выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Репортажи
Храм-маяк св. Николая Чудотворца, Алушта
ЖМП № 8 август 2016 /  22 августа 2016 г. 17:50
версия для печати версия для печати

Крым православный. Паломничество по святым местам Тавриды (часть 2)

Период православного ренессанса Крыма, начав­шийся с конца XVIII века и продолжавшийся до 1917 года, один из самых ярких в его духовной истории. Именно тогда на полуострове появились изысканные шедевры храмовой архитектуры в неорусском стиле. Эти и другие христианские святыни Крыма (о древнем Херсонесе, пещерных храмах Инкерманского и Бахчисарайского Успенского монастырей, Анастасьевского скита в Качи-Кальоне читайте в № 7 нашего журнала) наш корреспондент увидел, присоединившись по приглашению паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии к поездке «Весь православный Крым за 10 дней».Версия PDF.

Зеленая столица

Утро. Автобус уже стоит у паломнического центра. Сегодня нас ждет утопающий в зелени парков и скверов Симферополь — столица полуострова. В пути экскурсовод рассказывает, что Симферополь был заложен в 1784 году рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, которое и сегодня можно узнать по извилистым улочкам. Православных храмов в Ак-Мечети не было, и командир полка Б.А. Тищев купил в 1785 году у татар обычный дом и обустроил его под храм, который освятили в честь равноапостольных Константина и Елены. Известно, что его первый настоятель, священник Никита Петровский, участвовал в штурме Измаила в 1790 году, одним из первых взобрался на крепостной вал, держа в руке крест. Этот храм в 1787 году, путешествуя по Крыму, посетила императрица Екатерина II. В советское время в оскверненном храме с разрушенной колокольней располагался аэроклуб, а затем — архив ЗАГСа. После реставрации первую Литургию здесь отслужили в 2001 году. На потолке храма и сегодня можно увидеть гербы русских полков, которые в 1914 году ушли на Первую мировую войну.

А единственный в городе храм, который никогда не закрывался - Всехсвятский, на Старом кладбище (построен в 1864 году). Еще он известен тем, что в 1998 году на стекле, закрывавшем икону Христа Спасителя в приделе Святого великомученика Георгия Победоносца, чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.

В самом центре города находится Троицкий женский монастырь. Именно здесь, в Троицком соборе, покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который служил здесь с 1946 по 1961 год.«Каждый день, с утра до вечера, к святителю течет людская река помолиться об исцелении от болезней или поблагодарить за это исцеление. Паломники приезжают со всех концов России, стран СНГ, из Греции, где святителю посвящено более 40 храмов (в Крыму 11 храмов в честь святителя Луки. — Прим. авт.), а недавно приехала группа православных из Австралии. Мы стараемся записывать случаи чудесного исцеления, чтобы издать их отдельной книгой», — говорит клирик храма протодиакон Василий Марущак, автор одной из первых биографий святого.

В Троицком соборе хранится также икона «Образ Пресвятой Богородицы “Скорбящая”» (такова надпись на ней), чудесным образом обновившаяся в 1998 году. Ее пожертвовала в храм одна из прихожанок. Очевидцы рассказывают, что на тот момент изображение было тусклым, темным, слабо различимым и обновилось в праздник Успения Богородицы. В 1999 году эта икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. В Троицком монастыре находится и музей Святителя Луки, а через дорогу стоит дом, где он жил. В 2001 году к дому пристроили ­часовню.

В 10 минутах ходьбы от Троицкого монастыря высится шатровая колокольня Свято-Петропавловского кафедрального собора. Исторически сложилось так, что на небольшом пятачке в центре Симферополя собралось сразу несколько храмов, обойти которые можно в течение полутора часов. Это восстанавливаемый Александро-Невский собор, храм Трех святителей и, собственно, кафедральный Петропавловский собор.

Внешне скромный, но богато украшенный и вместительный внутри, он был построен в 1870 году вместо небольшой деревянной церкви святой Екатерины, которая стояла здесь с 1806 года. В этом соборе раньше хранились мощи святителя Гурия (Карпова)1 архиепископа Таврического (см. справку), которые 7 июля 2016 года перенесли в Александро-Невский собор. Уже в наши дни к святителю Гурию обращаются за помощью в исцелении болезней.

Жемчужины южного побережья

В Крыму сегодня действуют более 550 православных храмов, но, поистине, те из них, что расположены в Ялте и ее окрестностях, можно назвать жемчужным ожерельем Южного берега Крыма. Большинство из них возведено в конце XVIII — начале XX века и находится в необыкновенно живописных местах, как бы венчая собой окружающую их красоту. Больше половины из тех, что сохранились до наших дней, в той или иной степени связаны с императорской семьей. Крым был одним из любимых мест ее отдыха, и царские особы часто жертвовали средства на строительство храмов на полуострове. Например, великолепный ялтинский Александро-Невский собор построен по проекту архитекторов Николая Краснова и Платона Теребенёва в 1902 году в память о двух российских императорах Александре II и Александре III. В конце XIX — начале XX века в культовой и гражданской архитектуре России широко применялись формы, восходящие к московской и ярославской архитектуре XVII века. Это неорусский стиль. Может быть, поэтому храм по своей праздничности и напоминает сказочный терем. В этом храме в 1921–1922 годах служил протоиерей Сергий Булгаков, а после войны в большие церковные праздники — святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Храм закрывался всего на четыре года — с 1938 по 1942 год.

Крестовоздвиженскую дворцовую церковь в Ливадии — домовый храм императорской семьи — построили в 1863 году в имении, приобретенном Александром II для супруги Марии Александровны, которая болела чахоткой. Весь Ливадийский архитектурный комплекс вместе с храмом был спроектирован придворным архитектором Ипполитом Монигетти (1819–1878). Небольшой по площади, он был рассчитан только на императорскую семью с ближайшим окружением. В его стенах отец Иоанн Кронштадтский отслужил панихиду по почившему здесь императору Александру III и молебен при восшествии на престол Николая II. Здесь же отец Иоанн миропомазал, приобщив к Православию, будущую императрицу Александру Федоровну. В 1910–1911 годах архитектор Николай Краснов по-новому устроил вход в храм и украсил паперть византийской колоннадой. В годы безбожной власти храм служил клубом, складом, музеем. Богослужения в нем возобновились в 1991 году2. «Незримое присутствие царственных новомучеников я чувствую на каждой Литургии, словно они молятся рядом с нами, — говорит настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Димитрий Гоцкалюк. — Наш храм не музей, и службы у нас каждый день». Приход храма, а это около 60 человек, ведет активную социальную работу. Его силами при Ялтинской городской больнице в 2006 году построен больничный храм в честь иконы «Всецарица», при котором действует сестричество милосердия и открыта богадельня в честь великомученицы Варвары на 23 престарелых человека. По благословению правящего архиерея в 2005 году прихожане возродили дореволюционный праздник «Белый цветок», который отмечается на общегородском уровне. Иногда Крестовоздвиженский храм посещают и члены царской семьи. Например, в мае приезжала и участвовала в Божественной литургии Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника Николая II). Ежегодно 19 мая отец Димитрий организует исторические конференции, посвященные памяти царской семьи.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде возведен в 1885 году по проекту академика Алексея Авдеева и под покровительством великого князя Константина Николаевича (сына Николая I). Расположенный в одном из живописных мест южного побережья, изображен у Ивана Айвазовского на картине «Вечер в Крыму» и упомянут в повести Антона Чехова «Дама с собачкой». Храм закрыли в 1924 году, а в начале 1960-х от уничтожения его спасло лишь настойчивое вмешательство местных краеведов. Более 30 лет в нем хранились ядохимикаты, поэтому уцелела только треть мозаик, выполненных мастером из Венеции Антонио Сальвиати.

Паломникам также предлагается заехать в Ореанду, где у подножия горы Ай-Никола в 2006 году был построен и освящен храм во имя святого архистратига Михаила.

Но одна из самых прекрасных жемчужин Южного берега — «парящий» над обрывом на высоте 400 м над уровнем моря форосский храм Воскресения Христова, возведенный в 1892 году по проекту архитектора Николая Чагина. Храм был выстроен в честь чудесного спасения царской семьи, которое случилось 17 октября 1888 года, когда поезд с семьей императора Александра III потерпел крушение. Протоиерей Евгений Николишин служит настоятелем в форосcком храме уже 19 лет. Его прихожане живут в поселках у моря — Форосе, Мухалатке и других, и им каждый раз приходится подниматься в гору, так как автобус ходит только вдоль побережья. «Костяк нашего храма составляют пожилые женщины (всего на приходе около 30 человек). Я считаю, это настоящие подвижницы», — говорит отец Евгений. При храме открыта детская воскресная школа, но находится она в Мухалатке.

Каждый храм — страница истории

Путешествуя по Крыму, понимаешь, что каждый его город уникален, у каждого свое лицо и неповторимый колорит, даже если они построены в одну эпоху, как Симферополь и Севастополь.

Севастополь — морская крепость, город воинской славы. Об этом не дают забыть серые силуэты военных кораблей в Севастопольской бухте и моряки Черноморского флота на улицах города. Память о защитниках города бережно хранится и в его храмах. Например, в Свято-Владимирском соборе, чем-то напоминающем укрепленный замок, есть усыпальница адмиралов, сложивших голову в Крымскую кампанию 1854–1855 годов: Корнилова, Истомина и Нахимова. В храме Святого архистратига Михаила — это выбитые на стенах имена погибших защитников города за всю историю Черноморского флота, а на фасаде — названия полков, отстоявших Севастополь в крымскую кампанию. На стенах кладбищенского храма Святителя Николая Чудотворца — это плиты с именами офицеров, погибших на той же войне. А на Сапун-горе уже в наше время возведена Георгиевская часовня, похожая на наконечник снаряда. Внимание паломников обращено также на прекрасный Покровский собор и напоминающий античный Парфенон Петропавловский храм. Каждый из них — это страница истории, в которую вплетены судьбы не только его прихожан и благотворителей, но и тех, кто там служил, кто, несмотря на все перенесенные испытания и лишения, не отрекся от Христа.

Так, Владимирский собор, и сегодня поражающий своим внутренним и внешним великолепием, может считаться не только памятником героям севастопольской обороны, но и тем, кто проявил стойкость в православной вере. Ведь в нем 10 лет служил священноисповедник Роман Медведь (1874–1937), который за свою подвижническую деятельность 15 раз арестовывался большевиками. В 1931 году отца Романа задержали в последний раз и приговорили сначала к расстрелу, а затем к 10 годам концлагеря. В 1936 году его, больного и измученного, отпустили домой. В 1937 году он принял монашеский постриг с именем Иосиф и через несколько дней умер. Сегодня его мощи находятся в Москве в храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

Корабли времени

В древних Керчи и Феодосии паломнику предоставляется возможность самостоятельно сравнить соседствующие храмы, даты строительства которых разнесены порой на несколько веков. Но поражает не столько исторический контекст: под старинными сводами хочется остаться как можно дольше, чтобы душа умиротворилась и напиталась благодатью звучащей здесь молитвы. Речь идет о трех храмах, которые, как корабли времени, плывут сквозь эпохи и века. Один из них — Предтеченский в Керчи, а два других — Введенский и Иверский — в Феодосии.

Храм Иоанна Предтечи археологи относят к VIII веку. Это один из самых древних храмов Крыма, дошедший до нас в первозданном виде. Запоминающаяся деталь в его византийской архитектуре — сочетание известняковых блоков с рядами плоского красного кирпича — плинфы, которая защищает строение при землетрясениях. В османский период храм был мечетью, а в советский — музеем. В этих стенах в 1877 году крестили будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого).

Феодосийские храмы — Введения во храм Пресвятой Богородицы и Иверской иконы Божией Матери — датируются соответственно VIII и XIV веками. В Введенском храме, многократно менявшем внешний облик, с 1787 по 1800 год размещалась кафедра викария Екатеринославской епархии. Здесь же служил и один из новомучеников Крымской земли — преподобномученик Варфоломей (Ратных), расстрелянный большевиками в 1938 году. В Иверском храме, стоящем на живописном берегу Феодосийского залива возле Генуэзской крепости XIV века, сохранились фрески, относимые специалистами к кисти Феофана Грека.

Топловский монастырь

Сегодня в Крыму 16 действующих монастырей3. Половина из них — пещерные. О некоторых мы рассказали в предыдущем материале (см.: ЖМП. 2016. № 7). Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь4 находится на трассе Симферополь — Феодосия на одном из уступов города Каратау среди горного леса рядом с селом Тополевка. Он был основан в 1864 году. До этого времени здесь с несколькими сестрами подвизалась болгарская девушка Константина из близлежащего селения Кишлав. Душу паломника порадуют здесь не только удивительно красивые пейзажи и тишина, но и проникновенные монастырские службы, успокоение от мирской суеты и особая благодать. Благочинная обители матушка Олимпиада рассказывает: многие бездетные пары, приезжавшие сюда, по молитвам святой Параскевы обрели родительское счастье. В монастыре подвизается 40 сестер из России, с Украины и из Молдавии, которые держат небольшое хозяйство. «Всенощная и Литургия у нас совершаются каждый день, есть гостиница для паломников, так что остановиться у нас можно на два-три дня. А если кто-то желает потрудиться во славу Божию, можно и подольше пожить. Огороды, кухня, уборка в гостинице, проведение экскурсий — всё требует рабочих рук», — приглашает матушка Олимпиада. Многих влечет сюда молва о целебной силе святых источников (всего в Крыму насчитывается более 360 святых источников)5. Один из них носит имя святой Параскевы, которая, по преданию, была казнена здесь во II веке. В этом источнике в XIX веке обрели древнюю икону с изображением святой Параскевы. Монастырь ведет летопись чудесных исцелений.

Сейчас в обители два храма — святой Параскевы и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». В советское время монастырь был закрыт, недостроенный Троицкий храм взорван, но сегодня восстанавливается.

Православный Крым — это множество исторических судеб и событий, невероятное пересечение разных культур, многообразие стилей христианской, в том числе и православной, архитектуры. Путешествие по Крыму — это путешествие во времени. И одна из последних ее страниц — подвиг более 20 новомучеников и исповедников, среди которых Преосвященный Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский (1864–1937), Николай Мезенцев (1863–1938) (оба служили в Троицком соборе), священномученик Тимофей Изотов (1875–1938), служивший в храме Великомученика Феодора Стратилата в Алуште. Благодаря их молитвам в душах и сердцах людей сохранилась вера, стало возможным возрождение Православия на благодатной Крымской земле. Возможно, именно им в ближайшем будущем паломнический отдел Симферопольской и Крымской епархии посвятит один из новых своих маршрутов.

При подготовке материала использован сайт www.palomnik.crimea.com, а также: Е.М. Литвинова. Крым. Православные святыни. Путеводитель. Симферополь: РуБин, 2013.

Примечания

1 Сайт Петропавловского собора г. Симферополя в разделе «Святыни»: www.cspp.prihod.ru

2 Сайт Крестовоздвиженского прихода в Ливадийском дворце: www.livadiadom.ru

3 www.crimea-eparhia.ru

4 Сайт Топловского монастыря: www.toplovskyi.ru

5 Протоиерей Валентин Ромушин. Святые источники Крыма. Симферополь: Н.Орiанда, 2011.

Справка. Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов), свт. (1814–1882). Окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, с 1856 по 1864 г. возглавлял Пекинскую миссию. В совершенстве знал китайский язык, перевел на него Евангелие, Новый Завет, Псалтирь, Священную историю и ряд богослужебных книг. В 1867 г. он стал епископом Таврическим и Симферопольским. Нашел средства на строительство духовной семинарии, консистории, мужского духовного училища, ходатайствовал перед Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом. В 2008 г. прославлен в лике местночтимых святых решением Священного Синода Украинской Православной Церкви.

 

В помощь паломнику

•Паломническая служба Крымской и Симферопольской епархии:

www.palomnik.crimea.com / contacts.htm

•Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Рыбачье, священник Игорь Мильченков, 8 (978) 708-1197

Вконтакте: https://vk.com / otetsigor).

•ПС«Православный паломник», руководитель священник Димитрий Сушко. http://palomnic.com

22 августа 2016 г. 17:50
Ключевые слова: паломничество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00