15 апреля в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественной церемонии закрытия II Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры и вручил награды победителям.
Большинство финалистов олимпиады получили начальные знания о православии в семье. Часть ребят учатся в воскресных школах при храмах. Многие отмечают, что некоторое представление о православии дается на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. «В школе знают, что я хожу в храм, поэтому предложили мне поучаствовать в олимпиаде, но готовилась я самостоятельно», — рассказала семнадцатилетняя Евгения Нарайкина из Кемеровской области.
Многие участники соревнований — победители и призеры олимпиад по обычным школьным предметам. Но даже для них олимпиада по православной культуре была весьма непростой.
«Мы должны были ответить на вопросы не только о событиях из жизни Церкви, но и раскрыть их соединенность с мировой историей и культурой. Нужно было показать, в чем и каким образом сюжеты русской литературы перекликаются с сюжетами Священного Писания», — говорит финалистка Александра Хаджийская.
Творчески подошли участники к выполнению письменной работы о том, какой дополнительный праздник можно было бы ввести в нашей стране. Семнадцатилетний Кирилл Постыко из Ярославской области предложил ввести в России День чтения. По мнению учащегося православной гимназии, 4 марта, день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, хорошо отметить походом в библиотеку.
«Ярослав Мудрый — основатель Ярославля и покровитель нашего края, а еще основатель первой в России библиотеки. В день его памяти полезно будет отключиться от Интернета и вспомнить о том, что у нас есть еще не прочитанные книги», — считает Кирилл.
Для участников олимпиады праздник — это не только отдых, но и время для молитвы.
«Кемеровская область — шахтерский край. Работа шахтеров связана с большой опасностью. Поэтому я предложила отмечать день памяти святой великомученицы Варвары, которую просят об избавлении от внезапной смерти», — говорит Евгения Нарайкина.
По словам Татьяны Скляровой, заведующей кафедры социальной педагогики ПСТГУ, председателя центральной методической комиссии олимпиады по ОПК, важно, что в письменных работах ребята могли употреблять слова «Господь», «молитва» без опасения быть обвиненным в ханжестве. «Одним из самых сильных впечатлений для участников олимпиады стало ощущение общности интересов и взглядов на жизнь, — говорит Татьяна Склярова. — Каждому стало понятно, что таких, как он много, что читать Гоголя и Достоевского, слушать классическую и духовную музыку — это нормальное поведение старшеклассника, а не отклонение от нормы».
«Судя по тому интересу, с которым дети откликнулись на предложение поучаствовать в олимпиаде, почва для введения ОПК подготовлена, — сказала Ирина Бзыкова, учитель истории из Владикавказа. — Дети устали от потока информации, пропагандирующей распущенность и потакание страстям. Они тянутся к духовности. Однозначно могу сказать, что “недобора” на факультативные занятия по православной культуре в наших школах не будет».
«Для нас очень важны люди, труд которых связан с духовным просвещением молодежи, и события, связанные с этой темой. Именно по этим причинам мы поддерживаем Всероссийскую олимпиаду по основам православной культуры, — говорит председатель Совета директоров ОАО «Финансовая корпорация Уралсиб», учредитель Фонда просвещения «МЕТА» Николай Цветков. — Я бы назвал взлет популярности олимпиады естественным процессом. Сегодня наше общество начинает обращаться к своему духовному наследию, а молодежь — наиболее восприимчивая часть общества».
Александра Хаджийская , победительница олимпиады среди учеников десятых классов, планирует поступать на мехмат университета. Евгения Нарайкина, лучшая среди одиннадцатиклассников, хочет стать журналистом. Кирилл Постыко, абсолютный победитель, планирует поступать в духовную академию.