![]()
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию.
1 июня 2020 г. 09:50
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
|
11 января 2011 г.
Религиозные ценности и права человека: где граница?Одно и то же событие получает порой диаметрально противоположные оценки. И современное искусство не исключение. То, что одни люди принимают за проявление творческой фантазии художника, другие считают оскорблением человеческого достоинства верующих. Акт свободы творчества может трактоваться как богохульство. Протесты верующих против неуважительного отношения к религиозным символам — как ограничение свободы выражения мнений. ПРИГОВОР ПО ДЕЛУ О ВЫСТАВКЕ "ЗАПРЕТНОЕ ИСКУССТВО-2006"
Анализ правовых позиций обвинения и защиты 4 октября Московский городской суд утвердил приговор организаторам выставки «Запретное искусство-2006», проведенной в марте 2007 года в помещении организации «Музей и общественный центр “Мир, прогресс, права человека” имени Андрея Сахарова». Прежде всего следует дать описание экспонатов, возбудивших вражду и определенных обвинением в качестве орудий совершения преступления. Среди множества представленных на выставке экспонатов некоторые, согласно обвинительному заключению, унижали «достоинство группы лиц по признаку их отношения к христианской религии» и возбуждали религиозную вражду. Как следствие, они вызвали негативный общественный резонанс и привлекли внимание правоохранительных органов. Эти экспонаты перечислены ниже. 1. Две графические работы «Из серии путешествия Микки-Мауса по истории искусства» (автор — Александр Савич), карикатурно изображающие евангельскую сцену Нагорной проповеди Иисуса Христа и евангельскую сцену взятия Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду, реализуя соединение образа Иисуса Христа и комичного образа Микки-Мауса. Как показал в своем заключении от 05.05.2008 в рамках рассматриваемого уголовного процесса доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор В.И. Слободчиков, рассматриваемые графические работы выполнены посредством раскрашивания гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и размещения автором экспонатов на репродукциях указанных гравюр вместо (поверх) лица Иисуса Христа изображения известного мультипликационного персонажа Микки-Мауса, который является совершенно определенно узнаваемым комическим героем мультфильмов. При этом, по мнению В.И. Слободчикова, тот факт, что указанные графические работы изготовлены на основе широко известных, узнаваемых гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, «абсолютно исключает любую двойственность толкования содержания и направленности этих экспонатов». По заключению В.И. Слободчикова, указанные композиции не являются сами по себе священными изображениями, близкими по степени восприятия православными верующими, например, икон или распятий. Но использованный автором экспонатов прием соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного (в данной ситуации даже вульгарного) образа Микки-Мауса превращает эти экспонаты в карикатуры на Иисуса Христа (именно на Иисуса Христа, а не на Микки-Мауса или на кого бы то ни было другого). Окружение, в которое автором экспоната помещено изображение Микки-Мауса, совершенно определенно вызывает у зрителя ассоциации с изображением Иисуса Христа. Традиционная, на первый взгляд, сцена из истории христианства шокирует зрителя вызывающей вставкой из мультфильма, глупой и оскорбительной насмешкой над образом Спасителя. Евангельские сюжеты представлены автором экспонатов в виде комиксов, раскрашенных яркими красками. 2. Графическая работа «Икона-икра» (автор — Александр Косолапов), выполненная посредством печати по холсту и представляющая собой узнаваемое изображение залитого черной икрой (или чем-то, имитирующим черную икру) оклада православной христианской иконы Богородицы с Младенцем. По заключению В.И. Слободчикова, подобная интерпретация православных икон однозначно воспринимается и оценивается православными верующими как кощунственная пародия на иконы, как сознательная демонстрация презрения к религиозным ценностям, надругательство над религиозными чувствами верующих и унижение их человеческого достоинства, осуществляемые по мотиву религиозной нетерпимости и ненависти. Издевательский характер манипуляции автора экспоната с православной иконой посредством замазывания ее изображения соединяется с провокационным и оскорбительным пачканием православной иконы пищевым продуктом. Тот факт, что в качестве краски здесь выступает пищевой продукт — черная икра, выступает фактором усугубляющим, кумулятивно усиливающим негативное воздействие экспоната на сознание православных верующих. Согласно заключению эксперта, «сама по себе черная икра не является чем-то грязным, но нанесение ее (как, впрочем, любого иного пищевого продукта) на православную икону воспринимается православными верующими как надругательство над иконой, как намеренные действия, связанные с глумлением и издевательством над религиозными чувствами верующих». 3. Графическая работа «Реклама Макдоналдса» (автор — Александр Косолапов), выполненная средствами цветной шелкографии в виде плаката-постера и представляющая собой размещенные на красном фоне изображение лица человека, по заключению В.И. Слободчикова, «напоминающее манерой исполнения обычно используемое в церковном сакрально-культурном пространстве изображение Иисуса Христа», логотип и название сети ресторанов «Макдоналдс», а также надпись на английском языке «This is my body» («Это мое тело»). Данная фраза является узнаваемым евангельким изречением Иисуса Христа: Сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). По заключению В.И. Слободчикова, данный экспонат «соединяет сакральное (образ Иисуса Христа и элемент христианского религиозного культа) с вульгарным (продукция массового питания)» и тем самым реализует «кощунственное надругательство над святым для православных таинством», издевательски демонстрирует и транслирует идеи-утверждения о том, что тело Иисуса Христа не более ценно, чем гамбургер или иной продукт массового 4. Графическая работа «Без названия» (автор — Вагрич Бахчанян), представляющая собой фотоколлаж, изображающий распятие Иисуса Христа на кресте, при этом вместо головы Иисуса Христа автором экспоната помещено изображение советского ордена Ленина. По заключению В.И. Слободчикова, данный экспонат направлен на глумление над священным для верующих граждан изображением Иисуса Христа и одним из символов христианства — крестом, поскольку размещение на сакральном, священном для православных верующих изображении Распятия Господа Иисуса Христа вместо лица Иисуса Христа изображения лица В.И. Ульянова-Ленина (как элемента указанного ордена) является крайне оскорбительным для православных верующих. Помимо непосредственно направленных на унижение достоинства личности верующих христиан экспонатов, на выставке был помещен ряд работ, усугублявших (наряду с несколькими порнографическими), по мнению обвинения, экстремистский, крайне оскорбительный характер указанных выше работ и всей выставки в целом. А именно: 1. Графическая работа «Пошел ты…» (автор — Илья Кабаков), представляющая собой размещенную на белом фоне и выполненную крупными буквами фразу, жестко оскорбительный характер которой реализован посредством адресования каждому читающему бранной лексемы, а также ряд частично наложенных поверх указанной надписи и выполненных в стилистике, традиционно используемой для оформления детских книг, изображений (ели, береза, домик, яблоко, грибы, медвежонок, корзинка с едой); в нижней части — более мелкими буквами стишок: «Домик мой стоит в лесу…» 2. Скульптура «Памятник» (автор — Леонид Соков), изготовленная из металла и пространственно представляющая собой совокупность поставленных друг на друга трех букв, реализующих при чтении сверху вниз бранное слово. 3. Графическая работа «Взрыв № 5» (автор — Авдей Тер-Оганьян), представляющая собой выполненное в стиле комиксов изображение взрыва на фоне клубов дыма и наложенную на это изображение надпись в виде бранного слова с восклицательным знаком. 4. Графическая работа «Кухонный разговор» (автор — Михаил Рагинский), представляющая собой «натюрморт» с изображением кухонного стола и ряда предметов на нем и бранной надписью на стене за столом. Как доказал в своем заключении от 10.03.2008 в рамках рассматриваемого уголовного процесса кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора теоретического языкознания Института языкознания Российской академии наук А.В. Вдовиченко, размещение экспонатов, содержащих ненормативную лексику, а именно — вышеуказанных экспонатов, в непосредственной близости от экспонатов выставки, использующих элементы религиозной символики православного христианства, оскорбляет религиозные чувства и унижает человеческое достоинство православных верующих, как следствие, возбуждает социальную и религиозную вражду. Анализ обвинительного заключения и приговора подсудимым по делу о выставке «Запретное искусство-2006» дает необходимые и достаточные основания для вывода о правовой и фактической обоснованности вынесенного приговора, его правомерности и объективности. Защита организаторов выставки строила свои правовые позиции на уже известных по судебному процессу по выставке «Осторожно, религия!» подходах. Можно выделить следующие позиции стороны защиты: 1. Тезис о де-факто вовлеченности в рассматриваемом уголовном процессе государства в борьбу с богохульством, что светскому государству якобы делать совершенно недопустимо. 2. Следующий довод защиты основан на полном отрицании негативного, оскорбительного, экстремистского характера экспонатов выставки «Запретное искусство-2006». 3. Защита также ссылалась на неких экспертов, свидетельство которых не относилось к существу дела. 4. Наконец, один из аргументов защиты основывался на конституционно защищаемой свободе критики, включая сатиру. 5. Защита ссылалась на правовые позиции Европейского суда по правам человека. Таким образом, государство дало надлежащую правовую оценку указанной выставке и ее организаторам, применив тем самым принцип конституционно гарантированного равенства прав граждан перед законом и судом. Игорь Понкин, доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права,
11 января 2011 г.
Ключевые слова:
права человека, богохульство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
В Тронхейме состоялось освящение вод Норвежского моря и реки Нидельвы В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.
21 января 2021 г. 13:20
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
|