выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  3 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Противостояния не будет. Музей передал храм монастырю.

Старицкий краеведческий музей, занимавший помещение древнего Введенского храма, свернул экспозицию и переехал в новое помещение. Протестов со стороны музейных работников не было. Храм передан обители, и после реставрации в нем будут возобновлены богослужения. Этой теме была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в Старицком краеведческом музее.

Во встрече принимали участие наместник монастыря игумен Димитрий (Севостьянов), заместитель губернатора Тверской области Сергей Журавлев, генеральный директор Тверского государственного объединенного музея Татьяна Черных и директор по развитию фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Юрий Александрин. Участники брифинга поделились с журналистами опытом позитивного взаимодействия между администрацией области, Тверской епархией и руководством обители.

— Нам с монастырем делить нечего, — сказала генеральный директор Тверского государственного объединенного музея Татьяна Черных. — Мы освобождали помещение с радостью. И это прецедент на всю Россию, потому что вы прекрасно знаете, какие проблемы с передачей монастырю помещений возникли на Соловках, какие — в Рязани, а какие — в Ярославле. Именно Тверь показала пример того, как эту проблему можно решить. Я надеюсь, что это будет только первый шаг, потому что пока еще остаются в храмах пять музеев в области. Конечно, все мы понимаем, что музея в храме быть не должно. Но мы также понимаем, что это не вина музейных работников, а их беда. Когда-то их там разместили и забыли на многие-многие годы. Но надо понимать, что многие храмы сохранялись только за счет того, что там находились музеи. Хотя музейные работники прекрасно понимают, что храмовые помещения не соответствуют условиям хранения экспонатов.

Наместник Свято-Успенского монастыря игумен Димитрий (Севостьянов) рассказал журналистам: «Радует то, что и местная, и областная администрация, и фонд возрождения монастыря нашли общий язык и сумели найти компромиссное решение. Для музея было построено новое здание. И, естественно, я оцениваю это как милость Божию, потому что храм — это место для молитвы, а не для музея, в котором стоят антикварные комоды или каменные львы, а в алтаре может размещаться офис музейных сотрудников. Я понимаю, что где-то возникают проблемы между монастырями и содержащимися на их территории музеями, но в нашем случае этого не было. До вывода всех экспозиций мы не просто мирно сосуществовали, но и сотрудничали. Например, музейные экскурсоводы охотно водили группы паломников. Между обителью и музеем и поныне остаются очень хорошие отношения. Некоторые пресс-конференции или массовые мероприятия мы до сих пор устраиваем в здании музея. В июле этого года на торжествах, посвященных 900-летию нашей обители, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского собора. И в тот момент, когда происходила Божественная литургия, ощущалась великая преемственность: ведь здесь начинал свое служение первый российский патриарх. Восстановление монастыря — одно из крупнейших событий для Старицы и всего Тверского края».

— До недавнего времени я в течение десяти лет был главой этого муниципального образования, — сказал заместитель губернатора Тверской области Сергей Журавлев, — от начала и до конца я видел, в каком ужасающем состоянии были и монастырь, и храм, а теперь душа радуется. Я уверен, что со временем все культовые сооружения будут принадлежать Церкви, ведь у епархии есть возможность не только охранять памятники, но и вдохнуть в них жизнь. Администрация Тверской области в лице губернатора Д.Зеленина прилагает максимум усилий для того, чтобы храмовые комплексы и церкви находили своего истинного хозяина в лице Тверской епархии. В результате мы предложили музею переехать в новопостроенное здание. Надо сказать, что стоимость нового здания для музея составила более 76 млн рублей. Также на средства областного бюджета были заасфальтированы и приведены в порядок дороги, ведущие к монастырю. Это нельзя назвать единичным порывом, существует системность, в том числе и в помощи — не только в Старице обеспечивается благоустройство либо подтягиваются коммуникации, это делается и в других муниципальных образованиях. Эти объекты привлекают паломников из различных регионов нашей страны, возможно, и зарубежных гостей. То есть это становится лицом той или иной местности.

Сегодня на территории Тверской области немало храмов — какие-то в лучшем, какие-то в худшем состоянии, продолжил заместитель губернатора Тверской области, и когда от духовенства поступает ходатайство, когда появляются радетели за подъем того или иного храма, его реставрацию, тогда администрация сразу же идет навстречу. Старица — это не первый район, это уже продолжение. У нас есть прецедент по городу Кашину, где в Воскресенском храме располагался Дом культуры. Губернатор области принял решение о строительстве нового Дома культуры, и после этого храм был передан епархии. Мы надеемся, что удастся распространить этот опыт, сделать эти действия популярными.
Хорошо было бы, чтобы на федеральном уровне были разработаны какие-то программы и законодательные акты, чтобы регионы могли участвовать в софинансировании, тогда многие вопросы решались бы гораздо проще.
Духовное возрождение, конечно, начинается с души каждого человека, но потом оно оформляется в чем-то материальном, и первым здесь должно быть возрождение храмов.


Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в возрожденном храме в Честь Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского монастыря
Церковь возвращает свои порушенные храмы не для того, чтобы деньги на них зарабатывать, как иногда говорят. Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому, как не Церкви, заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию?

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
Поскольку религиозная деятельность не является частью государственной деятельности, переход культовых зданий в собственность религиозных организаций видится совершенно естественным. Церковь не претендует на то, чтобы изымать иконы из собственности музеев, разрушая тем самым их коллекции. Но перед каждой святыней нужно иметь возможность совершить молитву, будь то храм или музей. Церковь полностью открыта к тому, чтобы государственные органы (музейные работники, эксперты в разных областях знаний) осуществляли весь надлежащий контроль за сохранностью памятников истории и культуры, находящихся в собственности или в пользовании религиозных организаций.
И для того чтобы эта работа осуществлялась, и осуществлялась совместно Церковью и музеями, Церковью и экспертами, нет никаких препятствий, которые бы зависели от того, в чьей собственности находится то или иное здание. Оно может находиться в собственности государства или в собственности Церкви. Вне зависимости от этого собственник несет ответственность за их сохранность, а экспертное сообщество призвано участвовать в обеспечении этой сохранности и правильного ведения реставрационных и восстановительных работ.
В храме должно совершаться богослужение, пусть даже два-три раза в год, в случае если это обусловлено необходимостью обеспечивать сохранность здания и интерьера.
Дискуссию о религиозном имуществе надо перевернуть с головы на ноги и восстановить естественную историческую справедливость — возвратить в собственность религиозных организаций большинство тех зданий, которые были созданы специально для религиозной деятельности.

Справка ЦВ
Старицкий Свято-Успенский монастырь расположен на правом берегу Волги в 76 км юго-западнее Твери. Он был основан в 1110 году монахами Киево-Печерской лавры Трифоном и Никандром. Старицкая обитель тесно связана с жизнью и духовным подвигом первого российского Патриарха Иова, который  принял здесь постриг, был архимандритом, а в патриаршестве был сослан сюда за отказ присягнуть Самозванцу и скончался в монастыре в 1607 году. После 1917 года монастырь был закрыт, а во Введенском храме, построенном по заказу царя Иоанна Грозного, разместился краеведческий музей. Обитель была передана Церкви в 1997 году. За эти годы благодаря деятельности Фонда возрождения монастыря, созданного по инициативе и под председательством
министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко, удалось восстановить древние храмы, возвести стены, вернуть обители древний облик.
 

 

 

Ирина Судникова
3 ноября 2010 г.
Ключевые слова: имущество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00