iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Репортажи
Архимандрит Лука (Винарчук) в составе украинского миротворческого контингента
ЖМП № 2 февраль 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

В поисках модели капелланского служения

Введение института штатного военного духовенства в украинской армии — актуальная тема как для Министерства обороны Украины, так и для местных религиозных организаций. На право духовно опекать военнослужащих претендуют как минимум шесть христианских конфессий, а также представители мусульманской общины. О том, как регламентировать деятельность священнослужителей в украинской армии, рассуждали участники международной конференции в Киеве.

Немного статистики

В настоящее время в украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях, принадлежащих Минобороны Украины, действует свыше 50 храмов и часовен. Согласно недавним социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тыс. военнослужащих верят в Бога. Среди офицерского состава верующими назвали себя 65%, из которых 19% признались, что нуждаются в постоянном духовном окормлении. Такие данные были приведены на научно-практической конференции "Вооруженные силы Украины и украинское военное душепастырство", которая прошла в Киеве 13–15 декабря.

При этом, как сообщил первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, конфессиональная ситуация в стране остается сложной. Для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при Министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, куда вошли семь религиозных конфессий, имеющих своих последователей в армии. Помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) в работе рады принимают участие священнослужители Римо-католической (РКЦ) и Греко-католической (УКГЦ) Церквей, мусульмане, евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и представители раскольнических объединений — Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).
Зарубежный опыт.

Создание рады — это первый серьезный шаг украинского военного ведомства по регламентации деятельности священнослужителей в Вооруженных силах. Сегодня ее задача состоит в том, чтобы понять соотношение верующих военнослужащих, определиться с необходимым количеством священнослужителей в армии, понять специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном счете выработать собственную модель института военных капелланов. Особое внимание при построении модели уделяется анализу современного зарубежного опыта. На конференции о принципах формирования и о функционировании структуры военного духовенства рассказали гости из США и России.
Институт военных капелланов в Соединенных Штатах представляет собой разветвленную иерархическую структуру с детально проработанной системой отчетности и контроля, четко прописанными функциональными обязанностями. Существует строгая система отбора военных капелланов. По словам главного капеллана войск США в Европе полковника Брайана ван Сикла, ежегодно от соискателей на должность капеллана поступает более двух тысяч заявок, из которых удовлетворяется не более двухсот.

Брайан ван Сикл подчеркнул, что религиозные конфессии должны отправлять в армию самых лучших священнослужителей. "В американской армии служат самые лучшие священники. Невозможно представить себе, чтобы религиозная организация посылала в армию недостойного священнослужителя, которого церковное начальство просто хочет удалить с глаз долой", — заметил докладчик. По его словам, в случае если военный священник не должным образом исполняет свои обязанности в армии, руководство конфессии вправе отозвать его под предлогом, что он отныне не достоин представлять в Вооруженных силах соответствующую религиозную организацию. Капеллан сообщил, что военный священник должен быть самым нравственным, самым дисциплинированным человеком в воинской части, обладать духовным авторитетом. "Именно такого поведения от нас ждут военнослужащие и командование", — подчеркнул Брайан ван Сикл.
О ситуации в России на конференции рассказали начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Борис Лукичев сформулировал задачи военного духовенства. По его словам, содержание работы военного священника должно включать три составляющие: богослужебную деятельность, участие в социальной работе и духовно-нравственном просвещении военнослужащих и комплексный мониторинг религиозной ситуации. Лукичев особо остановился на третьем пункте деятельности военного священнослужителя, отметив, что под комплексным мониторингом подразумевается всесторонняя оценка религиозной ситуации и ее влияние на основные задачи военного соединения. Эта оценка должна проводиться с учетом религиозного состава воинской части и специфики региона, в котором она расположена. В качестве иллюстрации важной роли религиозного фактора при планировании стратегических и тактических задач докладчик привел пример решения властей одной из национальных республик не посылать местных призывников в Чечню, дабы избежать применения ими оружия в отношении мусульман-единоверцев.

Протоиерей Димитрий Смирнов, говоря о функциях военного священника, указал на всеобъемлющий характер его духовной заботы о военнослужащих. "Православный священник должен оказывать помощь всем военнослужащим, независимо от их вероисповедания. Если в части, которую он окормляет, есть мусульмане, желающие встретиться со священнослужителем своей религии, но при этом отсутствует войсковой мулла, священнику необходимо сделать всё возможное, чтобы найти ближайшего мусульманского священнослужителя и по согласованию с командиром привести его в часть", — подчеркнул отец Димитрий. Исключение необходимо делать только для членов тоталитарных сект и харизматических движений. По словам главы синодального отдела, представители сектантских сообществ, попадая в армию, нередко начинают заниматься прозелитизмом и при этом используют психотехнические приемы, наносящие вред здоровью человека.

Начало эксперимента?

Вопрос о введении в Вооруженных силах Украины института военного духовенства очень остро стоит на повестке дня, и его необходимо решать как можно скорее, заявил корреспонденту "Журнала Московской Патриархии" председатель Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и иными воинскими формированиями архиепископ Львовский и Галицкий Августин. По его словам, какая-то часть общества выступает против введения военного духовенства, но большинство относится к этому положительно. "Будем настойчиво работать в этом направлении. Думаю, при конструктивном отношении Президента Украины Виктора Януковича можно будет в качестве эксперимента ввести десять или двадцать должностей в крупных частях и гарнизонах. Это разумное количество, так как больше при нынешней финансовой ситуации в армии государство не потянет", — добавил владыка.

Прошедшую конференцию глава военного отдела Украинской Православной Церкви оценивает как "очень своевременную". "Во-первых, мы услышали священнослужителей разных религий и христианских конфессий, представителей государственной власти и общественности, — отметил архиепископ, — такой обмен мнениями и опытом будет содействовать лучшему взаимопониманию между нами. Во-вторых, я надеюсь, что результаты конференции и принятая резолюция ускорят принятие решения о создании в украинской армии института военного духовенства и помогут выработать оптимальный механизм функционирования капелланской службы. У нас много общего и с Россией, и с Европой, но в то же время на Украине имеется своя специфика, так что мы не можем слепо копировать ту или иную модель".

Если церковно-государственное сотрудничество в сфере взаимодействия армии с религиозными организациями на Украине будет развиваться в позитивном направлении, круг государств постсоветского пространства, в которых в последние годы был образован институт военного духовенства, пополнится еще одним участником. Очевидно, что в условиях неуврачеванного религиозного раскола процесс создания и функционирования в армии структуры полковых священников будет непростым. Как показали проведенные соцопросы, немалая часть военнослужащих, называющих себя православными, не задумывается о каноническом статусе священнослужителя, приходящего в казармы. Это вызывает серьезные затруднения при попытках регламентировать количественное соотношение священнослужителей разных конфессий в армии. Есть здесь и другие сложности. Украине предстоит проделать нелегкий путь из проб и ошибок. И хочется, чтобы последних было как можно меньше.

12 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: армия, Украина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00