![]()
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
|
![]()
ЖМП № 4 апрель 2017 /
4 мая 2017 г. 11:59
Обитель под грифом «секретно»МОЩИ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ СЕВЕРОДВИНСКА - СВЯТЫХ ОТРОКОВ АНТОНИЯ И ФЕЛИКСА - ЖДУТ ОБРЕТЕНИЯ В СТАРИННОМ СОБОРЕ НА БЕРЕГУ БЕЛОГО МОРЯ История Николо-Корельской обители знает множество славных страниц. Русский форпост на Белом море еще задолго до основания Архангельска, в XVI столетии этот мужской монастырь считался важным звеном в тогдашней европейской геополитике. Достаточно сказать, что англичане, торговавшие тогда с Московией, в своей картографии именовали Белое море Никольским, а сильно переживавший из-за такой дружбы король Дании и Норвегии всерьез грозился разрушить «башню святого Николая», как он называл деревянный шатровый соборный храм северной обители. Но чего не удалось добиться Фредерику II, сделала советская власть: сегодня основные архитектурные памятники монастыря — объекта культурного наследия федерального значения — пребывают в аварийном состоянии. Закрытый храм в закрытом городе На базе упраздненного большевиками монастыря в 1936 году возник военный завод № 402. Сначала в монастырских зданиях жили строители поселка, из которого позднее вырастет Северодвинск. Затем их под свои нужды приспособила и сама оборонная структура — знаменитое «Севмашпредприятие» (ныне — производственное объединение «Севмаш»). Долгое время в Никольском соборе располагались общежитие и цех с вибростанками по отбою бочкотары от осадочных слоев краски и смол. Теплую Успенскую церковь занимала администрация другого цеха. «Сейчас он никак не используется, и отопительную нитку предприятие перекрыло, — рассказывает наместник Никольского собора священник Александр Шестаков. — В четверике соборного храма отопления тоже нет: труба проходит через притвор и устроенный в сохранившемся фрагменте галереи малый придел во имя преподобного Евфимия и праведных отроков Антония и Феликса. Там и служим...» Когда восемь лет назад кораблестроительный завод, на территории которого оказался Николо-Корельский монастырь, удостоился патриаршего визита, местная администрация обещала передать его Церкви. Земельный участок бывшего монастыря «Севмаш» действительно исключил из своей территории и снял все монастырские памятники с баланса. На том процесс и застопорился. Здешние храмы не освящены, Литургия в них не совершается. Да и побывать в них верующие, которые не работают на «Севмаше», могут (и то теоретически) лишь дважды в году — на зимний престольный праздник обители (если не побоятся декабрьской стужи) и в общегражданский выходной день 1 мая. Но главное — из-за юридических коллизий с недвижимостью архитектурные памятники монастыря продолжают числиться государственной собственностью. Охранные обязательства на них не заключены, и случись что (к примеру, ту же отопительную батарею в притворе разорвет) — претензии предъявлять будет некому. «Это весьма прискорбно. Ведь основные каменные постройки монастыря уцелели, — говорит краевед, секретарь попечительского совета фонда "Император" Владимир Станулевич. — Частично погибли только пролеты возведенной в 1660-х годах крытой галереи. Но не из-за "Севмаша" — грунтовые воды виноваты». В режиме анклава Монастырь по-прежнему остается анклавом внутри оборонного предприятия и практически недоступен обычным гражданам: по условиям допуска на территорию «Севмаша» списки на согласование следует подавать в администрацию предприятия минимум за две недели до визита. Судя по всему, со статусом государственной собственности монастырские здания в обозримом будущем вряд ли расстанутся: невозможно представить себе, что паломники, туристы и иные любопытствующие смогут свободно расхаживать по территории судостроительной верфи, со стапелей которой сходят современнейшие атомные подводные лодки. Но верно и другое: в этих условиях мечтать, что какая-либо негосударственная структура (в том числе и Церковь) просто так возьмет на себя ответственность за аварийные архитектурные памятники, немного наивно. Выход, впрочем, есть. Правда, для его реализации требуется в известном смысле нешаблонное мышление. От монастыря до забора предприятия всего несколько десятков метров. Коли уж «Севмаш» продемонстрировал, что бывшая монастырская земля ему не очень-то и нужна, может быть, немного подвинуть забор? Даже с чисто техническим барьером — снаружи пролегает газопровод — можно при желании справиться. Известны и прецеденты, когда для прохода к храму-памятнику над территорией предприятия прокладывали специальный переход. Так, например, поступили в начале 1990-х годов в Москве в Старом Симонове, чтобы верующие, минуя проходные электротехнического завода «Динамо», попадали в храм Рождества Богородицы. Пострадает режим секретности? Но и тут выход всегда можно найти! Например, пропускать в монастырские храмы ограниченное количество молящихся, а на штатных священно- и церковнослужителей оформить допуск к составляющим государственную тайну сведениям. При всей внешне кажущейся схожести с нынешней ситуацией такой вариант отличается главным: взаимным разграничением ответственности. Церковь будет с полным правом эксплуатировать монастырские памятники, «Севмаш» же, расставшись с небольшим участком земли, получит полноправный домовый храм с регулярными богослужениями. «Пока же я возглавляю Никольский приход "Севмаша", в который входит несколько десятков человек, как штатный сотрудник предприятия, в прошлом работавший здесь на светской должности, — разводит руками отец Александр, отогревая стылые ладони собственным дыханием. — Исключительно на этих основаниях на меня оформили и постоянный пропуск». Мощи под спудом Вся эта история сейчас приобретает особую актуальность, ведь историки всё активнее обсуждают вопрос, возможно ли обрести мощи небесных покровителей Северодвинска — детей основательницы Николо-Корельского монастыря святых праведных Антония и Феликса. Об этих прославленных для местного почитания угодниках Божиих практически ничего не известно: жития их нет, в Святцах они появились в XVIII веке, а икона святых написана относительно недавно — в 1994 году. Они упоминаются лишь в хронологически самом первом документе об основании обители, где говорится, что Марфа поставила монастырь «на гробех детей своих» (в дошедшем до нас Синодике монастыря Антоний и Феликс включены в «род Марфы»). По преданию, эти отроки 12 и 14 лет утонули в море во время шторма. «Монахи ни разу не пытались вскрыть захоронение святых. В начале XVIII столетия в монастыре сооружается деревянная больничная Сретенская церковь — как указывает летописец обители, "на гробех Антония и Феликса", — продолжает краевед Владимир Станулевич. — Это первое и фактически последнее упоминание о месте захоронения. Больничный храм простоял 70 лет, а когда его разобрали за ветхостью, на том же месте поставили кирпичную восьмигранную часовню. Она благополучно дожила до революции, после чего ее следы теряются». Пять лет назад попытку отыскать точное место расположения бывшей часовни предпринял научный сотрудник Института земного магнетизма и распространения радиоволн Российской академии наук Павел Морозов. После примерной оценки возможного ее местонахождения по старой фотографии, сделанной с колокольни, ученый бесконтактным георадарным методом на глубине между 1,2 и 1,5 м обнаружил близкий к форме круга фундамент. Дальше идут два метра перекопанной земли (захоронение пытались обнаружить после сноса часовни строители «Севмаша»), два метра однородного грунта, а затем предположительно в культурном слое над материковыми породами — два близких друг к другу по размерам и по форме продолговатых объекта. Конечно, полной уверенности в том, что это захоронения святых, нет. Но полную ясность в этом вопросе, равно как и в вопросе о степени сохранности мощей, если они действительно покоятся на территории «Севмаша», могут дать лишь археологические раскопки. После исследований ученых само пятно расположения бывшей часовни администрация отметила символическим памятным знаком. Но рядом — в пределах, заметим, границ объекта культурного наследия — по-прежнему располагается стоянка большегрузных фур. И самое главное: поскольку монастырские здания «повисли в воздухе», непонятно, от кого теперь должна исходить инициатива обретения мощей. За это вроде бы должны выступать верующие северодвинцы. Но большинство горожан и не подозревает, что может молиться «собственным» праведным угодникам! Вопросы о непростой перспективе развития памятной территории Николо-Корельского монастыря «Журнал Московской Патриархии» в декабре прошлого года адресовал руководителю пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации Роману Черникову. Увы, ответа по существу ни от него, ни от руководителя «Севмаша» издание не дождалось. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Николо-Корельский монастырь на берегу Белого моря появился на рубеже XIV–XV вв. (точно документ о его основании боярыней Марфой, завещавшей обители свои земли по поморскому побережью, не датируется). По преданию, здесь проходили последние годы монашеского подвига преподобного Евфимия Корельского (Архангелогородского; † ок. 1527?). Сегодня это третий по возрасту, после Соловецкого и Сийского монастырей, архитектурный памятник на территории Архангельской области. Расцвет монастыря во второй половине XVI столетия связан с образованием здесь центра торговли между Россией и Британской империй (обитель способствовала успешной деятельности нового торгового пути и возникшего на берегу Английского торгового двора, англичане же, в свою очередь, не скупились на щедрые вклады). Возведение каменного ансамбля обители связывается с посещением монастыря Патриархом Никоном, чей корабль во время шторма прибило к беломорскому берегу. Увидев обветшавшие постройки, Предстоятель направил сюда мастеров из Кирилло-Белозерского монастыря, которые за два года сложили холодный Никольский собор, теплую Успенскую церковь, трапезную и келарскую палаты, галереи переходов и колокольню. С XVIII в. — штатный третьеклассный монастырь, куда направляли ссыльное духовенство. После революции монастырь занимали колония детей-инвалидов и сельхозкоммуна. В 1933–1934 гг. знаменитый реставратор Петр Барановский убедил архангельские власти переправить одну из стремительно ветшавших деревянных башен монастыря в Москву, где она под названием «Острог» до сих пор входит в экспозицию деревянного зодчества Московского государственного объединенного музея-заповедника в Коломенском. КОММЕНТАРИЙ Михаил ГМЫРИН, мэр Северодвинска: Земля «Севмаша» федеральная, поэтому решения ждем из Москвы На 185 тыс. жителей в нашем городе сейчас четыре действующих храма, по одному в каждом районе. Как мне кажется, острой нехватки церквей у нас нет. Еще несколько лет назад Никольский собор был в удручающем состоянии, его тогда и храмом-то нельзя было назвать. Предпринятые попытки приведения его в порядок — уже кое-что. Верующие по согласованию с администрацией предприятия могут посещать богослужения там ежегодно 1 мая, сотрудники «Севмаша» — в свободном режиме. Дальнейшая перспектива реставрации, приспособления и использования монастырских зданий-памятников увязана с собственником недвижимости — государством в лице Объединенной судостроительной корпорации. Даже сама администрация «Севмаша» решить практически ничего не может. Прежнее руководство предприятия выступало за освящение домового храма на своей территории, нынешнее высказывается гораздо сдержаннее. Но определить будущее ансамбля Николо-Корельского монастыря в любом случае должны федеральные органы власти. ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ: Интервью с митрополитом Архангельским и Холомогорским Даниилом, где собеседник подробно разбирает нынешнюю ситуацию с Николо-Корельским монастырем
4 мая 2017 г. 11:59
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|