Случилось это на пике наступления ополчения, так что в храме в тот момент никого не было. Повреждения, что и говорить, серьезные. Но в сравнении с полностью разбитым и сожженным супермаркетом «Сiльпо» буквально напротив не кажутся страшными. В каком-то смысле повезло. При этом жизнь в приходском доме не замирает. Регент копирует ноты для певчих, рабочий замеряет окна для замены разбитых пулями стекол, мирно трудятся повара и уборщицы. Электричество, правда, пока подается от генератора. Возможно, такое быстрое и по-своему деловитое, несмотря на выгоревшие жилые кварталы вокруг, восстановление приходского хозяйства обусловлено горьким опытом, полученным отцом Михаилом в январе 2015 года. Тогда, во время очередной острой фазы «горячего» конфликта между Украиной и самопровозглашенной республикой, в результате боестолкновений в пригородах Мариуполя у нескольких прихожан Князь-Владимирского храма погибли родные и близкие. Кто больше виноват в тех обстрелах, разобраться трудно. Но жертвы есть жертвы. Их память чтят прихожане, а попутно и сами помогают городу возвращаться к мирной жизни. Князь-Владимирский приход стал базой для размещения добровольцев Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, Московской Патриархии Русской Православной Церкви. «После того как фронт отдалился от города, мне довелось познакомиться с главным врачом больницы Алексеем Заровым, — говорит отец Михаил. — Поскольку у нас есть возможность разместить группы добровольцев (пускай пока в частично отделанных помещениях), мы начали тесно сотрудничать с Алексеем Юрьевичем и в вопросах медицинской помощи населению». Когда мы заканчиваем разговор, во дворе паркуется микроавтобус с очередной прибывшей из России сменой добровольцев. Все они прошли 72-часовые курсы по обучению уходу за больными. Церковным волонтерским автомобилем с начала июня управляет недавний москвич и предприниматель со стажем Алексей Золотарев. Старший группы — менеджер по проектам Михаил Токарев, его напарник — сотрудник банка Дмитрий Тагиль. Прекрасный пол представляют штатный гид московского Зачатьевского монастыря Юлия Одинева и ветврач ростовчанка Марина Соловьева. Для них это вторая командировка в Донбасс за месяц, обе начинали с Новоазовска, отучившись перед этим на курсах сестринского ухода. «Год назад пошла православным добровольцем в “красную зону” ковидного госпиталя на ВДНХ, — рассказывает Юлия Валерьевна. — Коронавирус для меня — личная война, а спецоперацию на Украине я рассматриваю как ее продолжение. Ни секунды не раздумывала, когда Церковь объявила набор на курсы по уходу за тяжелобольными. После получения диплома младшей медсестры работала в московском госпитале в Ховрино, где лежат раненые военнослужащие, там и получила “боевой опыт”». За два первых месяца скорыми ЦКБ святителя Алексия из Донбасса в московскую церковную больницу вывезли 28 пациентов, почти все они — тяжелые и сейчас проходят лечение в столичных стационарах. «Ну а как же иначе, — резюмирует отец Михаил, поприветствовав волонтеров, которые, наскоро умывшись с дороги и бросив вещи на втором этаже приходского дома, сразу идут к пациентам в Областную клиническую больницу интенсивного лечения. — Чтобы тебе помогли, надо сначала самому сделать что-то доброе. Мы в меру сил помогаем добровольцам, они спасают пациентов. Цепочка добра хрупкая и тоненькая. Но тут главное начать, а потом обязательно кто-нибудь присоединится...» За содействие в подготовке материала автор признателен штатному сотруднику Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Елене Любовиной.
Алексей Заров, главный врач ЦКБ святителя Алексия Всеми силами приближать мир Мы должны всеми силами приближать условия для скорейшего возвращения мирной жизни. В регионе разрушена система здравоохранения. Практически отсутствует как экстренная, так и плановая медицинская помощь. Нет света, воды, связи, не работает канализация. Именно поэтому медики-добровольцы отправились в Мариуполь, чтобы восполнить острейшую нехватку врачебных специалистов на местах. Церковь и врачи всегда рядом со страждущими. За два месяца в Донбассе побывали 118 нашихдобровольцев — штатных сотрудников больницы и волонтеров, окончивших организованные нами курсы по уходу.
Не знаю, что бы мы делали без волонтеров
Нельзя просидеть в подвале несколько месяцев без последствий Сначала приходили с ранениями, осколками и травмами. Потом пошли «проснувшиеся» старые заболевания: диабет, гипертония, инсульты и ин-фаркты, некрозы. Несколько человек с черными, отмирающими из-за обморожения пальцами. Ампутировали. Приходили даже с воспалениемлегких — казалось бы, в холодном подвале зимой сидели, а проявилось только сейчас. В любом случае — нельзя просидеть в подвале несколькомесяцев без последствий! С другой стороны, это как-то укрепляет, тормозит болезни. Мы проводили экспресс-тесты на инфаркт, подключались к электрогенератору и делали кардиограммы. Я даже не знал, что аппендицит или язвенная болезнь желудка — болезни мирного времени. В войну такого не бывает: организм защищается, гормоны болеть не позволяют. После обследований пациентам предлагали один раз в сутки горячее питание. Видели бы вы эти эмоции! Принимали с благодарностью, тихои скромно. Бабушка пришла. Живет у родственников, до этого три месяца провела в подвале. Соответственно, не мылась, кожа начала чесаться. Напугана:вдруг это заразная чесотка? «Пожалуйста, вы мне так сразу и скажите. Я уйду и буду одна жить, чтобы никого не заразить!» — говорит почти сослезами. Я успокоил: никакой чесотки нет, анализы подтвердили и осмотр. Она сразу: «Как хорошо! Могу еще пожить с родными!» Рассказывает, что первое время боялась. Рядом взорвалась бомба — было страшно, вторая — тоже, а потом уже и не замечала. Пять бомбежек пережила...
8 августа 2022 г. 16:00
Ключевые слова:
Донбасс, спецоперация, окормление, пастырство, Украина, храмы, священники, больницы, волонтерство, добровольцы, гуманитарная помощь, медицина, Мариуполь, нацизм
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|