iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
Дмитрий Авдеев
ЦВ № 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Когда болит душа

Институт формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, которым руководит православный врач и психолог, кандидат медицинских наук, автор множества книг Дмитрий Авдеев, отметил пятилетие успешной работы.

На пресс-конференции, посвященной юбилею, Дмитрий Авдеев рассказал о деятельности института и представил свою новую книгу «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям». Книга состоит из 14 лекций. В ней популярно, с расчетом на широкий круг читателей рассмотрены проблемы духовной помощи больным, причины психических заболеваний, предложен православный взгляд на невроз навязчивых состояний, страхи, уныние и депрессию, рассказано о православной психотерапии и психологии. Книга адресована врачам и психологам, священнослужителями и всем, кто интересуется данной проблематикой.

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы, — сказал доктор Авдеев в беседе с журналистами, — это подчеркивается и в принятых “Основах социальной концепции РПЦ”. И действительно, только 20% психических заболеваний являются эндогенными психозами, остальные 80 — это состояния, связанные с грехом, с образом жизни, с нравственными обстоятельствами, и по-настоящему уврачевать их можно только на пути к воцерковлению. Светская медицина пытается лечить психические заболевания только медикаментозно. Не отрицая значения психиатрии как науки, мы, развивая деятельность нашего института, стремимся переменить эту ситуацию.

Очень сложно различать грех и болезнь. Скажем, депрессия — что это? В одном случае это греховная страсть, а в другом — в мозговых структурах человека изменяется обмен веществ, и именно по этой причине он находится в унылом, пессимистическом состоянии. В первом случае для пациента важно встать на путь деятельного покаяния и церковной жизни, во втором — в начале болезни должна преобладать медицинская и психологическая помощь, по мере же выздоровления медицинская помощь будет сокращаться, а духовная — возрастать. Именно православный врач, ни в коей мере не подменяя собой священника, должен повернуть такого пациента лицом к храму.

И хотя прийти ко мне на прием может любой человек — неверующий, нецерковный, представитель другой конфессии, — для меня важно донести до пациента, что я православный, верующий. Если он согласен консультироваться у верующего специалиста, значит, он готов меня услышать. А я на понятном ему языке попытаюсь объяснить, как он может сохранить душевный мир. Многие пока еще не готовы прийти в церковь. Не говоря уже об исповеди: она их пугает. И мой кабинет может стать для кого-то из них первым шагом на пути к храму. Я часто консультирую на приходах в разных епархиях. За годы работы побывал во многих городах России, Украины, Белоруссии. Приходилось бывать и за границей. Получаю много писем. Убежден, что наша работа нужна людям».

Ирина Судникова
11 июня 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00