iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Репортажи
Фото из архива Богоявленского прихода
ЖМП № 7 июль 2016 /  10 октября 2016 г. 16:33
версия для печати версия для печати

И за парту, и в поход

Богоявленский собор в подмосковном Ногинске можно назвать настоящим учебным центром. При нем действуют воскресная школа, православные детский сад и гимназия, детская школа искусств, художественно-иконописная мастерская, молодежный центр со школой вожатского актива «Шквал» и даже парусная секция. Круглый год дети с этого прихода ездят в лагеря и паломнические поездки по стране и за рубеж. Организует и вдохновляет эту активную учебную жизнь священник Богоявленского собора протоиерей Михаил Ялов.

В конце XIX века настоятелем Богоявленского собора (тогда еще города Богородска) был протоиерей Константин Голубев, будущий священномученик Константин Богородский. Он погиб от рук красноармейцев в 1918 году, и теперь его мощи покоятся в соборе. Отец Константин был выдающимся миссионером: он преподавал в церковноприходской школе, открыл школу для женщин, был попечителем местной гимназии и много сил отдавал образованию детей. Когда в 1997 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Ногинске открылась православная гимназия, было решено дать ей имя священномученика Константина Богородского.

Взросление в ограде храма

За прошедшие годы это учебное заведение разрослось и корпус средней и старшей школы переехал в здание на ближайшей улице. В соседних Электроуглях открыт филиал. Теперь гимназия входит в тройку лучших школ района, ежегодно занимает высокие места в рейтинге по сдаче ЕГЭ, почти в каждом выпуске есть медалисты, а выпускники успешно поступают на бюджетные отделения столичных вузов. И все эти годы протоиерей Михаил Ялов является ее бессменным директором. Он проводит корреспондента журнала по небольшим уютным классам, рассчитанным максимум на пятнадцать учеников. Вместе заходим и в светлую столовую, где вкусно пахнет домашней едой.

Интересуюсь у отца Михаила, как возникла идея создать гимназию. «У меня осталось много негативных воспоминаний о школе, — объясняет священник Михаил. — Поэтому, когда стали подрастать мои трое детей, я всерьез задумался, а где они будут получать образование, какие люди их будут учить? Мне хотелось, чтобы мои дети, став взрослыми, с благодарностью вспоминали своих учителей, а школа была бы для них продолжением семьи. И главное, чтобы их не унижали, потому что маленького человека обидеть легко, ведь он беззащитный. Оказалось, что не я один этого желал, довольно быстро нашлись единомышленники, и так пошло потихонечку».

 «С самого начала нам было важно, чтобы дети как можно больше времени проводили не дома у телевизора или за компьютером, а в церковной ограде. Чтобы после уроков у них здесь были интересные дела, поэтому все секции и кружки находятся на храмовой территории, — объясняет помощник директора гимназии по общим вопросам Ирина Горожанкина. — Уроки у большинства ребят заканчиваются в три часа дня, значит, надо было организовать трехразовое питание. Наш детский хор всегда поет на воскресных и праздничных службах и на особых гимназических Литургиях по понедельникам, в которых дети принимают максимальное участие — поют, читают, помогают в алтаре. Вместе с детьми готовимся к праздникам, а несколько раз в год — обычно в начале учебного года, на Рождество и на Пасху — проводим большие слеты с выездом на природу. С нами вместе едут ребята с других приходов благочиния. Таким образом, мы помогаем детям организовать их досуг, поскольку большинству родителей сегодня это сделать сложно: они целыми днями на работе. Также у ребят появляется круг общения, друзья, которые объединены не только совместной учебой, но и общими внешкольными интересами».

Только для верующих

Главное условие приема в православную гимназию имени Константина Богородского: ребенок должен быть из верующей семьи. В первые годы брали всех желающих. Но, как рассказывает отец Михаил, ничего толкового из этого не вышло. У ребенка из неверующей семьи возникает раздвоение: в гимназии он один, вышел на улицу — другой, в семье — третий. Такое воспитание, убедились в гимназии, не дает добрых плодов.
«Бывает, родители пытаются у нас спрятать ребенка от реалий нынешней жизни, — замечает отец Михаил. — Считают, у нас здесь оазис, благополучная резервация, где нет агрессии, а только добро. Но при этом сами не ведут духовной жизни, не молятся, не ходят в храм. У таких родителей дети рано или поздно отходят от Церкви. Мы всё это проходили, к сожалению». Священник убежден, что 99% воспитания детей происходит в семье и что самый большой авторитет для ребенка — родители. «И это нормально, — с уверенностью говорит директор. — Духовное воспитание должно начинаться в семье. Не дело гимназии заниматься воцерковлением ребенка, учить молиться, прививать навыки нравственной жизни. Это задача родителей, и если они сами не хотят или не могут ее решать, никакая православная гимназия не сможет сделать этого за них. Может помочь воскресная школа, но тоже только при условии активной позиции родителей. Позиция же “мы отдали вам ребенка, а вы уж из него сделайте...” совершенно неверна и бесперспективна».

Интересно, как за почти двадцатилетнюю жизнь гимназии поменялись ее ученики. Ирина Горожанкина вспоминает, что в первые годы было немало детей и подростков, которые сознательно и даже иногда самостоятельно приходили в храм, с удовольствием посещали богослужения. То есть Православие было их личным выбором. Они успели поучиться в обычных школах и получить опыт отстаивания своей веры, не всегда в дружественном окружении. Поэтому приход этих детей в православную гимназию тоже был осознанным, их движение и развитие нужно было только корректировать.
«Сегодня большинство гимназистов — это дети, которых привели в Церковь и впоследствии в первый класс гимназии их родители, — замечает Ирина Петровна. — Следовательно, меняются и воспитательные задачи, стоящие как перед духовником, так и перед администрацией и педагогами. Самый, пожалуй, важный вопрос сейчас — как сохранить благочестие и интерес к духовной жизни детям, для которых Церковь была выбором родителей. Как помочь ребятам пережить кризис переходного возраста с наименьшими духовными потерями? Был у нас один мальчик из верующей семьи. Что-то в его голове переключилось, и ему стало тяжело находиться в гимназии, он перестал молиться, было видно, что он мучается. Его пригласил к себе отец Михаил и сказал, что гимназия у нас для верующих, если ему морально тяжело здесь учиться, то он может уйти, проблем никаких нет. И он перешел учиться в обычную школу».
Отец Михаил делится своими наблюдениями: «Тем детям, которые пришли к нам из обычной школы, есть с чем сравнивать. Они понимают, что здесь, в гимназии, им лучше. А тем ребятам, которые у нас учатся с первого класса, иногда кажется, что всё, что у нас есть, какое-то пресное, а им хочется “крутизны”. Им кажется, что в простой школе они всё это получат. То вдруг наши дети начинают считать, что они такие исключительные, православные и им нельзя ни с кем водиться, то начинают этого стесняться». Но всё же директор замечает, что выпускники его гимназии вырастают очень гибкими и хорошо адаптируются в современном обществе.

Пятая четверть

Едва ли не таким же важным, как и учебу, протоиерей Михаил Ялов считает летний отдых. Эту пору он называет «пятой четвертью». Всевозможные походы, лагеря, программы семейного отдыха разнообразной направленности и разных видов сложности — во всем этом могут поучаствовать ногинские гимназисты на каникулах. «Откуда у вас такая любовь к походам», — спрашиваю у отца Михаила. «От моих родителей, — отвечает батюшка. — Помню, каждое лето мы сплавлялись на байдарках или шли пешком. Теперь я понимаю, как много мне дали для моего взросления эти туристические марш-броски. И вижу, что те лагеря и походы, которые мы сегодня устраиваем для наших ребят, стали практически универсальным средством, помогающим решать самые разные духовные и педагогические вопросы. Ведь поход, лагерь или путешествие — это ситуация в значительной степени кризисная, когда человек оказывается вырванным из привычного окружения и привычных поведенческих моделей. В такой ­ситуации быстро становится ясно, чем наполнена его душа, что он из себя представляет в данный момент, что умеет, а чему только предстоит учиться, чего он стоит как человек, как христианин».

В походе уже не важны оценки по школьным предметам, уровень доходов родителей, модель мобильного телефона или марка одежды. Неважно даже, насколько хорошо ребенок знаком с правилами церковного благочестия и какие он имеет теоретические познания в Законе Божием. Важно лишь то, насколько он умеет жить по этому Закону: любить Бога и ­ближнего, жертвовать своим покоем и комфортом ради других, не злиться и не унывать, когда тяжело, чувствовать ответственность не только за себя, но и за других.

Отец Михаил также замечает, что в мобильном лагере дети начинают понимать, что взрослая жизнь — это не только привилегии, но и ответственность, что взрослый человек (родитель ли, инструктор, учитель, священник) главный не просто потому, что он старший и «так положено», а потому, что он больше знает и умеет, от него действительно зависит безопасность, он обладает прикладными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения жизни. Ребята начинают мало-помалу приходить к пониманию того, что правила и разного рода ограничения придумываются взрослыми не для подавления их свободных личностей, а имеют практическое значение и часто необходимы просто для выживания.

Скорбный и великий путь

В походы ногинские ребята начали ходить в конце 1990-х, и за эти годы состоялось немало удивительных путешествий. Это и сорокадневный переход на реконструированных поморских парусно-моторных баркасах из Подмосковья на Соловки, и байдарочные походы по Карелии и Уралу. Переход на парусно-моторной яхте через Черное море из Севастополя в Синопскую бухту в Турции, путешествия по Исландии, Норвегии, Греции, Новой Зеландии. И даже восхождение на Эльбрус. Походы организуются не только летом, но и зимой. Как-то ходили на лыжах в Троице-Сергиеву лавру и в Реконьскую пустынь в Новгородской области. Любой поход — это всегда паломничество, цель которого — духовно значимое событие: водружение поклонного креста или служение панихиды или Божественной литургии.
Но на невероятно сложный сорокадневный поход на баркасах на Соловки решится не каждый педагог. «Пройти от Москвы до Соловков я считал очень важным для наших ребят. Этот путь и скорбный, и великий. Вообще любовь к Родине, к ее истории возникает тогда, когда ты к ней лично прикасаешься. Книжки тоже хорошо, но когда ты сам увидел всю эту красоту, услышал рассказы очевидцев, это дает совсем другое восприятие. Мы плыли на двух моторных баркасах — “Святитель Николай” и “Константин Богородский”, которые сами собрали. Очень удобно плыть на своем ко­рабле!

Желающих пойти в этот поход было так много, что мы разделили путешествие на этапы. Первый этап — до Рыбинского водохранилища — суда вели шестиклассники, потом их сменили ребята постарше. Самый трудный участок пути от Онежского озера через Беломорский канал и Белое море до Соловецких островов достался одиннадцатому классу. В итоге прошли 1500 км. Ребята научились ставить паруса, читать карту, освоили навигацию и профессию корабельного кока. А главное: дети учились быть людьми, сносить тяготы и не унывать. Учились взаимовыручке, доверию и ответственности».
Баркасы причаливали к стенам Кирилло-Белозерского, Горицкого монастырей. Гимназисты выходили на сушу и молились в храмах городов и сел, встречавшихся на пути. Особенно всем запомнилась Литургия в полузатопленном храме у переправы Крохино близ Белого озера, где уже десятилетиями не было службы. А вечером на берегу одного из озер паломники отслужили заупокойную литию в память о всех православных, скончавшихся при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Кульминацией этого паломничества стал Спасо-Преображенский монастырь на Соловках. Его наместник архимандрит Иосиф (Братищев) с удивлением осматривал причалившие баркасы, с улыбкой вспоминает отец Михаил.
Но самым невероятным походом-паломничеством учеников ногинской гимназии, конечно же, стало восхождение на Эльбрус. Ребят включили в состав Эльбрусиады — ежегодного восхождения на Эльбрус. Целую неделю гимназисты проходили акклиматизацию в горах, совершали небольшие тренировочные походы на близлежащие вершины. Затем началось главное восхождение — на Эльбрус. Ребята добрались до скал Пастухова, до вершины оставалось совсем немного, но, к сожалению, из-за непогоды восхождение по решению организаторов Эльбрусиады пришлось прервать. Но главную задачу — водрузить на высоте специально изготовленный и привезенный в разобранном виде металлический крест — они всё же выполнили.

Уже стало доброй традицией включать в программу каждой поездки встречи с местными жителями и миссионерские концерты. Дети заранее готовят программу — песни и танцы, которые репетируют во время путешествия. Встречаясь с местным населением, ребята вместе со своими педагогами рассказывают о своей гимназии, о жизни прихода.
«Мы общаемся, отвечаем на вопросы о вере, о современной жизни Церкви, — уточняет отец Михаил. — Мы не стараемся навязать свое мировоззрение, объяснить всем на свете, как надо жить, но показываем и рассказываем, как можно, как бывает. В результате практически всегда виден живой интерес и отклик».

В «Дружине» учатся дружить

При гимназии уже много лет работает лагерь семейного отдыха «Дружина», неподалеку от Суздаля, куда приезжают дети со своими родителями. Лагерь состоит из семи бревенчатых домиков вместимостью 15–17 человек, кухни, летней и зимней трапезных. Есть сад, огород, пекарня, скотный двор, и за всем этим хозяйством ухаживают сами отдыхающие. Руководит же ими протоиерей Олег Волков, педагог по образованию, преподаватель гимназии и ответственный за религиозное образование и катехизацию в Богородском благочинии. Он рассказывает, что за лето в «Дружине» проходит пять-шесть двухнедельных смен, у каждой из которых своя тематика. «Первая смена у нас творческая. Дети только закончили учиться, уставшие, поэтому им нужны спокойные занятия, — объясняет отец Олег. — Они вяжут, плетут, ткут, выжигают, лепят из глины. Вторая смена самая энергичная — спортивная. Тренеры занимаются с ребятами футболом, волейболом, айкидо, спортивными танцами. Одна из смен — военная, со строевой подготовкой, военными играми. Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрена щадящая, санаторная, смена. Есть смены английская, посвященная изучению английского языка, музыкальная — для любителей хорового пения с репетициями и выступлениями перед местными жителями. Одна из смен как-то была посвящена исторической реконструкции эпохи князя Владимира. Помимо тематических занятий в каждой смене у детей есть трудовые послушания, еще ребята участвуют в духовных беседах. И, конечно же, они ходят в походы — пешие, водные или на велосипедах.

Вы спросите, где мы берем педагогические кадры для столь насыщенных лагерных смен? В школе вожатых “Шквал”, которая действует на базе нашей приходской воскресной школы». Осмысливая многолетний опыт проведения походов и мобильных лагерей, отец Михаил Ялов замечает, что дружеские связи, которые возникают у ребят летом, сохраняются на долгие годы и помогают им ощутить себя членами одной общины. Дети чувствуют себя братьями и сестрами, объединенными общими воспоминаниями и переживаниями. И, что важно, многим молодым людям удается преодолеть замкнутость и преувеличенный индивидуализм, столь свойственный подростковому и юношескому возрасту.

Елена Алексеева
10 октября 2016 г. 16:33
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи