выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
Заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии Ирина Константинова
ЖМП № 3 март 2014 /  24 марта 2014 г.
версия для печати версия для печати

А ларчик просто открывался

Как в Санкт-Петербургской митрополии решили проблему повышения рейтинга ОПК

Курс ОПК в школах Санкт-Петербурга преподается с сентября 2012 года. Когда началась работа по его подготовке, в епархиальный отдел по религиозному образованию (ОРОиК) посыпались жалобы родителей третьеклассников. Они говорили о нарушениях законодательного права родителей на свободный выбор модуля для своего ребенка в рамках ОРКСЭ. А когда подвели итоги, оказалось, что модуль «Основы православной культуры» выбрал только каждый десятый родитель, хотя в Ленинградской области — каждый второй. Что предприняли сотрудники отдела, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Об этом рассказывают заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии Ирина Константинова и руководитель информационно-аналитической службы ОРОиК Марина Павлова.

Координационный совет

Главной причиной низкого процента выбора ОПК стало недостаточное информирование сотрудников структур городского образования и родителей о значении ОПК для духовно-нравственного развития ребенка. И тогда Межведомственный координационный совет по изучению ОРКСЭ рассмотрел вопросы подготовки к введению в 2012/2013 учебном году нового учебного курса, его комплексного учебно-методического сопровождения, совершенствования преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Не забыли и о роли музейной педагогики и экскурсионных образовательных программ в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Начали с правовых основ и  заключили ряд соглашений между церковными и светскими образовательными структурами. В их числе Соглашение о сотрудничестве комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Трехстороннее Соглашение о сотрудничестве Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО), а также Санкт-Петербургской православной духовной академии и отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. И Договор о сотрудничестве между государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования педагогическим колледжем № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга, СПб АППО и ОРОиК СПб (далее — Отдел) митрополии.

Обеспечение свободы выбора

Сотрудники Отдела выявили нарушения прав родителей учащихся на свободный выбор модулей и прежде всего модуля ОПК, в течение первой половины 2012 года. Об этом свидетельствовали многочисленные жалобы родителей учащихся третьих классов. Процентное соотношение выбранных модулей на май 2012 года оказалось таким: ОПК — 9,47%, ОСЭ — 52,61%, ОМРК — 37,74%, остальные модули составили менее 1%. К осени 2012 года, когда курс уже начал официально преподаваться в школах, картина выбора изменилась, но не сильно. Так, на сентябрь 2012 года соотношение составило: ОПК — 12,6%, ОМРК — 35,9%, ОСЭ — 51,41%, остальные модули — менее 1%.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, Отдел предпринял целый комплекс мер, которые должны были защитить права родителей, желающих выбрать ОПК:

— налажено сотрудничество и взаимопонимание по данному вопросу с комитетом по образованию Санкт-Петербурга (официальная переписка, официальные встречи, в том числе в рамках епархиальных мероприятий, организованных ОРОиК митрополии);

— проведены многочисленные встречи с директорами школ и учителями ОРКСЭ с презентациями модуля ОПК и информированием о соблюдении процедуры выбора модулей;

— заключены соглашения о сотрудничестве между благочиниями и администрациями районов Санкт-Петербурга в сфере духовно-нравственного воспитания и образования. В том числе с целью контроля за соблюдением процедуры выбора модулей ОРКСЭ в школах;

— привлечены приходы митрополии для информирования родителей (размещение плакатов, проведение родительских собраний, объявления с амвона);

— проведен мониторинг ситуации с выбором модулей в школах Санкт-Петербурга, в том числе с помощью активистов из родительского сообщества;

— организовано широкое обсуждение в СМИ (радио, ТВ, Интернет, печать) с целью информирования родителей учащихся младших классов о содержании модуля ОПК в рамках ОРКСЭ и об их правах на свободный выбор модулей в рамках ОРКСЭ.

В итоге в мае 2013 года предварительная доля выбора модуля ОПК родителями учащихся 2013/2014 учебного года составила 23%. Однако на этом работа не закончилась.

Работа с комитетом по образованию

В настоящее время налаживаются плодотворные отношения сотрудничества и взаимопонимания. Заключено новое Соглашение о сотрудничестве комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Представители комитета в полном составе принимают участие в мероприятиях Отдела: весенняя епархиальная коллегия и Рождественские чтения Северо-Западного федерального округа поддерживают другие проекты Отдела и участвуют в них.

В 2013 году Свято-Троицкая Александро-Невская лавра отмечала 300-летний юбилей. И этот год стал особым для Петербурга. Санкт-Петербургской митрополией и комитетом по образованию был определен цикл мероприятий по подготовке праздничных торжеств. Так, с марта по октябрь 2013 года в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга было проведено шесть с половиной тысяч занятий и лекций, посвященных юбилейной дате, в которых приняли участие более четырех тысяч педагогов и более двухсот тысяч учащихся. Методические разработки к занятиям по 300-летию Александро-Невской лавры и 400-летию дома Романовых предоставил методический кабинет ­ОРОиК. По инициативе Владимирского округа в Центральном благочинии эти уроки проводили священнослужители. В рамках историко-краеведческого конкурса «Святыня Петербурга», посвященного памятному событию, для учащихся были организованы экскурсии в обитель. Сроки проведения экскурсий приурочены к празднованию Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург и заключению Ништадтского мира.

В связи с 750-летием со дня смерти святого благоверного князя Александра Невского в ноябре 2013 года АППО и комитетом по образованию Санкт-Петербурга был объявлен конкурс сочинений, посвященных 300-летию Александро-Невской лавры. В состав конкурсных комиссий вошли в том числе представители Санкт-Петербургской митрополии.

Выступая на Знаменских чтениях 2014 году, председатель комитета по образованию Жанна Воробьева отметила: «Высока воспитательная роль реализуемого с 2009 года проекта “Уроки добра в образовательном пространстве Санкт-Петербурга”. Фактически это два конкурса, объединенные одним названием, детский и педагогический. Творческие работы школьников отражают их размышления о справедливости, добре, чести, об истинных ценностях жизни. Участие в конкурсе способствует формированию нравственной личности, знакомит ребят с историей и культурой России, помогает им определить свои нравственные позиции в современном мире». Проект «Уроки добра» посвящен святым покровителям Северной столицы.

Академия постдипломного педагогического образования (АППО)

С 2011 года Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования организовано повышение квалификации педагогов и подготовлено к преподаванию курса ОРКСЭ более 1600 педагогов.

С 2012 года преподаватели Санкт-Петербургской православной духовной академии читали на курсах повышения квалификации учителей Основы религиозных культур и светской этики и Педагогику духовно-нравственного развития и воспитания. Занятия проводили иерей Илия Макаров — первый заместитель председателя ОРОиК, протоиерей Михаил Петропавловский, аспиранты духовной академии. Слушатели приняли участие в круглых столах, которые провели магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, иерей Димитрий Симонов, иерей Илия Макаров. Вот некоторые из затронутых ими тем: «Как объяснить ученику сущность христианского вероучения, его нравственное содержание, понятие благодати как основы свободных действий человека», «Вопросы священнику», «Роль Церкви в жизни христианина».

Со всеми слушателями было проведено экскурсионное занятие на базе церковно-археологического музея при Санкт-Петербургской православной духовной академии. Организован книжный обмен между библиотеками АППО и духовной академией. Для учителей, преподающих курс «Основы православной культуры», в СПб АППО был издан комплект учебно-методических пособий, состоящий из рабочей тетради, методического пособия для учителя и DVD-диска, одобренный Отделом и кафедрой социально-педагогического образования АППО. Их автором стала доцент кафедры социально-педагогического образования АППО Т.А. Берсенева. Отдел религиозного образования и катехизации нашел возможность пожертвовать около 700 таких комплектов городским школам.

РОНО, директора школ и учителя

В настоящее время продолжается взаимодействие с руководством районных отделов образования Санкт-Петербурга, с директорами общеобразовательных школ и завучами по воспитательной работе, с учителями ОРКСЭ, ОПК. Она проходит на уровне митрополии — под руководством Отдела и на уровне благочиний и приходов — в рамках обучающих семинаров и курсов, различных совещаний и встреч. Отделом подготовлена и успешно реализуется программа «День в Александро-Невской лавре», в рамках которой проходит комплекс мероприятий для преподавателей: экскурсия по святой обители, знакомство с методическим кабинетом, со специалистами отдела, встреча со священником, посещение церковно-археологического музея и иконописной мастерской при Санкт-Петербургской православной духовной академии, просмотр духовно-просветительских фильмов. Все педагоги ОПК получают в подарок комплект, состоящий из дисков, книг и буклетов для методической и информационной поддержки курса ОПК. Аналогичные комплекты рассылаются по всем школам Санкт-Петербурга.

Родительское сообщество

Сотрудники Отдела проводили открытые мероприятия для родителей и посещали родительские собрания с целью информирования о целях, содержании и правовых аспектах преподавания курса ОРКСЭ и особенностях модуля ОПК. За прошедший год Отдел активно взаимодействовал с родительским сообществом в лице представителей Санкт-Петербургского отделения межрегионального общественного движения «Народный собор». В его состав входят такие общественные организации родителей, как коалиция «Родительское стояние», «Родительское сопротивление», «Союз многодетных матерей» и др. Весной 2013 года при Отделе сформирован постоянно действующий родительский совет для осуществления взаимодействия родительской общественности с руководством светской системой образования и митрополией по вопросам ОРКСЭ и ОПК, в частности с целью мониторинга процесса выбора модулей ОРКСЭ. По инициативе и при поддержке Отдела весной 2013 года активисты родительского совета распространили по районным отделам образования и школам Санкт-Петербурга письма — обращения к руководству отделов и школ с напоминанием о необходимости соблюдения предусмотренной законом процедуры выбора модулей, а также плакаты по ОРКСЭ, подготовленные и напечатанные Отделом. В распоряжении комитета по образованию «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2013/2014 учебный год» № 907-р включено предложение епископа Петергофского Амвросия, сформулированное с целью уточнения вопроса формирования групп при выборе модуля ОРКСЭ.

Выбор модуля фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании проведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или формирование учебных групп из учащихся нескольких общеобразовательных учреждений (организаций) в рамках сетевого взаимодействия.

Работа Отдела с приходами и благочиниями построена по следующим направлениям:

— рассылка по приходам информационных плакатов для родителей по ОРКСЭ и ОПК;

— напоминание родителям с амвона об их праве свободного выбора и содержании модулей ОРКСЭ;

— введение должности методиста ОПК в благочинии для методической помощи учителям;

— организация курирования приходами митрополии общеобразовательных школ с целью налаживания неформального взаимодействия.

В марте минувшего года состоялся семинар-совещание «Взаимодействие благочиний и районных систем образования в организации преподавания основ православной культуры» с участием методистов информационно-методических центров и методистов благочиний. На нем были обсуждены оптимальные формы взаимодействия, определены совместные задачи духовно-нравственного воспитания школьников. В трех благочиниях города — Царскосельском, Приморском и Курортном — организованы курсы повышения квалификации учителей, летние школы по подготовке и методической поддержке педагогов курса ОРКСЭ. Проводятся семинары для священников, на которых рассматриваются, в частности, такие вопросы: «нормативно-правовое обеспечение комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”, «о преподавании курса ОРКСЭ и выборе модуля», «формы и методы совместной деятельности».

Издательство и работа в СМИ

Отдел продолжает создавать методическую библиотеку авторских материалов, в том числе разработанных сотрудниками Отдела, в помощь учителям ОРКСЭ, ОПК в разной форме: это печатные брошюры, аудио- и видеофильмы, мультфильмы, презентации, страницы в Интернете. Так, под руководством Отдела в социальной сети «ВКонтакте» продолжает действовать «Воскресная школа онлайн», в которой размещаются материалы в помощь учителям ОРКСЭ, ОПК. На основе публикуемых материалов также выпускаются диски.

Отделом разработано несколько презентаций по ОРКСЭ, ОПК, использующихся в качестве обучающих материалов для учителей. В настоящее время Отделом РОиК Санкт-Петербургской митрополии создается серия фильмов для детей о православной культуре и издан сборник рассказов для внеклассного чтения духовно-нравственного содержания для детей в качестве дополнения к школьному курсу ОРКСЭ, ОПК. Эти издания получат одобрение комитета по образованию. Постоянно создаются передачи на радио и ТВ с участием руководства и сотрудников Отдела, особенно часто они проходили в 2012-м и начале 2013 года.

Подведем итоги проделанной работы. На 1 сентября 2013 года в результате предпринятых митрополией усилий выбор ОПК родителями учащихся школ города составил, по информации комитета по образованию Санкт-Петербурга, следующее соотношение предметов.

Основы православной культуры — 23% (изначально 6% — в апреле и 9,4% — в сентябре 2012 года), Основы мировых религиозных культур — 29,2%, Основы светской этики — 47,6%, остальные модули — 0,2%.

В начале года Отделом по согласованию с комитетом были подготовлены 43 000 буклетов по ОРКСЭ для раздачи родителям третьеклассников на открытых уроках в школах Санкт-Петербурга и отправлено 700 поздравительных писем с Рождеством Христовым в школы города от епископа Петергофского Амвросия.

Ирина Константинова,
Марина Павлова

 

СПРАВКА: Межведомственный координационный совет по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга действует с 2011 г. В его состав входят представители традиционных религиозных конфессий. От Санкт-Петербургской митрополии — епископ Петергофский Амвросий, председатель ОРОиК, ректор СПбПДА.

 

24 марта 2014 г.
Ключевые слова: ОПК, митрополия, СПбДА
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи