Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
|
11 января 2011 г.
Религиозные ценности и права человека: где граница?Одно и то же событие получает порой диаметрально противоположные оценки. И современное искусство не исключение. То, что одни люди принимают за проявление творческой фантазии художника, другие считают оскорблением человеческого достоинства верующих. Акт свободы творчества может трактоваться как богохульство. Протесты верующих против неуважительного отношения к религиозным символам — как ограничение свободы выражения мнений. ПРИГОВОР ПО ДЕЛУ О ВЫСТАВКЕ "ЗАПРЕТНОЕ ИСКУССТВО-2006"
Анализ правовых позиций обвинения и защиты 4 октября Московский городской суд утвердил приговор организаторам выставки «Запретное искусство-2006», проведенной в марте 2007 года в помещении организации «Музей и общественный центр “Мир, прогресс, права человека” имени Андрея Сахарова». Прежде всего следует дать описание экспонатов, возбудивших вражду и определенных обвинением в качестве орудий совершения преступления. Среди множества представленных на выставке экспонатов некоторые, согласно обвинительному заключению, унижали «достоинство группы лиц по признаку их отношения к христианской религии» и возбуждали религиозную вражду. Как следствие, они вызвали негативный общественный резонанс и привлекли внимание правоохранительных органов. Эти экспонаты перечислены ниже. 1. Две графические работы «Из серии путешествия Микки-Мауса по истории искусства» (автор — Александр Савич), карикатурно изображающие евангельскую сцену Нагорной проповеди Иисуса Христа и евангельскую сцену взятия Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду, реализуя соединение образа Иисуса Христа и комичного образа Микки-Мауса. Как показал в своем заключении от 05.05.2008 в рамках рассматриваемого уголовного процесса доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор В.И. Слободчиков, рассматриваемые графические работы выполнены посредством раскрашивания гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и размещения автором экспонатов на репродукциях указанных гравюр вместо (поверх) лица Иисуса Христа изображения известного мультипликационного персонажа Микки-Мауса, который является совершенно определенно узнаваемым комическим героем мультфильмов. При этом, по мнению В.И. Слободчикова, тот факт, что указанные графические работы изготовлены на основе широко известных, узнаваемых гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, «абсолютно исключает любую двойственность толкования содержания и направленности этих экспонатов». По заключению В.И. Слободчикова, указанные композиции не являются сами по себе священными изображениями, близкими по степени восприятия православными верующими, например, икон или распятий. Но использованный автором экспонатов прием соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного (в данной ситуации даже вульгарного) образа Микки-Мауса превращает эти экспонаты в карикатуры на Иисуса Христа (именно на Иисуса Христа, а не на Микки-Мауса или на кого бы то ни было другого). Окружение, в которое автором экспоната помещено изображение Микки-Мауса, совершенно определенно вызывает у зрителя ассоциации с изображением Иисуса Христа. Традиционная, на первый взгляд, сцена из истории христианства шокирует зрителя вызывающей вставкой из мультфильма, глупой и оскорбительной насмешкой над образом Спасителя. Евангельские сюжеты представлены автором экспонатов в виде комиксов, раскрашенных яркими красками. 2. Графическая работа «Икона-икра» (автор — Александр Косолапов), выполненная посредством печати по холсту и представляющая собой узнаваемое изображение залитого черной икрой (или чем-то, имитирующим черную икру) оклада православной христианской иконы Богородицы с Младенцем. По заключению В.И. Слободчикова, подобная интерпретация православных икон однозначно воспринимается и оценивается православными верующими как кощунственная пародия на иконы, как сознательная демонстрация презрения к религиозным ценностям, надругательство над религиозными чувствами верующих и унижение их человеческого достоинства, осуществляемые по мотиву религиозной нетерпимости и ненависти. Издевательский характер манипуляции автора экспоната с православной иконой посредством замазывания ее изображения соединяется с провокационным и оскорбительным пачканием православной иконы пищевым продуктом. Тот факт, что в качестве краски здесь выступает пищевой продукт — черная икра, выступает фактором усугубляющим, кумулятивно усиливающим негативное воздействие экспоната на сознание православных верующих. Согласно заключению эксперта, «сама по себе черная икра не является чем-то грязным, но нанесение ее (как, впрочем, любого иного пищевого продукта) на православную икону воспринимается православными верующими как надругательство над иконой, как намеренные действия, связанные с глумлением и издевательством над религиозными чувствами верующих». 3. Графическая работа «Реклама Макдоналдса» (автор — Александр Косолапов), выполненная средствами цветной шелкографии в виде плаката-постера и представляющая собой размещенные на красном фоне изображение лица человека, по заключению В.И. Слободчикова, «напоминающее манерой исполнения обычно используемое в церковном сакрально-культурном пространстве изображение Иисуса Христа», логотип и название сети ресторанов «Макдоналдс», а также надпись на английском языке «This is my body» («Это мое тело»). Данная фраза является узнаваемым евангельким изречением Иисуса Христа: Сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). По заключению В.И. Слободчикова, данный экспонат «соединяет сакральное (образ Иисуса Христа и элемент христианского религиозного культа) с вульгарным (продукция массового питания)» и тем самым реализует «кощунственное надругательство над святым для православных таинством», издевательски демонстрирует и транслирует идеи-утверждения о том, что тело Иисуса Христа не более ценно, чем гамбургер или иной продукт массового 4. Графическая работа «Без названия» (автор — Вагрич Бахчанян), представляющая собой фотоколлаж, изображающий распятие Иисуса Христа на кресте, при этом вместо головы Иисуса Христа автором экспоната помещено изображение советского ордена Ленина. По заключению В.И. Слободчикова, данный экспонат направлен на глумление над священным для верующих граждан изображением Иисуса Христа и одним из символов христианства — крестом, поскольку размещение на сакральном, священном для православных верующих изображении Распятия Господа Иисуса Христа вместо лица Иисуса Христа изображения лица В.И. Ульянова-Ленина (как элемента указанного ордена) является крайне оскорбительным для православных верующих. Помимо непосредственно направленных на унижение достоинства личности верующих христиан экспонатов, на выставке был помещен ряд работ, усугублявших (наряду с несколькими порнографическими), по мнению обвинения, экстремистский, крайне оскорбительный характер указанных выше работ и всей выставки в целом. А именно: 1. Графическая работа «Пошел ты…» (автор — Илья Кабаков), представляющая собой размещенную на белом фоне и выполненную крупными буквами фразу, жестко оскорбительный характер которой реализован посредством адресования каждому читающему бранной лексемы, а также ряд частично наложенных поверх указанной надписи и выполненных в стилистике, традиционно используемой для оформления детских книг, изображений (ели, береза, домик, яблоко, грибы, медвежонок, корзинка с едой); в нижней части — более мелкими буквами стишок: «Домик мой стоит в лесу…» 2. Скульптура «Памятник» (автор — Леонид Соков), изготовленная из металла и пространственно представляющая собой совокупность поставленных друг на друга трех букв, реализующих при чтении сверху вниз бранное слово. 3. Графическая работа «Взрыв № 5» (автор — Авдей Тер-Оганьян), представляющая собой выполненное в стиле комиксов изображение взрыва на фоне клубов дыма и наложенную на это изображение надпись в виде бранного слова с восклицательным знаком. 4. Графическая работа «Кухонный разговор» (автор — Михаил Рагинский), представляющая собой «натюрморт» с изображением кухонного стола и ряда предметов на нем и бранной надписью на стене за столом. Как доказал в своем заключении от 10.03.2008 в рамках рассматриваемого уголовного процесса кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора теоретического языкознания Института языкознания Российской академии наук А.В. Вдовиченко, размещение экспонатов, содержащих ненормативную лексику, а именно — вышеуказанных экспонатов, в непосредственной близости от экспонатов выставки, использующих элементы религиозной символики православного христианства, оскорбляет религиозные чувства и унижает человеческое достоинство православных верующих, как следствие, возбуждает социальную и религиозную вражду. Анализ обвинительного заключения и приговора подсудимым по делу о выставке «Запретное искусство-2006» дает необходимые и достаточные основания для вывода о правовой и фактической обоснованности вынесенного приговора, его правомерности и объективности. Защита организаторов выставки строила свои правовые позиции на уже известных по судебному процессу по выставке «Осторожно, религия!» подходах. Можно выделить следующие позиции стороны защиты: 1. Тезис о де-факто вовлеченности в рассматриваемом уголовном процессе государства в борьбу с богохульством, что светскому государству якобы делать совершенно недопустимо. 2. Следующий довод защиты основан на полном отрицании негативного, оскорбительного, экстремистского характера экспонатов выставки «Запретное искусство-2006». 3. Защита также ссылалась на неких экспертов, свидетельство которых не относилось к существу дела. 4. Наконец, один из аргументов защиты основывался на конституционно защищаемой свободе критики, включая сатиру. 5. Защита ссылалась на правовые позиции Европейского суда по правам человека. Таким образом, государство дало надлежащую правовую оценку указанной выставке и ее организаторам, применив тем самым принцип конституционно гарантированного равенства прав граждан перед законом и судом. Игорь Понкин, доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права,
11 января 2011 г.
Ключевые слова:
права человека, богохульство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|