выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Репортажи
Заключительный концерт Второго Рождественского фестиваля духовной музыки
23 января 2012 г. 04:59
версия для печати версия для печати

В Москве состоялась мировая премьера "Stabat mater" митрополита Волоколамского Илариона

Новое произведение председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, написанное для хора и оркестра, стало главной премьерой завершившегося накануне в Москве второго Рождественского фестиваля духовной музыки. Кантата "Stabat mater" прозвучала в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Сочинение написано на традиционный латинский текст Stabat mater. Как рассказал ЦВ митрополит Иларион, "по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери". Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия Stabat mater "повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души".

"Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов: ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений, от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карло Дженкинса", - считает митрополит Иларион.

Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над "Страстями по Матфею", в которых также большое значение имел образ Богородицы, стоящей у креста. "Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения", - отметил митрополит Иларион. "Две части из четырех некоторое время существовали как оркестровые пьесы. Это фуга в 12 минорных тональностях Memento, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса "Perpeto mobile", которая стала четвертой частью кантаты", - рассказал он.

Исполнитель сочинения, известный дирижер и один из художественных руководителей Рождественского фестиваля Владимир Спиваков в беседе с корреспондентом ЦВ рассказал, что обращается к музыке митрополита Илариона в своем творчестве не впервые, и за несколько последних лет у них сложилось плодотворное сотрудничество. "Мы уже записали "Рождественскую ораторию" и "Песнь восхождения", - отметил музыкант. Владимир Спиваков считает: "Его Высокопреосвященство – не только известный церковный деятель, но еще и замечательный композитор. Его произведения исключительно профессионально написаны и музыканты с удовольствием их играют и поют". "Для каждого композитора его музыка – это его личное обращение к Богу", - добавил Владимир Спиваков.

Рождественский фестиваль духовной музыки, который уже во второй раз проводился в Московском международном доме музыке, собрал исполнителей разных духовных традиций. В этом году состав участников расширился, в фестивале приняли участие десять хоровых коллективов из России (Московский синодальный хор, камерный хор "Древнерусский распев", хор Московского Сретенского монастыря, хор Московского Данилова монастыря, хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, хор старообрядческого Успенского храма в Нижнем Новгороде, хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова), Греции ("Ergastiri Psaltikis"), Франции (литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес) и США (Госпел-хор Aeolians).

Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, подводя итоги фестиваля, "здесь прозвучала музыка разных народов и разных эпох: от древнего византийского пения и знаменного распева, до произведений русских композиторов XIX века, творений современных композиторов, американских госпелов. В течение двух с небольшим недель слушатели смогли соприкоснуться с очень широким спектром духовного музыкального искусства, принадлежащего разным народам и одновременно принадлежащего всем. Ведь музыка - это тот универсальный язык, который понимает всякое открытое сердце".

Владыка Иларион также отметил необычайный интерес публики к фестивалю, каждый концерт которого проходил с аншлагом. По подсчетам организаторов, музыкальный форум посетили почти 11 тысяч человек.

"Не случайно фестиваль проходит в Рождественские дни. Концерты являются как бы продолжением Рождественских богослужений и тексты, которые здесь исполняются, говорят о том же, о чем говорят литургические тексты Православной Церкви. О том, что " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины". О том, что Бог воплотился и стал человеком, он пришел к нам не когда-то давно, а пришел, чтобы оставаться с нами. И сегодня, и всегда Он пребывает среди нас. Именно Его божественное присутствие наполняет смыслом нашу человеческую жизнь", - заключил митрополит Иларион.

23 января 2012 г. 04:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00