iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Репортажи
Напрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (1677г., иконописец Ивашка и др.)
24 июня 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Иконы XVII века: сто шедевров во дворце Алексея Михайловича

В деревянном Дворце Алексея Михайловича Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) развернул выставку «Иконы эпохи первых царей династии Романовых». В трех небольших залах посетителям демонстрируют 99 шедевров русской иконописи XVII века из собрания МГОМЗ. Впрочем, внимание в экспозиции привлекают не только иконы.

Каждый из трех главных объемных экспонатов вполне мог бы занять главный стенд на самой престижной московской выставке, посвященной деревянному зодчеству. Собранные же вместе, они и вовсе придают событию статус экстра-класса. Два из них происходят из Соловецкого монастыря: это Царские врата, вырезанные мастером Троице-Сергиевой лавры Львом Ивановым во время царствования Михаила Федоровича, и напрестольная сень 1677 в виде восьмигранной короны из Спасо-Преображенского собора.

Походную же церковь из Серпуховского Высоцкого монастыря музей-заповедник демонстрирует вообще впервые. «Основанная князем Владимиром Андреевичем Храбрым в 1374 году обитель в течение нескольких столетий служила местом сбора русских войск для отражения набегов кочевников, - рассказывает главный хранитель МГОМЗ Ольга Полякова. – Эту походную церковь по традиции выносили из монастыря на высокий окский берег для молебна ратников. Мы только что отреставрировали ее, в ней не хватает лишь Казанской иконы Божией Матери (к сожалению, не сохранившейся)».

Собственно же иконы написаны в разное время трудившимися в различных иконописных центрах мастерами, сильно различавшимися по опыту и по профессиональному уровню. Они никогда не принадлежали царям, однако каждая так или иначе связана с занимавшими престол представителями рода Романовых. Вот двухчастная икона Преображения – Сошествия Святого Духа на апостолов. Она попала в музей из московского храма Николы на Щепах – церкви Государева дровяного двора (именно отсюда и происходит «щепной» топоним). Вот храмовая икона церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове (написана в начале XVII века), спасенная при закрытии той первым директором музея «Коломенское» Петром Барановским. Как известно, старший брат Петра Алексеевича Федор почитал Симонов монастырь, располагавшийся тогда на известном нам как Старое Симоново месте, и даже имел в нем собственную келью для уединения. Вот образ Ветхозаветной Троицы со Спасом Вседержителем из Троицкой церкви в подмосковном Ознобишине, попавший в Коломенское в 1927 году. Представители царского рода Романовых вряд ли когда-либо молились перед этой иконой. Зато на обороте сохранилась надпись, свидетельствующая о ее написании в 1677 году «первым царским изографом» Симоном Ушаковым совместно с Никитой Павловцем по заказу Богдана Хитрово. Этот вельможа возглавлял в те времена Оружейную Палату, а Ознобишино как раз относилось к его родовой вотчине (из упомянутого храма в экспозиции представлена еще одна икона – двухчастная, Воздвижения Господня – Апостола Филиппа).

Естественно, оказалось на выставке и множество икон из храмов бывшего царского села Коломенское и соседних Садовников и Дьякова. Несомненная жемчужина этой части коллекции – прошедшие процедуру научной реставрации Царские врата XVII века из дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи. «Что вы чувствуете, когда видите их в окружении других экспонатов?» - спросил корреспондент «ЦВ» нынешнего настоятеля этого храма игумена Алексия (Иванова), пришедшего на открытие выставки. «Чувство одно: забрать, - развел руками о. Алексий. – Но... как???»

Выставка открыта до 27 октября. Адрес: проспект Андропова, 39, вход через КПП-6 (от ст.м. «Каширская»)

24 июня 2013 г. 10:00
Ключевые слова: выставка, икона, Москва, Романовы
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи