выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Репортажи
На Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре. Фото А. Козориза
ЖМП № 8 август 2022 /  12 августа 2022 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Найти дорогу к вере

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

Православное просвещение и образовательная деятельность на приходах традиционно рассматривается как работа на перспективу, дающая эффект не сегодня-­завтра, а лишь спустя годы. Но мир стремительно меняется, и сегодняшний запрос самих участников этих программ не всегда вписывается в устоявшиеся рамки. Побывав в течение дня в трех точках Нижегородской епархии, обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился, что здесь научились добиваться впечатляющего социально-педагогического результата в кратчайшие сроки, не жертвуя при этом качеством работы. PDF-версия.

С любовью из «Ковчега»

Семейный центр «Ковчег» храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» Молитовского благочиния разместился в здании бывшего техникума на Порт-Артурской улице, 12.

— Мы с самого начала хотели открыть не привычную всем воскресную школу, а именно семейный центр, — объясняет духовник центра и штатный клирик храма священник Андрей Наговицын. — Думаю, сегодня всем понятно, что главный удар враг рода человеческого в наше время направляет на семью и традиционные ценности. Число разводов, к примеру, на территории нашего района по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилось. У нас занимается много детей в воскресной школе. Некоторые из них в подростковом возрасте перестают ходить в храм, жить церковной жизнью, участвовать в таинствах. Одна из причин — в воскресный день взрослые пришли после службы домой и отдыхают, ребенок же в это время остался в храме заниматься в воскресной школе. А он соскучился по родителям, хочет к ним! Постепенно у детей вырабатывается отношение к Православию как к ненужной, скучной и неинтересной обязаловке. Поэтому мы поставили обратную задачу: создать такое место, где семья вместе проводила бы воскресенье после богослужения, где всем было бы интересно и откуда не хотелось бы уходить. А посвятить «Ковчег» решили святым благоверным Петру и Февронии.

Пять лет назад классы на четырех этажах представляли собой именно что «место». В отдельных точках рудименты прошлого видны и сейчас. Так, наглядная агитация в классной комнате, куда нога ремонтника ступила последней, провозглашает машиностроение основной отраслью промышленности и напоминает, как обозначаются шероховатости на чертежах. Шероховатостей — только не на чертежах, а в интерьерах — тут, вспоминает директор центра Алла Зайцева, было в избытке. Семейному центру достались в прямом смысле полтора стула, ободранные стены и провода, в изобилии свисавшие с потолка и стен.

Камертоном ремонта и вообще зарождения жизни в «Ковчеге» стали классы детской воскресной школы. Родители как на работу приходили сюда с валиками и банками краски. У благотворителей просили любые посильные пожертвования — у кого доски, у кого мебель. Теперь воскресная школа уверенно стоит на ногах, 70 ребят занимаются в ней в четырех возрастных группах, начиная с трехлеток: «Зернышки», «Росточки», «Стебельки» и «Колоски». Преподают здесь семь педагогов (все — прихожане храма), которые предпочитают не почивать на лаврах и относятся к своему образовательному послушанию творчески. Например, от классического расположения парт в несколько рядов наотрез отказались — экспериментируют со свободной рассадкой ребят или с «круглыми столами», что помогает доверительному общению и лучшему усвоению материала.

Увиденное в следующем классе заставило застыть в изумлении. Руку на отсечение не дам, но, по-моему, формат клуба «Полянка» беспрецедентен вообще в масштабах всей Церкви. Молодые мамы собираются вместе для чтения Евангелия, а рядом ползают, играют и... задумчиво внимают услышанному их малыши!

— Это моя идея, — улыбается руководитель клуба, профессиональный логопед и мама троих детей Светлана Колесникова. — Пришла я сюда, когда центр уже существовал. Тогда наша семья посещала другую воскресную школу. Но отец Андрей активно привлекал нас сюда, тем более исповедовались мы у него. И одна­жды я решила запустить вот такой необычный проект. Похожий опыт — правда, в светском семейном центре — у меня имелся. Подобная форма занятий оказалась весьма востребованной. Дело в том, что у молодой мамы не хватает ни времени, ни сил, чтобы разобраться с толкованием того или иного евангельского отрывка. Мы приглашаем профессионального катехизатора Наталью Тихонову, которая всегда объяснит или прокомментирует прочитанное. К тому же в «Полянке» присутствует взаимовыручка, дети под присмотром и не отвлекают.

В «Ковчеге» я оказался будничным утром, большинство помещений пока пустовало. Но и помимо суббот и воскресений жизнь здесь бьет ключом. Военно-патриотическая дружина собирается почти каждый день: по понедельникам, средам и пятницам у ребят секция рукопашного боя, по четвергам школа алтарника и звонаря с непременными беседами с духовником, по субботам начальная военная подготовка, а на следующий день воскресная школа сразу после Литургии. В спортзале занимаются и взрослые прихожане — единоборством «Русский стиль» по системе Алексея Кадочникова; еще тут обожают резаться в волейбол родители и пробуют силы в оздоровительной гимнастике прихожанки-мамы. Тренажерный зал, молодежный клуб «Друзья» с креативными сиденьями-­диванами из бывших дощатых поддонов, «Умелые руки» для мальчишек...

— Проект наш полностью приходской и благотворительный, но это, конечно, не значит, что перед членами других общин мы закроем двери. Наоборот, мы всегда рады гостям. Просто из храма в честь иконы «Умиление» сюда намного проще и быстрее добираться, — поясняет отец Андрей, проводя небольшую экскурсию по помещению. — В одном из классов оборудовали библиотеку, в другом — комнату матери и ребенка, где младенца можно быстро перепеленать, покормить и уложить спать. Есть небольшой конференц-зал. Как-то в один момент совпало, что на приход стали приносить много старой электроники: мол, вам не нужна? Немного подумали и... открыли мини-­музей техники. От мальчишек отбоя нет! Что, в общем, понятно — недаром в нашем городе действовала первая в стране радиолаборатория. Рядом функционирует социальный склад. А вот здесь оборудовали мастерскую...

Перешагиваю порог и оказываюсь в царстве нитки и иголки. За швейными машинками в кружке «Веселые лоскутки» работают маленькие девочки. Трудятся они под началом директора воскресной школы Ирины Щербаковой. Выпускница Нижегородской сельскохозяйственной академии, она работала менеджером по продаже спецодежды, а параллельно постигала швейные премудрости в профессиональной мастерской.

— В основном мы шьем продукцию для приходских благотворительных ярмарок. Сейчас работаем над «спецпроектом» — сумочками в подарок прихожанкам, — комментирует процесс Ирина Владимировна. — Перед этим было похожее задание: из старых лоскутков мастерили коврики, на которые теперь так любят в храме вставать во время коленопреклоненных молитв наши бабушки. Хорошо освоили ученицы мешочки для просфор, кухонные прихватки, фетровые подставки под чашки — в общем, самые разные полезные вещички, которыми можно порадовать прихожан!

Маша Новикова, которая перешла в четвертый класс православной гимназии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, с гордостью демонстрирует почти готовое полотенце для трапезной. Ее ровесница Варя Борисова из 62-й школы — фартук... В соседнем помещении на вешалках ждут своих владельцев более серьезные изделия: воспитанницы кружка по традиции «обшивают» костюмами актеров театральной студии, где занимаются ребята из группы «Колоски».

Дочки-матери

Курортный поселок Зеленый город, административно относящийся к Нижнему Новгороду, невелик и прячется в лесопарке к юго-востоку от железнодорожной платформы Ройка. Из чуть более двух тысяч его жителей несколько человек проживают в уникальном епархиальном центре помощи семье и детям «Быть мамой», работающем сразу в двух форматах — как приют для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и как убежище для жертв домашнего насилия.

— Мы не просто предоставляем кров и антикризисный «пакет помощи» молодой матери в самый острый период неурядиц и невзгод, а занимаемся комплексной реабилитацией попавшего в беду человека, — объясняет социальный работник центра Анна Чигрина, устраивая импровизированную экскурсию по четырем жилым комнатам, гостиной (она же игровая), кухне и трапезной. — Как видите, просторных хором здесь нет: нам досталось здание бывшей сельской школы, где классные комнаты были рассчитаны на небольшое число учеников. Зато под каждую нашу подопечную разрабатывается индивидуальная программа, в которой помимо социального работника участвуют психолог и юрист.

Мамы с детьми могут находиться в центре от нескольких месяцев (если ситуация женщины с точки зрения обеспеченности ресурсами достаточно простая и ей необходимо просто переждать самый тяжелый период в надежном укрытии) до полутора лет (на такой промежуток реабилитация затягивается, если матери-­одиночке физически негде и не на что жить, при этом утеряны или испорчены удостоверяющие личность документы). Анна Яковлевна приводит недавний пример: гражданин России привез в нашу страну жену из армянского села; после рождения ребенка начал систематически распускать руки, закончилось это черепно-­мозговой травмой у женщины.

— Когда она долечивалась в больнице, к нам обратились сотрудники полиции с просьбой взять пострадавшую вместе с дочкой под защиту, — вспоминает собеседница. — Сначала нам предстояло развести супругов через суд, так как добровольно идти на этот шаг муж не хотел, потому что терял возможность официально препятствовать выезду мамы с дочкой на родину в Армению; более того, он иногда приезжал в центр и увозил малышку к себе домой, откуда ее потом вызволяла полиция. Мы помогли маме выучиться на мастера маникюра, ребенка устроили в детский сад. Теперь женщина прочно стоит на ногах и готова самостоятельно заботиться о себе и дочке.

Круглосуточно дежурит в центре специалист особого рода — комендант-наставник. Его задача — научить маму обращаться с ребенком. Ведь на обочину жизни женщины съезжают не в последнюю очередь потому, что не воспринимают свое материнство всерьез, как груз персональной ответственности. Уход за ребенком — самая настоящая премудрость, которую им зачастую еще только предстоит здесь освоить.

— Среди наших подопечных довольно велик процент выпускниц коррекционных детских домов, а это значит, что у девушек когнитивные способности снижены, роль матери дается им тяжело, — вздыхает Анна Чигрина. — Объясняем изо дня в день, показываем, пробуем вместе, еще раз проговариваем — делаем все, чтобы мама, которая часто в детстве не имела положительного примера семейной жизни перед глазами, научилась выполнять родительские функции.

Церковный центр в Зеленом городе официально включен в областной реестр поставщиков социальных услуг, поэтому в статусе некоммерческой организации частично финансируется из госбюджета. Казна оплачивает примерно половину всех затрат. Остальные покрываются за счет епархии и привлеченных священноначалием благотворителей. Благодаря тесно налаженному взаимодействию с областными и муниципальными органами управления зачастую новенькие попадают сюда по рекомендации полиции, органов опеки, областного уполномоченного по правам ребенка. Пришедшие «самотеком» страдалицы, как правило, находят это учреждение в соцсетях. Многие приходят в центр, оказавшись с ребенком в прямом смысле слова на улице без гроша в кармане с одним лишь телефоном в руках — единственным «проводником» в современный мир.

— Терпя невзгоды неделю за неделей, женщина не способна критически относиться к происходящему и не может спрогнозировать ту точку невозврата, когда отношения с мужем-абьюзером превращаются в подлинную угрозу жизни для нее и ребенка, — объясняет Чигрина. — Поэтому на улице она почти всегда оказывается спонтанно и в самый неподходящий момент. Недавно у нас выпустилась молодая мать-одиночка Екатерина — сирота, у которой не сложились отношения с опекунами, отправившими ее в самостоятельную жизнь, едва ей исполнилось восемнадцать. Она родила, воспитывала ребенка одна. Через какое-то время девушка попала в следующую затруднительную ситуацию: сильно задолжала квартирной хозяйке, потому что ребенок заболел, долго не посещал детский сад, и Катя не могла ходить на работу, вынужденно оставаясь дома и ухаживая за ним. Владелица жилья тут же указала им на дверь, отобрав у нее паспорт и свидетельство о рождении ребенка. Ночью Катя с малышом, оба грязные и еле живые от усталости, едва добрели до храма в честь Всех Святых на Новосормовском кладбище и уселись реветь на паперти. Видимо, произошло это по Промыслу Божию. Ведь настоятелем там служит духовник нашего центра протоиерей Михаил Поройков. С ним быстро связался сторож, и час спустя мы встречали новоселов у нас. В нашем приюте они провели больше года. За это время удалось восстановить все документы, добиться предоставления Кате постоянного жилья и помочь ей с работой.

Духовник приезжает в центр «Быть мамой» каждые две недели. По «духовной линии» старается подопечных не перегружать: как правило, в состоянии постстрессового синдрома, в котором почти все они находятся, им бывает достаточно просто беседы по душам. Тем более конфессионального барьера для поступления в учреждение нет: принимают сюда и инославных, и убежденных атеисток. На общей кухне, где подопечные дежурят по очереди, постовые правила для взрослых соблюдаются неукоснительно, в остальном же у насельниц полная свобода в принятии пищи; насильно молиться тоже никто не заставляет, хотя ежедневные утренние и вечерние правила входят в распорядок дня. Такой формат, по мнению отца Михаила, вполне достаточен для духовного укрепления. Исповедь же он всегда готов принять во время своих визитов, если у кого-то возникает такое желание, а причащаться рекомендует в расположенном по соседству храме во имя святой страстотерпицы царицы Александры.

Передо мной 19-летняя воспитанница Светлана Климова из райцентра Ветлуга. Замуж вышла в пятнадцать за молодого человека на год старше себя, обзавелась двумя детьми и множеством синяков и царапин от постоянных выяснений отношений с супругом. «Муж знает, что я здесь, иногда созваниваемся. Сейчас параллельно с ним готовим документы к разводу. Программу психологической поддержки я уже прошла, но, думаю, еще два-три месяца здесь пробуду», — уточняет собеседница.

— У Светланы есть мама, но в этом конфликте она не на стороне дочери. Нас попросили ее взять органы опеки, чтобы помочь узаконить развод, добиться алиментов и выплат пособий на детей, — комментирует Анна Чигрина. — Супруг официально не работает, деньги не перечисляет, а правовые основания для оформления пособий, пока они в браке, отсутствуют. За месяц юрист центра подготовил исковое заявление, Света получила судебный приказ на взыскание алиментов. Сейчас ей предстоит скопить деньги на замену отопительных труб в доме, приобретенном на материнский капитал. Если честно, мы могли бы помочь отремонтировать это отопление. Но она должна сама пройти этот путь, причем на свои собственные деньги, — точно так же, как раньше самостоятельно должна была дозваниваться в судебную канцелярию и узнавать, на какую дату назначено рассмотрение ее дела по расторжению брака и взысканию алиментов. Иначе все наши усилия по воспитанию личности пойдут насмарку.

В коридоре чуть раньше вы столкнулись с землячкой Светланы Татьяной Громовой, — продолжает знакомить меня с подопечными Анна. — У нее были очень своеобразные представления о жизни. Незадолго до поступления к нам она... вырвала из паспорта страницу о регистрации брака, считая, что таким образом порвала с мужем. Когда в рамках программы личностного роста ей поставили простую задачу по нарисованной схеме вернуться самостоятельно в центр после визита с ребенком в поликлинику — всей-то дороги тут на четверть часа! — у нее случилась истерика: куда нас везут, как мы придем обратно?! Так вот, Таня тогда и сейчас — два разных человека: теперь это самостоятельно обучившийся швейному мастерству профессионал, которого не страшно выпускать в жизнь.

Богословие на приходе

На Никольский приход при автозаводе я приехал, чтобы посмотреть на вечерние занятия в Центре изучения Библии. А наткнулся на стайку мальчишек и девчонок, спешивших домой из культурно-просветительского центра «Свято-Никольский» после подготовительной беседы ко дню первой исповеди. Этот обычай немногим больше десяти лет назад завел здесь штатный клирик собора во имя святителя Николая священник Михаил Макаров.

— Традиционно считается, что самостоятельно исповедовать грехи дети обычно способны с семилетнего возраста. Однажды я задумался: а ведь неправильно, что Церковь никак специально не готовит к этому ребят и не сопровождает первую исповедь хотя бы минимальным атрибутом торжественности, — считает священнослужитель. — У католиков для детей есть праздник конфирмации. Понятно, что прямая калька для нас недопустима, да и не нужна. Зато можно аккуратно разговаривать с детьми о покаянии и противлении грехам и таким образом потихоньку готовить их к таинству Исповеди. А главное, можно сделать так, чтобы первая осознанная исповедь запомнилась ребенку на всю жизнь.

Конечно, жесткой привязки к семилетнему возрасту отец Михаил не делает. Кто-то может приступить к осознанной исповеди и в пять лет, а иной готов не раньше, чем ему стукнет десять, — дети все разные. Праздничные Литургии в честь первой Исповеди совершаются в Никольском соборе несколько раз в году. На них бывало и по нескольку маленьких причастников, но в иные дни исповедовалось впервые почти девяносто человек!

— На приходе в этот день всегда царит праздничная атмосфера. Дети приходят в нарядной одежде, — рассказывает отец Михаил. — После отпуста собираю стайку главных участников праздника и спрашиваю: ребята, вам понравилось? «Да!» — отвечают хором. «Еще придете?» — «Да-а-а!!!» Вот это, я считаю, и есть самый главный результат. Конечно, к первой осознанной исповеди все они готовятся под моим руководством, причем на сопутствующие занятия приходят вместе с родителями. Делать акцент на учении о грехе и греховности человеческой природы я не считаю нужным. В конце концов, это им расскажут на занятиях в воскресной школе, которую они тоже посещают. Главное для меня — подвести детей к ощущению праздника и сохранить его до момента Причастия. Этого вполне достаточно.

За весь период апробации новшества через праздник первой исповеди на приходе прошло около тысячи ребят. «Некоторые из числа самых первых исповедников уже, смотрю, за девицами ухаживают, — говорит священник Михаил Макаров. — Конечно, кто-то оставляет регулярное участие в таинствах. Потом возвращается, кается. Тогда вижу: первые семечки потихоньку прорастают...»

Семейных союзов среди выпускников этой программы пока не замечено — просто потому, что они еще не перешли во взрослую жизнь, самым старшим сейчас лет по 16–18. Зато супружеские пары есть среди выпускников другого приходского проекта Никольского собора — Центра изучения Библии. Хотя, конечно, в круг основных задач этой структуры создание новых семей не входит. Учебный центр для взрослых начинался здесь тоже десять лет назад как обычный Евангельский кружок, где отец Михаил активно преподавал. И вырос в полноценное учреждение дополнительного образования с двухгодичной программой, включающей в себя практически весь объем «бакалаврского минимума» по теологии.

— Я пришел сюда, можно сказать, классическим путем: проходил мимо и прочитал объявление, — вспоминает нижегородский предприниматель Александр Рогуль. — Пытался тогда активно воцерковляться и в какой-то момент ощутил невообразимую кашу в голове. Захотелось разобраться с богословской системой знаний именно с точки зрения современного человека.

Обучение для слушателей в центре бесплатное (за исключением символической суммы на орграсходы). Принимают всех желающих, в том числе сектантов и инославных.

— За десять лет попадались и практикующие язычники, и «православные астрологи», — признается священник Михаил Макаров. — Некоторые обучающиеся посещают лекции в качестве вольнослушателей, чему мы также не препятствуем. Но для получения диплома об окончании обучения необходимо сдать все положенные зачеты и экзамены. Однажды на приход приехал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, и я рассказал, что все выпускники получили отличные оценки. «Конечно, — скептически протянул правящий архиерей, — вы их учите, вы же и экзаменуете. А вот организуйте-ка независимую комиссию!» К следующему выпуску собрали преподавателей из нашей семинарии, профильных светских вузов и епархиальных отделов.

— И какой, — интересуюсь у собеседника, — был результат?

— Опять все пятерки, только уровень знаний оказался еще выше! Экзаменатор из семинарии даже не поверил, что это «обычные» православные верующие, без базовой подготовки, — кого, мол, ты сюда привел, выпускников ПСТГУ?!!

Со временем, продолжает священник, учащиеся центра сплотились в собственную общину внутри Никольского прихода — совместно отмечают дни рождения, ездят в паломничества, отдыхают в выходные. Способствует этому и стабильный преподавательский состав: за все время существования образовательной структуры среди лекторов появился лишь один новый человек — недавно пришедший из соседнего храма во имя Спиридона Тримифунтского священник Роман Татаринов.

— А других новичков нет, потому что наши преподаватели никуда не уходят, им самим интересно! Ученики покидают занятия со стойким желанием продолжать изучать тему самостоятельно, преподаватели это чувствуют и радуются за них, — объясняет «секрет» отец Михаил.

Параллельно с лекцией отца Романа у студентов первого года обучения шло занятие по церковному чтению.

— Я узнала об этой организации, расположенной рядом с моим домом, во время паломнической поездки в Белгород, когда еще не была прихожанкой Никольского собора, — рассказывает Светлана Гладкова. — Сама активная туристка и большая любительница велопоходов, я не ожидала, что здесь, в среде верующих людей, окажется столько интересных собеседников. Мне это как раз казалось невозможным — совмещать живую веру с современными навыками и требованиями к жизни, позволяющими ощущать себя полноценным участником социума. Активно изучая церковное чтение, на занятиях я пользуюсь старинной книгой Псалтирь, которая досталась мне от бабушки. И вот с удивлением замечаю, как стала меняться моя жизнь. Параллельно получила здесь швейное образование. И сейчас, находясь по основному месту работы в календарном отпуске, который вскоре должен продолжиться бессрочным отпуском без сохранения содержания, нисколько не опасаюсь за свое будущее: уже есть частные швейные заказы, которые с головой захватили меня. А еще я мечтаю выйти замуж и молюсь об этом...

Тут самое время вспомнить, что именно среди обучающихся в Центре изучения Биб­лии за десять лет уже было, как говорит отец Михаил Макаров, несколько венчаний... По сути, лишь одна загадка от путешествия по Нижегородской епархии осталась для меня неразгаданной: почему в воспитательно-просветительских проектах здесь так популярно швейное ремесло? Обязательно выясим в следующий раз.

Имена насельниц центра «Быть мамой» изменены по этическим причинам.

Также читайте на нашем сайте интервью с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

12 августа 2022 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи