выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
Фото из архива ведущего игры "Зерно Истины" протоиерея Александра Якушечкина
ЖМП № 9 сентябрь 2017 /  1 сентября 2017 г. 11:54
версия для печати версия для печати

Больше, чем игра

В Крыму нашли способ как пробудить в школьниках интерес к Православию

Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.

За основу отец Александр взял идею популярной телевикторины «Что? Где? Когда?» (к слову, «Зерно истины» сначала так и называлось), только вопросы были на знание Библейской тематики, истории России и Православной Церкви, догматики и русской литературы. «За каждой школой, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря у нас закреплен священник ближайшего храма, который проводит со школьниками и учителями беседы и мероприятия на православную тематику. Мне досталась школа №13. В каком-то смысле повезло, так как один из предметов там был курс ОПК Крыма,- вспоминает отец Александр. - И однажды в Рождественские праздники я предложил администрации, вместо обычной викторины, провести игру». Директор согласилась, ведь для этого потребовались только круглый стол и обычная юла. Какого же было удивление священника, когда войдя в актовый зал, он увидел, что там столько детей, что, буквально, яблоку негде упасть. Игра так понравилась ребятам, что на целую неделю стала одной из самых обсуждаемых тем в школе.

Как снежный ком

Воодушевленные успехом священник с педагогами решили регулярно проводить игру на Пасху и в Рождество. Скоро на одну из игр пришел архиепископ, а ныне митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. «Владыка сказал, что тоже хочет посмотреть и пригласил с собой председателя комитета по делам религии Совета Министров Крыма»,- продолжает отец Александр. Сарафанное радио постепенно разнесло весть о необычном конкурсе по всему городу, и игрой «заболели» сразу несколько школ. По инициативе мэра Симферополя игра стала общегородской, а затем и общекрымской. «На общекрымские соревнования приехало уже 24 команды из Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, Алушты, Судака и др. К великой нашей радости и великому ужасу, потому что на всех вопросов не хватило,- говорит отец Александр. - Пришлось разбить наш конкурс знатоков на два дня и после первого дня допоздна придумывать новые вопросы. Тогда и родилась идея сделать конкурс-игру в форме телепередачи. Взяв благословение у митрополита Лазаря, мы позвонили на крымское телевидение и там согласились записать нас в качестве эксперимента. С тех пор «Зерно истины» выходит на 1-м Крымском каждую неделю и каждая передача начинается с особого благословения и обращения митрополита Лазаря к ее участникам».

Республиканский телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» проводится уже на протяжении 10 лет. «Сейчас активное участие в конкурсе принимают команды из всех 25 регионов Республики Крым. Суперфинал транслируется на региональном телевидении и с каждым годом набирает всё большую популярность. Победители награждаются дипломами Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым»,- говорит министр образования Республики Крым Наталья Гончарова.

Конкурс состоит из пяти этапов: школьного, муниципального, зонального (для команд разных городов) и республиканского (для команд победителей зональных этапов), межрегионального/международного(для представителей других регионов России, Украины и Белоруссии). Характерно, что в игре участвуют не только воцерковленные дети. «Мы приветствуем, когда в команде есть ребята не только из воскресных, но и из общеобразовательных светских школ. А когда я слышу от педагогов: «Ой, моя Вика или Таня невоцерковленная, никогда не причащалась. Зачем я ее в команду взяла?», то говорю, что это не страшно. Девочка пообщается с другими детьми и сердце ребенка само сделает правильный выбор. Мы никому из учащихся не навязываем религиозных представлений, а стараемся дать представление о духовном богатстве нашей православной веры».

Справедливости ради отметим, что совсем без подготовки в конкурсе делать нечего. Кроме того, нужно еще уметь логически мыслить, сопоставлять факты, анализировать то, что услышал от своих товарищей. Считайте, вам повезло, если попался вопрос типа: «Какой праздник называется Днем рождения Церкви?» Бывают и более заковыристые. «Мне, например, запомнился такой: "Назовите библейского персонажа, имя которого не упоминается в Библии‚ но чьи погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине, - говорит студентка истфака Крымского Федерального университета Ксения Шульман, участник конкурса знатоков с десяти лет. - Верный ответ - жена Лота, которая превратилась в соляной столп, а соль продается в магазине». Студенту магистратуры Санкт-Петербургской Духовной академии Александру Волчеву (участвует в конкурсе уже семь лет) врезался в память вопрос: «Что император Лев III Исавр никогда бы не взял с собой?». Этот предмет находился в загадочном ларце (чёрном ящике). Поскольку император Лев Исавр был яростным иконоборцем, то, разумеется, загадана была икона. Иногда требуются элементарные знания в области физики и архитектуры: «Какой предмет можно использовать в сельском хозяйстве и одновременно для улучшения акустики в храме?». Причем вопросы бывают в виде картинок. Например, из жития святого: по изображению надо определить, о каком святом идет речь. И даже в виде театральных сценок (каждая команда готовит их для своих соперников), когда один из библейских сюжетов пересказывается на современный лад, но с сохранением сути евангельской истории.

На вопрос, помогает ли бессменный ведущий — отец Александр — командам знатоков, ребята отвечают, что он объективен, но лоялен. «Команду никогда не заваливают, если она проигрывает с разгромным счетом. Ведущий дает подсказки, но все в рамках правил игры»,- говорит Ксения. На самом деле, за некоторые нарушения - обсуждение по истечении минуты, подсказка отвечающему на суперблице и другие - полагается дисквалификация - вылет из турнирной сетки с обнулением баллов. Но такие суровые меры еще пока не применялись, пока все ограничивается строгим предупреждением.

«Я стараюсь не подсказывать, а помочь научиться правильно мыслить логически. И найти православное зерно истины в том огромном объеме нашей культуры, которая считается светской. Поэтому и назвали наш конкурс «Зерно истины»», - поясняет отец Александр.

Хочу все знать о свой вере

На вопрос, чем объяснить их интерес к игре, большинство ребят отвечает: желанием больше знать о Православии, найти друзей и единомышленников, которые разделают их духовные убеждения.

«Мне хотелось больше знать о православии с детства. Впервые в храм меня привели родители, мне очень там понравилось. В 4-м классе я пришла в гимназию с углубленным изучение православной культуры. Мне хотелось общаться с другими детьми, которым это тоже интересно», - рассказывает Ксения Шульман. Она вспоминает, как в одном из своих первых городских конкурсов ее выбрали защищать честь команды в поединке с капитанами двух других команд, хотя она была младше всех. «Предстояло ответить на два вопроса. И, о чудо, мне достались вопросы, о которых я прочла вечером накануне игры», - улыбается Ксения. Она призналась, что игра научила ее работать в команде, хотя это не совсем в ее стиле. «Но благодаря игре я поняла: в жизни нужно уметь слышать других и принимать их точку зрения, даже если твоя кажется тебе единственно верной. Думаю, во многом участие в конкурсе знатоков помогло мне написать школьный ЕГЭ по истории на 100 баллов. А навык быстро сосредотачиваться и находить правильный ответ пригодился на школьных олимпиадах и экзаменационной сессии в университете».

Александра Волчева ребята часто выбирали капитаном. «Игра научила меня брать на себя ответственность за всю команду и помогать другим, логически мыслить. Я стал увереннее в себе. Кроме того, игра подтолкнула меня к более основательным размышлением о вере, о Боге, об истории нашей страны и истории Церкви»,- говорит он. И добавляет, что самое трудное для него было участвовать в номинации «один за всех и все за одного», когда одному представителю команды дается сразу три вопроса и 20 секунд на каждый: «Времени очень мало, на тебя обращены студийные прожекторы,ты нервничаешь, но при этом чувствуешь молитвенную поддержку стоящих за тобой товарищей и это очень помогает».

Однако, есть и еще одна причина, которая притягивает ребят к этой игре. О ней нам говорили и священники, и учителя, и сами дети. Это та неформальная, дружеская, теплая атмосфера, которая складывается во время конкурса, дух товарищества. Неслучайно многие дети из разных команд поддерживают отношения друг с другом, несмотря на границы и расстояния, ездят друг к другу в гости

- из Петербурга приезжают в Крым, крымчане же едут в Москву, Ставрополь и другие города. «По идее они должны соперничать друг с другом, конкурировать за первое место, но получилось наоборот. Если какая-то команда приезжает на конкурс в неполном составе, всегда находятся желающие из других команд, готовые заменить отсутствующего», - говорит отец Александр. «Я помню, с каким желанием одна команда помогала другой найти правильный ответ, когда возникла необходимость в «помощи зала», - говорит Александр Волчев. – Конкуренция отходит на второй план, ребята проявляют желание помочь ближнему. Это было очень трогательно». А Ксения Шульман вспоминает, как в 2015 году, в замке «Викинг» (с.Знаменское,Черноморский р-н,Респ.Крым) на этапе Международных игр осталось сыграть последней команде и все остальные ждали их на выходе из съемочного павильона: «Было уже поздно, стемнело, с берега доносился шум морского прибоя и вдруг кто-то затянул песню «Выйду ночью в поле с конем». Ее подхватили все остальные, и тут из студии вышла последняя команда и песню мы допели уже все вместе. От этого чувства единства на душе было радостно и хорошо».

«Эпидемия» познания

Характерно, что игра с телеэкрана шагнула в семьи ее участников. Младшие братья и сестры, наблюдая за старшими, горячо болели за них, а потом попросили своих учителей тоже создать в их классах команды знатоков. «Игра стимулирует интерес к православию у младших, если они видят по телевизору в команде старшего брата или сестру. Так, в одной школе появилась команда четвероклассников, потому что у одного мальчика играл старший брат. Учитель поддержал инициативу детей. Там теперь есть своя команда знатоков», - говорит методист МКУ «Методический центра управления образования администрации города Феодосии», координатор и член Оргкомитета по проведению Республиканского телевизионного конкурса знатоков православной культуры Светлана Притула.

Педагоги рассказывают, что подготовка к игре, участие в ней, работа в команде помогают детям почувствовать себя увереннее, утвердиться в школьном коллективе, приобрести авторитет и проявить организаторские способности. У ребят расширяется кругозор, улучшается память и внимание. В частности, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Симферополя и член Экспертно-консультативного совета при Главе Республики Крым Ирина Рулла отмечает, что «ребята стали дружелюбнее, мягче относиться к недостаткам друг друга, в них проявились лидерские качества, любознательность, стремление к общению. Дети теперь собираются у кого-то дома, просматривают передачи в записи, обсуждают увиденное. Даже лексика изменилась - из речи уходят слова-паразиты». Вместе с этим, проявился и совершенно неожиданный для организаторов эффект - игра сплачивает между собой семьи и участников игры.

«Вслед за командами школьников у нас стали создаваться и команды родителей, - говорит отец Александр, - некоторые родители даже собираются вместе по выходным, разобрали всю литературу на православную тему из библиотек, читают, смотрят фильмы, проводят вместе досуг».

И это несмотря на жалобы на хроническое отсутствие свободного времени. Может быть, тут оказалось задетым родительское самолюбие? Дети приходили после игры домой и рассказывали, что проиграли: «Нам задали такой вопрос, мы не смогли ответить». «И мамы, и папы нашли время готовиться к очередной игре вместе с детьми», - поясняет Ирина Рулла. - А потом увлеклись и тоже захотели создать свою команду».

«Игра «Зерно истины» объединяет детей и родителей, у них появляется общее увлечение, общие интересы,- делится наблюдениями педагог воскресной школы при Свято-Ильинском храме города Саки и тренер команд детей, родителей и учителей Вера Харитонова. - Например, у нас в благочинии проводятся совместные тренировки и занятия для детей и родителей. На этом настаивают сами дети». А когда некоторые родители смущаясь, пытались отказываться от участия в телевизионных съемках, дети активно поддерживали взрослых, вселяя в них уверенность и убеждая продолжить подготовку. Один из взрослых даже признался педагогу, что самое сильное лобби этой игры – его сыновья, участники школьной команды. Причем младший сын всегда напоминает родителям о тренировочных занятиях и волнуется, чтобы те не опоздали. «У нас в благочинии есть целые семейные династии. Например, из семьи Сергиенко две старшие дочери были участниками самых первых игр, когда конкурс проходил в формате «Что? Где? Когда?». Теперь в команде школьников участвуют их младшие брат и сестра, а в команде родителей – мама», - добавляет Вера Харитонова.

Но на родителях дело не закончилось. Вслед за ними свои команды создали и учителя. Бывает, что даже простые вопросы детей могут ввести учителей в замешательство, например, связанные с литургической жизнью или историей Церкви. Ведь для ребенка учитель - старший товарищ, который должен знать все. Учитель, конечно, не обязан отвечать, но чувство неловкости, что попал впросак, остаётся. «Практика показала, что дети бывают порой более компетентны в вопросах православной

культуры. Поэтому учителям и родителям, чтобы не отстать, приходится самостоятельно ее изучать, - поясняет отец Александр. Кроме того, учителям, по мнению Веры Харитоновой, это дает возможность общения с единомышленниками и обмен опытом с теми коллегами, кто преподает ОПК.

Игра или миссия?

У игры «Зерно истины» есть еще одна задача — привести ребенка к вере. «Без реального опыта переживания Божией благодати теряет смысл вся игра, - говорит член совета старейшин конкурса иерей Дмитрий Чкана. - Нам трудно оценить, как знания, которые дает игра, повлияют на душу ребенка. Мы только сеем в их души семена веры в надежде, что они когда-то прорастут. Но совершено очевидно, что игра стимулирует интерес к своей духовной традиции и культуре, тем более, что у кого-то это первое знакомство с Православием происходит именно в форме игры». Священник приводит в пример случай, когда девочку с хорошими музыкальными данными пригласили исполнить в перерыве - во время «музыкальной перемены» («паузы») - песню с духовным содержанием. Она пришла, спела и сама заинтересовалась игрой, а затем и Православием: она начала ходить в храм, много читать. Постепенно ее интерес передался и родителям - они тоже стали прихожанами храма».

Педагог-психолог одной из школ Евпатории Наталья Фоминых приводит другую историю из своей педагогической практики. Кристина (имена изменены) росла своенравным и самолюбивым ребенком. Умной и способной девочке учителя говорили, что она может закончить школу с золотой медалью. Но Кристина только усмехалась: «Мне это не нужно». Вторая девочка, Марина, была из благополучной и неверующей семьи, хорошо училась. Но когда ее просили о помощи, она прежде решала, насколько это выгодно для нее самой, предпочитая следовать поговорке: «Моя хата с краю». В этом же классе училась и третья девочка - Татьяна. У нее была занижена самооценка и, как всем казалось, совершенно отсутствовали какие-либо способности. Возможно, отчасти, причиной этому было то, что отец нередко поднимал руку на дочь и ее мать. Естественно, Таня не умела постоять за себя, мало что могла запомнить на уроке, с ней никто не хотел сидеть за одной партой – одним словом «неудачница».

И Кристина, и Марина, и Татьяна были далеки от Церкви. Но однажды Кристина услышала от кого-то об игре «Зерно истины», заинтересовалась, стала приходить на занятия и участвовать в конкурсе знатоков. За ней подтянулась и Марина. И постепенно, рассказывает Наталья Фоминых, эти девочки стали меняться: «У них изменилась речь, они стали избегать слэнговых словечек. Кристина научилась признавать свою вину и просить прощения. Она поняла, что Бог одарил ее способностями и нужно трудится над их развитием. А Марину стало задевать то, что рядом с ней обижают слабых и она стала заступаться за Татьяну». В конце-концов Кристина и Марина взяли Таню под свою опеку. Спорить c ними никто не решался - обе были лидерами в классе. Девочки помогли Тане в учебе, пригласили в клуб знатоков, а потом взяли и в команду. Вместе же они участвовали в молодежном благотворительном движении, посещая детские дома. После этого изменилась и Татьяна — повысилась ее успеваемость, улучшилась память, она стала уверенней в себе.

Но самое главное девочки стали ходить в храм и даже напоминать родителям, что нужно держать пост. «Важно, что в классе изменилась духовно-нравственная атмосфера,- продолжает педагог. - Если дети замышляли что-то нехорошее, например, хотели объявить кому-то бойкот или сорвать урок, Марина, узнав об этом, тут же вмешивалась. У нее был авторитет справедливого человека и ее слушались». Сегодня все три девочки учатся в вузах (Марина и Кристина в Москве), Таня в Евпартории, причем Таня еще и поет в церковном хоре. Оказалось, что у нее красивый голос.

Справка

В 2007 году «Зерно истины» впервые вышла в телеэфире на телеканале 1-й Крымский (аудитория - 2,5 млн человек) (Архив передач). Финальный цикл передач также транслируется на телеканале «Союз» (аудитория 5 млн. чел.). Подписан договор о трансляции с телеканалом «Царьград». Конкурс знатоков имеет свой сайт и страничку Вконтакте. Самому младшему участнику игры — 11 лет, самому старшему - 70. До 2014 года география конкурса охватывала не только российские города Воронеж, Белгород, Калугe, Краснодар, Ставрополь, Старый Оскол, Тверь, Самару, Брянск, Нижний Новгород, Саров, но и белорусские и уркаинские Минск, Ужгород, Гомель, Винницу, Полтаву, Днепропетровск, Нежин, Чернигов, Запорожье и Луганск. Сегодня из-за транспортных и политических проблем в конкурсе участвуют преимущественно команды из России. В 2015 году в замке «Викинг» на финальную игру собрались более 25 команд. В 2015 году, кроме школьной лиги знатоков православной культуры, создана также студенческая лига знатоков. В ней участвуют студенты крымских вузов - Медицинской академии, Евпаторийского института социальных наук, Севастопольского государственного университета и др.

 

 

1 сентября 2017 г. 11:54
Ключевые слова: молодежь, школа, дети, миссия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи