iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Репортажи
Фото Владимира Ходакова
ЖМП № 9 сентябрь 2019 /  15 ноября 2019 г. 16:59
версия для печати версия для печати

Лазурь Дионисия вне опасности

В России, помимо Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, больше нет памятника, в котором практически в полном объеме сохранились бы авторские фрески начала XVI века. Кроме того, это единственный объект всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Вологодской области. Предметами охраны здесь признаны целостная гармоничность всего архитектурного ансамбля и человеческий гений иконописца Дионисия, создавшего уникальный комплекс монументальной живописи на стенах собора. В течение трех десятков лет ученые изучали состояние средневековых фресок и теперь оценивают их сохранность оптимистически. PDF-версия

Как гласят исторические хроники, Дионисия пригласил расписывать освященный в 1490 году соборный храм ростовский архиепископ Иоасаф (Оболенский) — ученик преподобного Мартиниана (в свою очередь, принявшего обитель от святого первоначальника Ферапонта). Даже современных живописцев поражает, что столь законченный образец стенописи общей площадью около 600 м2 был создан в 1502 году за каких-то пять недель — между праздниками Преображения Господня и Рождества Богородицы (об этом свидетельствует сохранившийся автограф на северной стене). И это при том, что изографу помогали только два его сына — Владимир и Феодосий. Фирменный стиль Дионисия здесь предстает едва ли не в совершенном исполнении: в фоне росписей и цвете одежд доминирует азурит — голубая краска нежно-лазурного оттенка, символизирующая небесную чистоту Богородицы.

На исходе пятого века жизни стенописи по инициативе музейного учреждения, на балансе которого состоит архитектурный ансамбль обители, началось беспрецедентное по сложности и длительности научное обследование памятника. Комплексные изыскания, растянувшиеся на 30 лет, включали в себя и гидрогеологические исследования (по их итогам на излете советской эпохи модернизировали дореволюционную дренажную систему монастырской территории), и изучение температурно-влажностного режима в центральном комплексе зданий (помимо соборного храма в него входят занятые ныне музейной экспозицией Благовещенская церковь с трапезной палатой 1530–1531 годов, трехъярусная колокольня XVII века с боковыми крыльями переходов и Мартиниановская церковь 1641 года). Главной же их целью стал анализ общей сохранности стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы.

«Не совсем верно говорить о творениях Дионисия только как о фресках, — отмечает хранитель собора Елена Шелкова. — Как мы теперь понимаем, автор применял смешанную технику живописи, сочетая фреску в подкладочных слоях с темперой в верхних. И если фрески даже спустя пять веков чувствуют себя достаточно хорошо, темперные краски под действием постоянных колебаний температуры и влажности разрушаются и могут осыпаться. К примеру, мы отмечали пагубное воздействие инея в холодном соборе: садясь на стены, его мельчайшие частицы при таянии разрывали и тянули за собой красочный слой».

Столкнувшись с необходимостью противоаварийной консервации стенописи, ученые разработали уникальную методику укрепления этого своеобразного «многослойного пирога» с минимальным внедрением в авторскую живопись. Точно под отслаивавшиеся верхние участки росписи размером около 1 мм2 подводили пластичный состав специально подобранного низкопроцентного клея. Это позволяло работать точечно на потерявших устойчивую связь с основой фрагментах поверхностного слоя, сохраняя при этом паропроницаемость стены и не затрагивая нижние слои фрески. Всю площадь стенописи таким образом удалось пройти к 2011 году.

«Но подобный инновационный метод воздействия на древний памятник сам по себе нуждается в изучении. Прежде всего, следует уяснить, насколько действенным он оказался, — говорит директор Музея фресок Дионисия, филиала Кирилло-Белозерского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ирина Паршукова. — Кроме того, со временем на стенописи могут выявляться новые осыпающиеся участки. Наконец, надо изучать поведение красочного слоя в зависимости от погодных режимов разных лет, подстраивая нашу систему климат-контроля под те или иные наблюдаемые значения внешних и внутренних параметров. Поэтому с 2012 года при поддержке Министерства культуры РФ мы выбираем определенные участки стенописи, и специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации тщательно их обследуют».

В контроле за состоянием внутренних стен экспертам ощутимо помогают современные методы фотомониторинга: цифровая съемка под увеличением (как правило, четырехкратным) с последующим визуальным анализом файлов на мониторе в высоком разрешении. Главные результаты наблюдений последних лет обнадеживают: новых отслоений красочного слоя не зафиксировано, а подклеенные за 30-летний период аварийной консервации фрагменты демонстрируют устойчивость.

«Сейчас ученые-реставраторы сталкиваются в основном с пылевым загрязнением, — объясняет Елена Шелкова. — Мы констатируем практически повсеместную запыленность в интерьере собора. Пыль собирается примерно за пять лет. Но поначалу она рыхлая, ее сравнительно легко убрать, и для борьбы с ней также разработана специальная методика. Особой смесью на основе каолина пыль механически удаляют посредством "клячки" — напоминающей жевательную резинку субстанции, меняющей форму при соприкосновении с твердой поверхностью и исключающей повреждения последней. Если же срок пропустить, пыль может слежаться, превратившись в твердые комки грязи. Столкнувшись с некоторыми такими фрагментами на первом этапе исследования памятника, реставраторы были вынуждены оставить их до лучших времен из-за боязни повредить красочный слой».

В общем, делают промежуточный вывод ученые и музейщики, если постоянно присматривать за стенописью, то уникальному творению Дионисия почти ничего не угрожает: даже с учетом значительного потока посетителей укрепленный красочный слой довольно стабилен. Другое дело, что подобный мониторинг — удовольствие недешевое, а бюджет, увы, не способен выделять средства на него ежегодно. Так, сезоны 2016 и 2017 годов пришлось пропустить из-за отсутствия финансирования.

Читайте на нашем сайте: "Паломники к нам приезжают со всей России". Беседа с игуменом Ферапонтова монастыря Иоасафом (Вишняковым)

15 ноября 2019 г. 16:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи