![]()
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда.
29 июня 2022 г. 15:30
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Вышел в свет №5 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
27 апреля 2022 г. 17:00
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
4 апреля 2022 г. 14:00
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
28 февраля 2022 г. 15:00
Почему отнятое у Церкви не спасло голодающих В феврале этого года исполняется ровно сотня лет с начала кампании по опустошению православных храмов большевиками под лозунгом помощи голодающим. И хотя эти события многократно отражены в различных исследованиях, необходимо рассмотреть их прежде всего в освобожденном от неправды историческом контексте. Какая истинная и неприглядная реальность скрывалась за передовицами партийных газет, бодро рапортующих о потраченных церковных ценностях на закупку заграничного хлеба для спасения населения Поволжья, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов. PDF-версия.
25 февраля 2022 г. 17:00
Новоторжец В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Патриархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
31 января 2022 г. 15:00
Протоиерей Алексий Злобин У каждого священника свой путь. За 66 лет в священном сане у тверского протоиерея Алексия Злобина этот путь был, с одной стороны, простым — он сменил всего два храма за все время своего служения, а с другой стороны, уникальным — именно ему, священнику и депутату, выпало служить Литургию в осажденном Белом доме в августе 1993-го. PDF-версия.
15 декабря 2021 г. 13:30
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2016 /
10 октября 2016 г. 16:33
И за парту, и в походБогоявленский собор в подмосковном Ногинске можно назвать настоящим учебным центром. При нем действуют воскресная школа, православные детский сад и гимназия, детская школа искусств, художественно-иконописная мастерская, молодежный центр со школой вожатского актива «Шквал» и даже парусная секция. Круглый год дети с этого прихода ездят в лагеря и паломнические поездки по стране и за рубеж. Организует и вдохновляет эту активную учебную жизнь священник Богоявленского собора протоиерей Михаил Ялов. Взросление в ограде храма За прошедшие годы это учебное заведение разрослось и корпус средней и старшей школы переехал в здание на ближайшей улице. В соседних Электроуглях открыт филиал. Теперь гимназия входит в тройку лучших школ района, ежегодно занимает высокие места в рейтинге по сдаче ЕГЭ, почти в каждом выпуске есть медалисты, а выпускники успешно поступают на бюджетные отделения столичных вузов. И все эти годы протоиерей Михаил Ялов является ее бессменным директором. Он проводит корреспондента журнала по небольшим уютным классам, рассчитанным максимум на пятнадцать учеников. Вместе заходим и в светлую столовую, где вкусно пахнет домашней едой. Интересуюсь у отца Михаила, как возникла идея создать гимназию. «У меня осталось много негативных воспоминаний о школе, — объясняет священник Михаил. — Поэтому, когда стали подрастать мои трое детей, я всерьез задумался, а где они будут получать образование, какие люди их будут учить? Мне хотелось, чтобы мои дети, став взрослыми, с благодарностью вспоминали своих учителей, а школа была бы для них продолжением семьи. И главное, чтобы их не унижали, потому что маленького человека обидеть легко, ведь он беззащитный. Оказалось, что не я один этого желал, довольно быстро нашлись единомышленники, и так пошло потихонечку». «С самого начала нам было важно, чтобы дети как можно больше времени проводили не дома у телевизора или за компьютером, а в церковной ограде. Чтобы после уроков у них здесь были интересные дела, поэтому все секции и кружки находятся на храмовой территории, — объясняет помощник директора гимназии по общим вопросам Ирина Горожанкина. — Уроки у большинства ребят заканчиваются в три часа дня, значит, надо было организовать трехразовое питание. Наш детский хор всегда поет на воскресных и праздничных службах и на особых гимназических Литургиях по понедельникам, в которых дети принимают максимальное участие — поют, читают, помогают в алтаре. Вместе с детьми готовимся к праздникам, а несколько раз в год — обычно в начале учебного года, на Рождество и на Пасху — проводим большие слеты с выездом на природу. С нами вместе едут ребята с других приходов благочиния. Таким образом, мы помогаем детям организовать их досуг, поскольку большинству родителей сегодня это сделать сложно: они целыми днями на работе. Также у ребят появляется круг общения, друзья, которые объединены не только совместной учебой, но и общими внешкольными интересами». Только для верующих Главное условие приема в православную гимназию имени Константина Богородского: ребенок должен быть из верующей семьи. В первые годы брали всех желающих. Но, как рассказывает отец Михаил, ничего толкового из этого не вышло. У ребенка из неверующей семьи возникает раздвоение: в гимназии он один, вышел на улицу — другой, в семье — третий. Такое воспитание, убедились в гимназии, не дает добрых плодов. Интересно, как за почти двадцатилетнюю жизнь гимназии поменялись ее ученики. Ирина Горожанкина вспоминает, что в первые годы было немало детей и подростков, которые сознательно и даже иногда самостоятельно приходили в храм, с удовольствием посещали богослужения. То есть Православие было их личным выбором. Они успели поучиться в обычных школах и получить опыт отстаивания своей веры, не всегда в дружественном окружении. Поэтому приход этих детей в православную гимназию тоже был осознанным, их движение и развитие нужно было только корректировать. Пятая четверть Едва ли не таким же важным, как и учебу, протоиерей Михаил Ялов считает летний отдых. Эту пору он называет «пятой четвертью». Всевозможные походы, лагеря, программы семейного отдыха разнообразной направленности и разных видов сложности — во всем этом могут поучаствовать ногинские гимназисты на каникулах. «Откуда у вас такая любовь к походам», — спрашиваю у отца Михаила. «От моих родителей, — отвечает батюшка. — Помню, каждое лето мы сплавлялись на байдарках или шли пешком. Теперь я понимаю, как много мне дали для моего взросления эти туристические марш-броски. И вижу, что те лагеря и походы, которые мы сегодня устраиваем для наших ребят, стали практически универсальным средством, помогающим решать самые разные духовные и педагогические вопросы. Ведь поход, лагерь или путешествие — это ситуация в значительной степени кризисная, когда человек оказывается вырванным из привычного окружения и привычных поведенческих моделей. В такой ситуации быстро становится ясно, чем наполнена его душа, что он из себя представляет в данный момент, что умеет, а чему только предстоит учиться, чего он стоит как человек, как христианин». В походе уже не важны оценки по школьным предметам, уровень доходов родителей, модель мобильного телефона или марка одежды. Неважно даже, насколько хорошо ребенок знаком с правилами церковного благочестия и какие он имеет теоретические познания в Законе Божием. Важно лишь то, насколько он умеет жить по этому Закону: любить Бога и ближнего, жертвовать своим покоем и комфортом ради других, не злиться и не унывать, когда тяжело, чувствовать ответственность не только за себя, но и за других. Отец Михаил также замечает, что в мобильном лагере дети начинают понимать, что взрослая жизнь — это не только привилегии, но и ответственность, что взрослый человек (родитель ли, инструктор, учитель, священник) главный не просто потому, что он старший и «так положено», а потому, что он больше знает и умеет, от него действительно зависит безопасность, он обладает прикладными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения жизни. Ребята начинают мало-помалу приходить к пониманию того, что правила и разного рода ограничения придумываются взрослыми не для подавления их свободных личностей, а имеют практическое значение и часто необходимы просто для выживания. Скорбный и великий путь В походы ногинские ребята начали ходить в конце 1990-х, и за эти годы состоялось немало удивительных путешествий. Это и сорокадневный переход на реконструированных поморских парусно-моторных баркасах из Подмосковья на Соловки, и байдарочные походы по Карелии и Уралу. Переход на парусно-моторной яхте через Черное море из Севастополя в Синопскую бухту в Турции, путешествия по Исландии, Норвегии, Греции, Новой Зеландии. И даже восхождение на Эльбрус. Походы организуются не только летом, но и зимой. Как-то ходили на лыжах в Троице-Сергиеву лавру и в Реконьскую пустынь в Новгородской области. Любой поход — это всегда паломничество, цель которого — духовно значимое событие: водружение поклонного креста или служение панихиды или Божественной литургии. Желающих пойти в этот поход было так много, что мы разделили путешествие на этапы. Первый этап — до Рыбинского водохранилища — суда вели шестиклассники, потом их сменили ребята постарше. Самый трудный участок пути от Онежского озера через Беломорский канал и Белое море до Соловецких островов достался одиннадцатому классу. В итоге прошли 1500 км. Ребята научились ставить паруса, читать карту, освоили навигацию и профессию корабельного кока. А главное: дети учились быть людьми, сносить тяготы и не унывать. Учились взаимовыручке, доверию и ответственности». Уже стало доброй традицией включать в программу каждой поездки встречи с местными жителями и миссионерские концерты. Дети заранее готовят программу — песни и танцы, которые репетируют во время путешествия. Встречаясь с местным населением, ребята вместе со своими педагогами рассказывают о своей гимназии, о жизни прихода. В «Дружине» учатся дружить При гимназии уже много лет работает лагерь семейного отдыха «Дружина», неподалеку от Суздаля, куда приезжают дети со своими родителями. Лагерь состоит из семи бревенчатых домиков вместимостью 15–17 человек, кухни, летней и зимней трапезных. Есть сад, огород, пекарня, скотный двор, и за всем этим хозяйством ухаживают сами отдыхающие. Руководит же ими протоиерей Олег Волков, педагог по образованию, преподаватель гимназии и ответственный за религиозное образование и катехизацию в Богородском благочинии. Он рассказывает, что за лето в «Дружине» проходит пять-шесть двухнедельных смен, у каждой из которых своя тематика. «Первая смена у нас творческая. Дети только закончили учиться, уставшие, поэтому им нужны спокойные занятия, — объясняет отец Олег. — Они вяжут, плетут, ткут, выжигают, лепят из глины. Вторая смена самая энергичная — спортивная. Тренеры занимаются с ребятами футболом, волейболом, айкидо, спортивными танцами. Одна из смен — военная, со строевой подготовкой, военными играми. Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрена щадящая, санаторная, смена. Есть смены английская, посвященная изучению английского языка, музыкальная — для любителей хорового пения с репетициями и выступлениями перед местными жителями. Одна из смен как-то была посвящена исторической реконструкции эпохи князя Владимира. Помимо тематических занятий в каждой смене у детей есть трудовые послушания, еще ребята участвуют в духовных беседах. И, конечно же, они ходят в походы — пешие, водные или на велосипедах. Вы спросите, где мы берем педагогические кадры для столь насыщенных лагерных смен? В школе вожатых “Шквал”, которая действует на базе нашей приходской воскресной школы». Осмысливая многолетний опыт проведения походов и мобильных лагерей, отец Михаил Ялов замечает, что дружеские связи, которые возникают у ребят летом, сохраняются на долгие годы и помогают им ощутить себя членами одной общины. Дети чувствуют себя братьями и сестрами, объединенными общими воспоминаниями и переживаниями. И, что важно, многим молодым людям удается преодолеть замкнутость и преувеличенный индивидуализм, столь свойственный подростковому и юношескому возрасту.
10 октября 2016 г. 16:33
Ключевые слова:
дети
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Крайнее средство Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
|