iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Репортажи

Вечные ценности языком музыки

Так уж повелось, что в постсоветской России каждое значимое культурное событие или форум ставит перед организаторами задачи не только чисто творческие, но и нравственно-просветительские. Яркий пример этому – десятилетняя история проведения Московского Пасхального фестиваля. С самого начала в его создании принимал деятельное участие Святейший Патриарх Алексий II. Тогда, в последефолтный период искусство особенно нуждалось в подтверждении высоких духовных истин, которому оно призвано служить. Для церковного же музыкального творчества, интерес к которому в то время, после его сенсационного открытия в 90-е годы со стороны светских исполнителей, ученых и слушателей, заметно поутих, Пасхальный фестиваль стал возможностью развивать певческую церковную традицию на высоком профессиональном уровне, показать достаточно закрытое для светского слушателя искусство современной Церкви  и, главное, приобщить к нему новое поколение музыкантов. С этим во многом связан успех, который имел Московский Пасхальный фестиваль на протяжении всей своей истории.

Организаторский и музыкальный талант художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева стал гарантией того, что название «Пасхальный» не станет просто календарной традицией или коммерческим брендом, а будет его живым смыслом. В итоге смелые замыслы создателей воплотились – уже целое десятилетие удается не снижать планку качества, и, вместе с тем, не останавливаться, развивать как творческую, так и миссионерскую составляющую музыкального форума. «Миссия фестиваля – исполнять музыку, возвышающую и очищающую души», - считает известный дирижер.

В этом году за 16 дней фестиваль охватил столицы пяти государств: России, Казахстана, Литвы, Белоруссии, Украины и 37 городов России и Казахстана. В его рамках состоялось 122 концерта симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ, а участниками стали около 2000 исполнителей. Многие концерты были бесплатными и благотворительными. Известные музыканты выступили в университетах, больницах, пансионатах и других социальных учреждениях. Прошли также особые мемориальные концерты, посвященные 25-летию Чернобыльской катастрофы и в память о пострадавших при землетрясении в Японии.

Заключительный концерт фестиваля прошел в День Победы на Поклонной горе – для ветеранов и их родственников стало уже традицией ежегодно собираться на этот общедоступный праздничный вечер. В этот раз на площадь перед Центральным музеем Великой Отечественной войны пришли около 250 тысяч человек.

Юбилейный Пасхальный фестиваль не только гораздо масштабнее всех предшествующих. В его программе нашли отражение актуальные для Церкви сегодня идеи о единстве культурного пространства народов на постсоветской территории. Так, несмотря на малое количество и не всегда удовлетворительное состояние концертных залов русской, украинской, белорусской и казахской провинции, именно сюда была привезена богатая симфоническая программа в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением самого маэстро Валерия Гергиева.

Хоровая программа Пасхального фестиваля напротив – собрала известные церковные коллективы со всего русского мира в старинных намоленных храмах столицы, Подмосковья и нескольких городов Центрального Федерального Округа. В этом году на фестивале выступили 16 хоров из России, а также коллективы Украины, Беларусии, Абхазии, Греции, Венгрии, Сербии, Литвы. Приглашая исполнителей на фестиваль, его организаторы стремились показать разные православные певческие традиции, которые бытуют сегодня. Русская классика и духовная музыка конца XIX – начала XX веков и древние песнопения были представлены в самых разных интерпретациях - в исполнении большого смешанного хора, а также камерных монастырских ансамблей и хоров мальчиков. Национальные певческие школы представили сербский хор «Серафим», греческий «Ираклион», а также российские коллективы, исполняющие аутентичную народную музыку, в числе которых был знаменитый Архангельский народный хор.

Уникальным событием в рамках фестиваля стала очередная звонильная неделя, в течение которой в храмах и соборах Москвы можно было услышать и оценить искусство 35 лучших звонарей из разных городов России: викториальные звоны в честь Дня Победы, пасхальные звоны, а также вереницы звонов «Замоскворецкие колокола» и «Колокола Зарядья». Девятого мая зазвучал завершающий «Большой Пасхальный звон», при участии всех звонниц храмов, участвующих в фестивале.

17 мая 2011 г.
Ключевые слова: Пасха, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00