выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /  27 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Новые задачи православной журналистики

Сердечно приветствую всех участников и гостей и благодарю всемилостивого Бога, даровавшего нам новую встречу. Надеюсь, что предстоящие дни будут наполнены общением, и прежде всего — братским общением во Христе.

На фестивалях «Вера и слово» в 2004-м и 2006 годах мы много говорили о тех духовных и нравственных основах, на которых строится деятельность журналиста. Какой шаг нам предстоит сделать теперь? Думаю, пришло время для более предметного разговора о состоянии, в котором находятся церковные СМИ и наше взаимодействие со светскими СМИ и обществом в целом.

О проповеди

«Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор 9, 16).
Не понизили ли мы сами ту планку, которая должна стоять перед церковными СМИ? Какое место занимает у нас слово о Христе?

Для меня это очень сложный вопрос. Журналистика говорит о современности, о конкретных событиях нашей жизни. Сегодня светские СМИ этим и ограничиваются, они работают не столько над содержанием, сколько над «форматом». Конечно, и такие материалы говорят о ценностях, о духовном состоянии нашего общества.

И здесь, если пользоваться актуальной терминологией, кризис наступил уже давно. Общество постмодерна — это не просто мультикультурная среда. Это мир, который считает, что у каждого есть «своя» правда, которая не больше и не меньше, чем правда другого. Такое общество отказывается различать добро и зло, отказывается искать высшую правду и, как следствие, эстетизирует порок, борется против евангельских ценностей.

Христианин не может встать на эти позиции. Если он журналист и пишет летопись современности, он призван увидеть за событиями вечность, разглядеть Промысл Божий. И открыть — или хотя бы чуть-чуть приоткрыть — его читателю, слушателю или зрителю.

Это трудная задача. Ее не решить только журналистскими средствами. Никакие коммуникационные технологии здесь не помогут. Необходимо особое видение, перемена ума, глубоко личное, сердечное переживание и понимание того, что и сегодня «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

В дни кризиса мир ждет такого слова. Действие такого слова — утешить, укрепить и поддержать человека в трудных, а порой и критических обстоятельствах жизни. Задача обличить или просто «проинформировать» стоит далеко не на первом месте.

Подлинно церковные СМИ призваны быть добрыми. Апостол Павел в Послании к Евреям призывает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). Думаю, наше стремление иметь мир со всеми — одно из важнейших свидетельств о Христе и Его Церкви.

Штампы

К сожалению, в церковной журналистике — и шире, в нашем церковном сознании — возникли штампы, которые во многом утратили реальное содержание и превратились в ритуальную формулу.

За примером далеко ходить не надо. Так, в заклинание превратились наши слова о нравственности. Разговор может строится лишь на конкретных примерах, на образцах нравственного поведения, на личном примере. К сожалению, этот подход мы встречаем нечасто.

Мы интуитивно чувствуем, что сами образцы нравственных поступков, взятые, например, из древних патериков, в журналистском контексте работают далеко не всегда. Нужен пример из жизни наших современников или тех, кто ближе всего к нам по обстоятельствам жизни.

И здесь следует признать, что опыт новомучеников и подвижников ХХ века еще не раскрыт в полной мере. Более того, многие даже не подозревают, насколько это богатый материал.
Для серьезной работы с этим материалом от нас потребуется некоторое мужество. Далеко не всегда жизнь подвижников укладывается в те «удобные» схемы церковной жизни, которые мы себе нарисовали.

Я очень надеюсь, что мы найдем в себе силы прекратить разговоры о христианской нравственности вообще. Сегодня это не работает. Не будет этот подход работать и завтра. Ситуацию меняют не декларации, а поступки. И церковные СМИ призваны стать организаторами таких поступков. Пусть эти поступки будут на первых порах незначительные. Добро не может чисто теоретическим, оно связано с делами, и поэтому я считаю необходимым особо отметить одно мероприятие в программе нашего фестиваля — это мастер-класс «Редакция СМИ как организатор волонтерской работы», который проведет Михаил Агафонов, редактор интернет-сайта «Милосердие.ру».

Журналисты и сотрудники церковных учреждений

Уважительное и внимательное отношение к СМИ сегодня характерно для большинства епархий Московского Патриархата. У нас есть убедительные примеры плодотворного сотрудничества представителей самых разных церковных учреждений с журналистами. К этому не раз призывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, этому способствует и та деятельность, которая ведется в рамках нашего фестиваля.

Вместе с тем, сегодня можно говорить о формировании новой церковной бюрократии — в сане и без — с которой всем, и журналистам в том числе, крайне трудно вести диалог, не говоря уже о сотрудничестве. Умело используя благоговейное отношение мирян к Церкви и священному сану, церковные чиновники не стесняясь применяют известный арсенал бюрократических инструментов: отговорки, ссылки на абстрактные «высшие инстанции», отказ от принятия решений в срок, уклонение от какого бы то ни было общения. Вполне возможно, что основания для такой реакции со стороны трудящихся в Церкви людей действительно могут возникнуть. Однако они всегда и только исключение, они не могут становиться правилом. В прежние годы нередко можно было слышать сетования о поведении женщин, которые стоят за ящиком. Сегодня их своеобразный стиль общения не только не ушел в прошлое, но получил значительно более широкое распространение.

Думаю, нам предстоит пройди большой путь, для того чтобы подлинно церковное, братское общение стало в Церкви нормой, а не голой цитатой из древних текстов.

Проблема общения в журналистской среде

Два года назад, на втором фестивале «Вера и слово» звучали призывы разработать этический кодекс церковного журналиста. Признаюсь четно, тогда я недооценил остроты проблемы. Действительно, мы встречаемся с примерами вопиющего нарушения норм евангельской нравственности со стороны отдельных журналистов и целых редакционных коллективов. Некоторые из них положили нарушение нравственных норм в основание своей редакционной политики и оправдывают себя ссылками на борьбу за «чистоту» православия.

Впрочем, эти конфликты возникают, как правило, не среди собственно церковных изданий. Мы с вами общаемся без трудностей и недоверия. Проблема в другом — мы стали свидетелями, а порой и участниками, нового противостояния между собственно церковными СМИ и небольшим кругом «православно-ориентированных» и крайне идеологизированных изданий. Первые свидетельствуют о Церкви, а вторые ведут «борьбу», причем «врагами» нередко назначают активных миссионеров, известных богословов, как священников, так и мирян. Рядом стоит проблема использования приемов манипулирования сознанием в статьях некоторых православно-ориентированных изданий. Это, на мой взгляд, блестяще показала и доказала Анна Данилова, главный редактор портала «Православие и мир», в докладе «О границах использования приемов светских СМИ в православном контексте» на журналистской конференции в рамках прошлогодних Рождественских чтений. К сожалению, речь идет о весьма широком наборе приемов, вплоть до умышленного искажения фактов.

Среди прочих проблем следует особо отметить конфликты самого разного характера, связанные с нарушением авторских прав. Как вы знаете, в 2008 году вступили в силу новые правовые нормы в области авторских прав. Знакомство с ними необходимо как редакторам и руководителям церковных СМИ, так и сотрудникам епархиальных пресс-служб.
Эти нормы, с одной стороны, накладывают обязанности, но, с другой, дают реальные права.

И мы вслед за апостолом Павлом в сокрушении можем повторить слова: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19).

О кризисе

Церковь не может отказаться от широкого присутствия в информационном поле России, Украины, Беларуси и других стран, где несут свое спасительное служение Московский Патриархат и входящие в него самоуправляемые Церкви.

В последние годы церковные СМИ развивались достаточно динамично. Каждый год отмечен появлением одного-двух весьма интересных информационных проектов. В итоге у нас сложилась вполне стройная система церковных СМИ. Однако совершенно очевидно, что мы находимся на пороге нового этапа развития. Кризис не может не коснуться и средств массовой информации. Не будут исключением и наши церковные СМИ.
Далеко не все редакции церковных СМИ сумели создать прочную экономическую основу своей деятельности. Наоборот, большинство из нас даже в условиях стабильного развития экономики еле-еле сводили концы с концами.

Наши задачи

На каждом из наших фестивалей мы много говорили о необходимости сотрудничества. И многое в этом направлении уже сделано. Думаю, что сегодня уже не осталось интересных, но неизвестных нашему профессиональному сообществу информационных проектов. Тем не менее знакомство — это лишь необходимое условие сотрудничества, но еще не сотрудничество как таковое.

Мы видим, что в условиях кризиса начинают сворачиваться многие информационные проекты. Это касается не только региональных изданий. Ведущие светские СМИ также испытывают серьезные трудности.

Как сохранить то, что было создано нашими трудами в области церковных СМИ? Ответ на этот вопрос дать непросто. Здесь будут сочетаться разные факторы: насколько это СМИ было интересным? Была ли у него своя редакция, какие тексты они создавали? Только ли на спонсорские деньги существовала редакция?

По всей видимости, нам предстоит оценить, насколько важной и полезной является та информационная деятельность Церкви, которую мы проводили в течение последних лет.
Надеюсь, этот вопрос будет в центре внимания участников нашего фестиваля. Полагаю, нас выручат только более глубокие, более серьезные формы сотрудничества, чем те, которые распространены между нами сегодня.

Я еще раз хочу привести пример Сахалина. Три года назад возник совместный проект московской редакции газеты «Церковный вестник» и Сахалинской епархии. В результате появилось региональное издание «Церковного вестника», которое сохраняет структуру и макет московского издания, но при этом дополнено пятью полосами, подготовленными на местном материале. В результате возникло региональное издание, где сочетаются общецерковные и местные материалы, и тираж печатается непосредственно в Южно-Сахалинске.

Почему бы не задуматься об этом варианте тем, кто размышляет о развитии своих информационных проектов и в то же время озабочен минимизацией расходов.

* * *

Мы высоко подняли планку церковных СМИ. Необходимо ее удержать, несмотря на трудности нашей жизни.

27 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи