выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Репортажи
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Познавая традиции

15 апреля в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественной церемонии закрытия II Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры и вручил награды победителям.

Большинство финалистов олимпиады получили начальные знания о православии в семье. Часть ребят учатся в воскресных школах при храмах. Многие отмечают, что некоторое представление о православии дается на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. «В школе знают, что я хожу в храм, поэтому предложили мне поучаствовать в олимпиаде, но готовилась я самостоятельно», — рассказала семнадцатилетняя Евгения Нарайкина из Кемеровской области.

Многие участники соревнований — победители и призеры олимпиад по обычным школьным предметам. Но даже для них олимпиада по православной культуре была весьма непростой.
«Мы должны были ответить на вопросы не только о событиях из жизни Церкви, но и раскрыть их соединенность с мировой историей и культурой. Нужно было показать, в чем и каким образом сюжеты русской литературы перекликаются с сюжетами Священного Писания», — говорит финалистка Александра Хаджийская.

Творчески подошли участники к выполнению письменной работы о том, какой дополнительный праздник можно было бы ввести в нашей стране. Семнадцатилетний Кирилл Постыко из Ярославской области предложил ввести в России День чтения. По мнению учащегося православной гимназии, 4 марта, день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, хорошо отметить походом в библиотеку.

«Ярослав Мудрый — основатель Ярославля и покровитель нашего края, а еще основатель первой в России библиотеки. В день его памяти полезно будет отключиться от Интернета и вспомнить о том, что у нас есть еще не прочитанные книги», — считает Кирилл.
Для участников олимпиады праздник — это не только отдых, но и время для молитвы.

«Кемеровская область — шахтерский край. Работа шахтеров связана с большой опасностью. Поэтому я предложила отмечать день памяти святой великомученицы Варвары, которую просят об избавлении от внезапной смерти», — говорит Евгения Нарайкина.

По словам Татьяны Скляровой, заведующей кафедры социальной педагогики ПСТГУ, председателя центральной методической комиссии олимпиады по ОПК, важно, что в письменных работах ребята могли употреблять слова «Господь», «молитва» без опасения быть обвиненным в ханжестве. «Одним из самых сильных впечатлений для участников олимпиады стало ощущение общности интересов и взглядов на жизнь, — говорит Татьяна Склярова. — Каждому стало понятно, что таких, как он много, что читать Гоголя и Достоевского, слушать классическую и духовную музыку — это нормальное поведение старшеклассника, а не отклонение от нормы».

«Судя по тому интересу, с которым дети откликнулись на предложение поучаствовать в олимпиаде, почва для введения ОПК подготовлена, — сказала Ирина Бзыкова, учитель истории из Владикавказа. — Дети устали от потока информации, пропагандирующей распущенность и потакание страстям. Они тянутся к духовности. Однозначно могу сказать, что “недобора” на факультативные занятия по православной культуре в наших школах не будет».

«Для нас очень важны люди, труд которых связан с духовным просвещением молодежи, и события, связанные с этой темой. Именно по этим причинам мы поддерживаем Всероссийскую олимпиаду по основам православной культуры, — говорит председатель Совета директоров ОАО «Финансовая корпорация Уралсиб», учредитель Фонда просвещения «МЕТА» Николай Цветков. — Я бы назвал взлет популярности олимпиады естественным процессом. Сегодня наше общество начинает обращаться к своему духовному наследию, а молодежь — наиболее восприимчивая часть общества».

Александра Хаджийская , победительница олимпиады среди учеников десятых классов, планирует поступать на мехмат университета. Евгения Нарайкина, лучшая среди одиннадцатиклассников, хочет стать журналистом. Кирилл Постыко, абсолютный победитель, планирует поступать в духовную академию.
 

Антонина Фроленкова
29 апреля 2010 г.
Ключевые слова: школа, олимпиада, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи