iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Наука
Цифровой фотоснимок, выполненный в ходе реального сеанса фотограмметрии
ЖМП № 3 март 2020 /  27 марта 2020 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Квадрокоптер нам поможет

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ ДОНЕСУТ ГИБНУЩЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДО ПОТОМКОВ

Число аварийных и руинированных храмов в России превысило три тысячи. Таковы текущие данные реестра Патриаршего совета по культуре, наполнение которого началось два года назад по указанию председателя этой синодальной структуры митрополита Псковского и Порховского Тихона. Следует заметить: в указанную цифру попали не только отнесенные к объектам культурного наследия церкви. С другой стороны, результаты учета далеко не полны: проанализированы пока только сведения из 110 епархий, работа на остальных территориях продолжается. PDF-версия

По предварительной оценке председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (далее — Совет) протоиерея Леонида Калинина, общее число находящихся в аварийном состоянии храмов с учетом рабочих сведений епархиальных архитекторов и древлехранителей достигает примерно 4,7 тысяч. Особое беспокойство вызывает массив церковных построек с высоким риском обрушения (либо гибели по иным конструктивным причинам) в ближайшее десятилетие. А к ним, по оценке отца Леонида, относится примерно каждая третья позиция из «списка руин» (то есть примерно тысяча объектов). Служить там как минимум опасно, на баланс Церковь, что вполне понятно, берет их с осторожностью. Но главное — как правило, речь идет о сооружениях, расположенных в безлюдных местностях либо малонаселенных поселениях, где полноценная община в ближайшие годы невозможна чисто статистически.

Как ни печально признавать, в ближайшие годы стоит ожидать массовую гибель старинных храмов, законсервировать либо отреставрировать которые в срочном порядке возможным не представляется. Да и общее техническое состояние этих сооружений далеко от идеального. Малейшая случайная искра или, что хуже, даже неумелая попытка сознательного поджога — и от деревянного памятника в считанные минуты ничего не остается. Печальные примеры того, как это происходит в современной России, широко известны. В этих условиях Совет считает правильным сохранить максимально полные данные об уходящих из жизни церквах, чтобы впоследствии хотя бы у потомков не было проблем с их воссозданием. В настоящий же момент эти данные могут стать основой полноценного цифрового 3D-реестра остроаварийных храмов-памятников.

Для этого совершенно не обязателен полный комплекс натурных физических обмеров, привычный многим поколениям архитекторов и проектировщиков. Недостатки этого метода общеизвестны: развернутые в его рамках работы обычно требуют нескольких месяцев, поскольку подразумевают обязательное возведение лесов. Кроме того, они трудоемки и дороги. К счастью, благодаря цифровизации фотографии мы становимся свидетелями взрывного развития фотограмметрии — технологии, использующей «достройку» инженерно-аналитическими методами чертежа по имеющимся фотографиям.

Классическая фотограмметрия уже отрастила солидную «бороду». В прошлом веке ее использовали обычно для воссоздания утраченного фасада (чертежи которого не сохранились) по перспективе уцелевших частей здания. Но делали это архитекторы за кульманами, пользуясь приемами начертательной геометрии и инженерной графики. Теперь фотография (а главное, ее основной инструмент — фотоаппарат) стали цифровыми. И полный фотографический образ памятника (в нашем случае — аварийного храма) — не что иное как графический файл, содержащий уникальную информацию о его геометрии, внешних и внутренних габаритах, материалах и состоянии отдельных элементов на момент фотосъемки. Конечно, по одной фотографии качественно оцифровать весь храм трудно. Для полноценной модели здания, чьи объемно-высотные характеристики соответствуют средней для России церкви, обычно достаточно нескольких тысяч цифровых снимков в высоком разрешении. Формируют эту галерею, как правило, в два приема. Снаружи фотокамеру укрепляют на квадрокоптере, который облетает здание по предварительно составленной программе со средней скоростью 10–15 км/ч и автоматически формирует необходимый фоторяд с частотой один-два кадра в секунду. В интерьере, естественно, летающий дрон не нужен: фотокамеру обычно размещают на вращающейся опоре-штанге.

Основанный на технологии фотограмметрии метод оцифровки фасадных и интерьерных характеристик аварийных храмов в России успешно разработан и в пилотном режиме опробован на нескольких памятниках. Как выяснилось, оцифрованные копии храмов позволяют уверенно работать архитекторам и проектировщикам с гарантированной точностью, не превышающей линейной ошибки в 1 мм для любой точки здания. Более того, эти результаты уже представлены как священноначалию, так и в Министерство культуры РФ. Разумеется, заинтересованные лица на местах вправе не ждать решений из федерального центра и могут попробовать поработать с исполнителями напрямую. К принципиальным достоинствам современной фотограмметрии относится возможность составления на одних только лишь ее данных законченного эскизного проекта реставрации (конечно, без рабочих чертежей, поскольку они предполагают обязательные изыскания на объекте с непосредственным обследованием материалов и конструкций). Если планировать в перспективе воссоздать утраченные памятники, именно этот факт может оказаться решающим. «Команде из двух-трех человек по силам выполнить необходимую фотосъемку "в поле" за один рабочий день. Примерно такие же трудозатраты необходимы затем в офисе — чтобы создать графические материалы стадии "Эскизный проект" и архитектурной модели восстановления храма, — рассказал «Журналу Московской Патриархии» Алексей Капустин, генеральный директор одной из специализирующихся на фотограмметрии компаний — Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ. — В краткосрочной перспективе по цифровому дубликату здания можно распечатать и его масштабную модель на 3D-принтере. К сожалению, о цене для конкретного заказчика говорить пока преждевременно: многое зависит как от конкретных условий, так и от степени заинтересованности органов государственной власти».

Учитывая объем предстоящих задач, к формированию 3D-реестра гибнущих памятников в Церкви лучше бы приступить без промедления. Каждое опоздание с фотофиксацией храма, так и не дождавшегося визита специалистов с современной техникой, грозит полноценной утерей, возможно, уникального храмового образа.

Рейтинг епархий с аварийными храмами (по числу полуразрушенных памятников):

Шуйская (Ивановская митрополия) — 234

Тверская — 181

Лысковская (Нижегородская митрополия) — 169

Белевская (Тульская митрополия) — 154

Вологодская — 145

Липецкая — 130

Московская (областная) — 123

27 марта 2020 г. 14:00
Ключевые слова: архитектура, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00