iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Репортажи
Вчера выставку открыли Святейший Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Фото священника Игоря Палкина
5 ноября 2018 г. 22:18
версия для печати версия для печати

«Православная Русь» меняет облик

ЭКСПОЗИЦИЯ XVII ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ДЕМОНСТРИРУЕТ ШЕДЕВРЫ ИЗ ПОЛУСОТНИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ

После нескольких сезонов проекта «Россия - моя история», увенчавшихся открытием одноименного исторического парка на ВДНХ и его аналогов в 19 субъектах РФ, выставка-форум «Православная Русь» в очередной раз кардинально обновила имидж. Творческий коллектив организаторов при общей координации Патриаршего совета по культуре замахнулся на беспрецедентный проект: под крышей Центрального выставочного зала «Манеж» собрана 281 живописная работа из 50 провинциальных музеев России, многие из которых прежде не только ни разу не были в столице - вообще не покидали родные стены.

Несмотря на перезагрузку формата, выставка-форум продолжает придерживаться установившихся за годы ее творческой «биографии» добрых традиций. Помимо обширной деловой и образовательной программы из шести десятков мероприятий (полностью с ней можно познакомиться на веб-сайте выставки), это принесение одной из чудотворных икон Божией Матери для молитвенного поклонения верующих. На этот раз место на специальном аналое в аванзале занял образ «Умиление» из Успенского Псково-Печерского монастыря, по преданию написанный в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. В Псково-Печерскую обитель его в XVI веке принесли местные купцы, после чего образ прославился как защитник северо-западных российских рубежей (во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали псковскую крепость и 30 раз тщетно пытались взять ее штурмом, а в 1812 году ввиду угрозы взятия города Наполеоном 7 октября с иконой был совершен крестный ход, после чего враг отошел, а русская армия освободила Полоцк).

Еще одна ставшая традиционной компонента «Православной Руси» - организованное московским правительством групповое посещение Манежа столичными школьниками. На этот раз к школьникам присоединились группы ветеранов и пенсионеров. Само экспозиционное пространство Манежа специально к выставке, озаглавленной организаторами «Сокровища музеев России», пришлось немного видоизменить. Здесь установлены современнейшие системы климат-контроля, разработанные для музеев с художественными коллекциями живописи. Многие картины, кстати, пришлось реставрировать прямо в Манеже, а некоторые, требующие более длительных и серьезных восстановительных процедур, попадут в руки специалистов профильных институтов Министерства культуры уже после окончания выставки.

И все же не широчайшая география задействованных провинциальных музеев (общая протяженность маршрутов по сбору произведений составила 145040 км) и даже не рекордный для бесплатной выставки в центре столицы ансамбль авторов - авторитетнейших живописцев (Нестеров, Айвазовский, Верещагин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Коровин, Левитан, Репин, Серов, Врубель, Кустодиев, Тропинин, Грабарь, Дейнека, Кончаловский - далеко не полный список имен, каждое из которых достойно персональной выставки в этих интерьерах) можно назвать главным достоинством проекта. Выставка «Сокровища российских музеев» очень скоротечна. Даже в Санкт-Петербург, в отличие от цифровых экспозиций проекта «Россия - моя история», она не поедет: очень сложно и дорого. Поэтому именно сейчас в Манеже посетителям предоставляется первая (и, увы, скорее всего, последняя) возможность насладиться всеми этими шедеврами сразу, когда они, дополняя друг друга, формируют у зрителя цельное представление о развитии отечественного изобразительного искусства. Поэтому самой высокой оценки достоин сделавший это возможным титанический труд приглашенных кураторов - генерального директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой и представителя Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Анны Пахомовой.

Архитектор Алексей Подкидышев предложил планировочное решение в виде круговой анфилады из восьми залов, двигаясь по которой, посетители словно получают наглядный экспресс-курс истории русской живописи. Уникальные иконы XVII столетия сменяют парсуны и портреты (дворянские, мещанские, крестьянские) XVIII века, классические пейзажи Брюллова, Венецианова, Сороки уступают место картинам знаменитых передвижников. Два соседних зала рубежа XIX-XX веков и начала прошлого столетия, оставляя зрителя в рамках фигуративного искусства, знакомят с представителями новаторских тогда течений «Голубая роза» и «Бубновый валет». В финале - как широко, так и малоизвестные работы довоенного соцреализма и мастеров 1960-80-х годов. Центральный зал устроители назвали «Россия»: здесь собраны своеобразные живописные «визитные карточки» всех 39 регионов страны, чьи музеи прислали холсты из своих фондов в столицу.

Организаторы проекта уже заявили, что в последующие два года проект «Православной Руси» в подобном формате будет продолжен: сначала - экспозицией о русском искусстве, а затем - о западноевропейском.

Справка

Выставка «Сокровища музеев России» открыта до 25 ноября с 11 до 22 час. Адрес: Москва, Манежная пл., 1. Тел. для справок 8 800 555-1263

Говорят участники проекта

Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон:

Уже несколько лет идет сотрудничество на уровне комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви и музейного сообщества при Патриаршем совете по культуре и Министерстве культуры. Как вы знаете, в Манеже каждый год проходят очень интересные экспозиции. Четыре из них были посвящены периодам русской истории, начиная от древних времен и заканчивая нашими днями. И, конечно же, мы понимали, что нельзя снижать уровень, должно быть нечто действительно очень интересное.

Директор Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина Ирина Перова:

Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры. Нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы.
На этой выставке мы представляем настоящие жемчужины Астраханской картинной галереи. Это, например, такие картины, как «За Волгой» Михаила Нестерова, которое Догадин приобрел непосредственно у автора в 1916 году после долгой переписки, «Сенокос» Льва Каменева, «Гроза идет» Аполлинария Васнецова.
В целом мы очень признательны устроителям проекта за возможность представить шедевры Астраханской галереи на выставке в столице. И надеемся, что, увидев эту небольшую, но безусловно яркую часть нашего собрания, многие зрители впоследствии приедут в Астрахань и обязательно посетят картинную галерею им. П.М Догадина.

Директор Омской картинной галереи им. Врубеля Фарида Буреева:

Из нашего музея представлены 12 полотен, среди которых работы Врубеля, Репина, Зубовского. Всегда отрадно, когда возникают такие интересные межмузейные связи и проекты, которые объединяют не только наше музейное сообщество, но и дают всем людям увидеть удивительное и многогранное культурное богатство нашей страны.

Директор Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Сергей Сарченков:

Мы с огромной радостью принимаем участие в этой выставке. От нас представлены картины таких выдающихся художников, как Б.М. Кустодиев и В.А. Серов. Последние, кстати, были выставлены и на знаменитой выставке Серова в Третьяковке, которая побила рекорды посещаемости.
Впервые музеи из регионов вместе представляют свои коллекции, и не где-нибудь, а в Манеже в Москве. Наш музей сотрудничает и с Третьяковкой, и с Русским музеем, но чтобы собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые. Организаторам проекта надо сказать огромное спасибо.

5 ноября 2018 г. 22:18
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14