выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Нищие у храма: привечать или прогонять?
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. В статье приводится ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви с целью поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.    
15 августа 2024 г. 15:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Репортажи
Архимандрит Лука (Винарчук) в составе украинского миротворческого контингента
ЖМП № 2 февраль 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

В поисках модели капелланского служения

Введение института штатного военного духовенства в украинской армии — актуальная тема как для Министерства обороны Украины, так и для местных религиозных организаций. На право духовно опекать военнослужащих претендуют как минимум шесть христианских конфессий, а также представители мусульманской общины. О том, как регламентировать деятельность священнослужителей в украинской армии, рассуждали участники международной конференции в Киеве.

Немного статистики

В настоящее время в украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях, принадлежащих Минобороны Украины, действует свыше 50 храмов и часовен. Согласно недавним социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тыс. военнослужащих верят в Бога. Среди офицерского состава верующими назвали себя 65%, из которых 19% признались, что нуждаются в постоянном духовном окормлении. Такие данные были приведены на научно-практической конференции "Вооруженные силы Украины и украинское военное душепастырство", которая прошла в Киеве 13–15 декабря.

При этом, как сообщил первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, конфессиональная ситуация в стране остается сложной. Для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при Министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, куда вошли семь религиозных конфессий, имеющих своих последователей в армии. Помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) в работе рады принимают участие священнослужители Римо-католической (РКЦ) и Греко-католической (УКГЦ) Церквей, мусульмане, евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и представители раскольнических объединений — Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).
Зарубежный опыт.

Создание рады — это первый серьезный шаг украинского военного ведомства по регламентации деятельности священнослужителей в Вооруженных силах. Сегодня ее задача состоит в том, чтобы понять соотношение верующих военнослужащих, определиться с необходимым количеством священнослужителей в армии, понять специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном счете выработать собственную модель института военных капелланов. Особое внимание при построении модели уделяется анализу современного зарубежного опыта. На конференции о принципах формирования и о функционировании структуры военного духовенства рассказали гости из США и России.
Институт военных капелланов в Соединенных Штатах представляет собой разветвленную иерархическую структуру с детально проработанной системой отчетности и контроля, четко прописанными функциональными обязанностями. Существует строгая система отбора военных капелланов. По словам главного капеллана войск США в Европе полковника Брайана ван Сикла, ежегодно от соискателей на должность капеллана поступает более двух тысяч заявок, из которых удовлетворяется не более двухсот.

Брайан ван Сикл подчеркнул, что религиозные конфессии должны отправлять в армию самых лучших священнослужителей. "В американской армии служат самые лучшие священники. Невозможно представить себе, чтобы религиозная организация посылала в армию недостойного священнослужителя, которого церковное начальство просто хочет удалить с глаз долой", — заметил докладчик. По его словам, в случае если военный священник не должным образом исполняет свои обязанности в армии, руководство конфессии вправе отозвать его под предлогом, что он отныне не достоин представлять в Вооруженных силах соответствующую религиозную организацию. Капеллан сообщил, что военный священник должен быть самым нравственным, самым дисциплинированным человеком в воинской части, обладать духовным авторитетом. "Именно такого поведения от нас ждут военнослужащие и командование", — подчеркнул Брайан ван Сикл.
О ситуации в России на конференции рассказали начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Борис Лукичев сформулировал задачи военного духовенства. По его словам, содержание работы военного священника должно включать три составляющие: богослужебную деятельность, участие в социальной работе и духовно-нравственном просвещении военнослужащих и комплексный мониторинг религиозной ситуации. Лукичев особо остановился на третьем пункте деятельности военного священнослужителя, отметив, что под комплексным мониторингом подразумевается всесторонняя оценка религиозной ситуации и ее влияние на основные задачи военного соединения. Эта оценка должна проводиться с учетом религиозного состава воинской части и специфики региона, в котором она расположена. В качестве иллюстрации важной роли религиозного фактора при планировании стратегических и тактических задач докладчик привел пример решения властей одной из национальных республик не посылать местных призывников в Чечню, дабы избежать применения ими оружия в отношении мусульман-единоверцев.

Протоиерей Димитрий Смирнов, говоря о функциях военного священника, указал на всеобъемлющий характер его духовной заботы о военнослужащих. "Православный священник должен оказывать помощь всем военнослужащим, независимо от их вероисповедания. Если в части, которую он окормляет, есть мусульмане, желающие встретиться со священнослужителем своей религии, но при этом отсутствует войсковой мулла, священнику необходимо сделать всё возможное, чтобы найти ближайшего мусульманского священнослужителя и по согласованию с командиром привести его в часть", — подчеркнул отец Димитрий. Исключение необходимо делать только для членов тоталитарных сект и харизматических движений. По словам главы синодального отдела, представители сектантских сообществ, попадая в армию, нередко начинают заниматься прозелитизмом и при этом используют психотехнические приемы, наносящие вред здоровью человека.

Начало эксперимента?

Вопрос о введении в Вооруженных силах Украины института военного духовенства очень остро стоит на повестке дня, и его необходимо решать как можно скорее, заявил корреспонденту "Журнала Московской Патриархии" председатель Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и иными воинскими формированиями архиепископ Львовский и Галицкий Августин. По его словам, какая-то часть общества выступает против введения военного духовенства, но большинство относится к этому положительно. "Будем настойчиво работать в этом направлении. Думаю, при конструктивном отношении Президента Украины Виктора Януковича можно будет в качестве эксперимента ввести десять или двадцать должностей в крупных частях и гарнизонах. Это разумное количество, так как больше при нынешней финансовой ситуации в армии государство не потянет", — добавил владыка.

Прошедшую конференцию глава военного отдела Украинской Православной Церкви оценивает как "очень своевременную". "Во-первых, мы услышали священнослужителей разных религий и христианских конфессий, представителей государственной власти и общественности, — отметил архиепископ, — такой обмен мнениями и опытом будет содействовать лучшему взаимопониманию между нами. Во-вторых, я надеюсь, что результаты конференции и принятая резолюция ускорят принятие решения о создании в украинской армии института военного духовенства и помогут выработать оптимальный механизм функционирования капелланской службы. У нас много общего и с Россией, и с Европой, но в то же время на Украине имеется своя специфика, так что мы не можем слепо копировать ту или иную модель".

Если церковно-государственное сотрудничество в сфере взаимодействия армии с религиозными организациями на Украине будет развиваться в позитивном направлении, круг государств постсоветского пространства, в которых в последние годы был образован институт военного духовенства, пополнится еще одним участником. Очевидно, что в условиях неуврачеванного религиозного раскола процесс создания и функционирования в армии структуры полковых священников будет непростым. Как показали проведенные соцопросы, немалая часть военнослужащих, называющих себя православными, не задумывается о каноническом статусе священнослужителя, приходящего в казармы. Это вызывает серьезные затруднения при попытках регламентировать количественное соотношение священнослужителей разных конфессий в армии. Есть здесь и другие сложности. Украине предстоит проделать нелегкий путь из проб и ошибок. И хочется, чтобы последних было как можно меньше.

12 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: армия, Украина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00