![]()
Встретить Новый год с молитвой в храме Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник. PDF-версия.
30 декабря 2021 г. 14:30
Межпоколенческие семейные травмы Общаясь с человеком, священник сталкивается не только с конкретной личностью и ее прошлым. Он также имеет дело с историей его семьи, целого народа, страны. Эти истории влияют на судьбы отдельного человека и целых поколений. Они же составляют необходимый для понимания личности контекст. Протоиерей Сергий Павлов, практикующий психоаналитически ориентированный психотерапевт, размышляет о практике душепопечения, опираясь на профессиональные знания и собственный опыт работы. Его мысли, не всегда бесспорные, тем не менее могут быть полезны священникам в их служении. PDF-версия.
10 июня 2019 г. 13:55
Радость, которую ни с чем не сравнить 8 июля 2018 года, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, который совпадает с Всероссийским днем семьи, любви и верности, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. Именно там покоятся мощи святых покровителей супружества. В этот же день Предстоятель совершил освящение закладного камня на месте будущего кафедрального Богородице-Рождественского собора, взорванного в 1939 году. Каждый год 8 июля в Муром съезжаются тысячи людей, среди которых бывают и первые лица государства. ПДФ-версия
6 июля 2018 г. 13:19
Берегите женщин У 31-летней Натальи С. из Новочебоксарска усталые глаза, немного смущенный взгляд, а на руках — двухмесячная дочка Ангелина. Для молодой мамы, хочется верить, позади остается растянувшаяся на целый год сложная полоса из конфликтов и обид, телесных и душевных мук, визитов к врачам и к блюстителям порядка, раздумий об аборте, беременности и родов.
1 июня 2018 г. 14:33
Глазами поповичей Надежный и счастливый семейный тыл вдохновляет священника, как и любого другого человека, на более ревностное служение. Но далеко не каждому пастырю удается его создать. Порой быть хорошим мужем и отцом сложнее, чем окормлять духовных чад. «Журнал Московской Патриархии» давно хотел обратиться к важной теме семейных отношений священников, и поводом для начала такого разговора стала недавно вышедшая в свет книга Марии Свешниковой, дочери протоиерея Владислава Свешникова, «Поповичи». Эта книга, основанная на биографии известной журналистки и интервью с еще шестью поповичами и поповнами, по сути, первая попытка вытащить «из-под спуда» в российское публичное пространство тему воспитания и возрастания детей священников.ПДФ-версия
29 ноября 2017 г. 16:45
Попробуй быть мамой! После подписи Святейшего Патриарха на обращении, которое призывает исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, в обществе началась горячая полемика на тему о искусственном прерывании беременности. По этому поводу уже высказались и политики, и чиновники, и религиозные лидеры, тема активно обсуждается в СМИ и социальных сетях, участники которых не стесняются в выражениях в адрес Церкви. Между тем, Церковь борется с абортами, предоставляя каждой беременной женщине поддержку и участие в ее судьбе, о чем мы писали в июне этого года. В связи с актуализацией темы, мы вновь предлагаем вашему вниманию этот материал.
29 сентября 2016 г. 15:10
Теледосуг для всей семьи В Азове сняли цикл увлекательных телепередач для детей о Православии, народных традициях и ремеслах. Как заинтересовать самых требовательных и искренних зрителей — детей от 6 до 12 лет? Как отвлечь их хотя бы на полчаса от виртуальной реальности и побудить смастерить что-то своими руками? Как оживить в ребятах желание возродить забытые профессии, которые когда-то были частью народной культуры? На эти нелегкие вопросы современности попытались ответить создатели цикла из 18 детских телевизионных передач «Лоскутки» из города Азова Ростовской области, третий раз выиграв грант конкурса «Православная инициатива».
17 мая 2016 г. 14:22
В рамках фестиваля «Лучезарный ангел» состоится встреча с духовными чадами старца Паисия Святогорца Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», проходящий по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет в этому году 12 раз.Ретроспектива отобранных на конкурс фильмов состоится с 31 октября по 9 ноября 2015 года в московском кинотеатре "Каро-Октябрь". Все это зрители смогут увидеть бесплатно. Об этом организаторы и члены жюри рассказали на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня"/
23 октября 2015 г. 17:30
Самый распространенный вид домашнего насилия - психологическое, считает православный священник В ОВЦС состоялся трехдневный семинар для священников, православных психологов, социальных работников и педагогов на тему «Базовые знания и навыки для эффективной помощи семьям с проблемами домашнего насилия и жесткого обращения с детьми».
19 ноября 2014 г. 15:01
В Московском Кремле открылся Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества» В Государственном Кремлевском дворце открылся Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». Среди уже известных проблем, представляющих угрозу для демографии - разводы, аборты, миф о перенаселении планеты и число детей в семьях меньше трех, участники форума назвали еще одну проблему, не менее актуальную - это разрушение в сознании людей понятия традиционной семьи.
11 сентября 2014 г. 08:25
|
![]()
ЦВ № 10 (407) май 2009 /
28 мая 2009 г.
Кто в доме хозяин? Размышления об иерархии в православной семьеИзвестная фраза из Посланий апостола Павла о том, что жена должна бояться мужа, служит камнем преткновения для многих православных семей. Часто можно услышать от мужа в адрес жены пренебрежительное: «Ты вообще должна молчать, бояться и слушаться». В то же время перед многими женщинами, преимущественно старшего возраста, стоит другая проблема: «Наша семья воцерковилась, а я уже много лет являюсь лидером для своего мужа, — и что нам теперь делать?» Из боязни оказаться в семье «не на первых ролях» православные молодые люди нередко боятся выбирать в жены умных, образованных девушек. Протоиерей Действительно, это апостольское чтение по-разному воспринимается людьми. Мне вспоминается один священник, который во время Таинства венчания, когда подходило время для чтения «А жена да убоится своего мужа», начинал просить диакона, чтобы тот произносил вслед за этими словами следующие: «Премудрость прости. Услышим Святаго Евангелия чтение». Налицо неадекватное отношение к этому тексту, его непонимание. Но мне кажется, что очень легко ответить на вопрос о том, в чем же смысл и этих конкретных слов, и вообще отношений мужей и жен с точки зрения прав, обязанностей, как к кому кто должен относиться, кто кого бояться или почитать, и так далее. Для этого нужно воспринять это апостольское чтение как целое, не выдергивая из контекста отдельные фразы. Да, можно говорить о боязни оскорбить своего супруга, но только в том случае, если помнить, что начинается апостольское чтение с призыва к мужьям: «Любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь». И вот это первое требование, которое тоже нельзя выдергивать из контекста. То есть все созидается в органическом единстве. Мужья относятся к своим женам как Христос к своей Церкви. Как пишет сам Павел: «Он Себя предал за нее», — имеется в виду, что Он принес Себя в жертву, на Крест, «даже до смерти». И этим объясняется ответное чувство жены — и благоговение, и страх оскорбить, и как-то обидеть, осквернить эту совместную святыню. Только так следует понимать эти слова. Ну, а права и обязанности… Понимаете, эти понятия — скорее юридические, и неслучайно в Библии, в Ветхом Завете существует ключевое понятие — «завет», объяснять которое тоже пытаются с точки зрения юридических терминов: как договор, союз, заповеди, закон. Но пророки Ветхого Завета очень скоро поняли, что эти категории уводят нас в сторону от понимания понятия «завет». Поэтому они стали пользоваться сравнением с браком, в котором речь идет не о правах и обязанностях в юридическом смысле слова, а о таких вещах, как верность и движение сердец, любовь. А все остальное — права и обязанности — является вещами прилагаемыми, следующими из того, что видит сердце. Матушка Для меня муж является ориентиром, примером, хотя я никогда от него не слышала команды: сделай так, по-христиански, а не вот так. Между нами существует сотрудничество, и, глядя на мужа каждый раз, я думаю: да, вот так я должна поступить. У нас нет такого, что кто-то говорит: «Это твои обязанности, а это мои обязанности; я должен это, а ты должен это». Я считаю, что самое важное — действовать по любви. Муж пришел усталый — я налью ему чаю, я пришла усталая — он нальет мне чаю и накормит. Или грязная посуда стоит, а меня дома нет — он пойдет и помоет, и ничего страшного не случится. И со мною ничего не случится, если я сегодня больше денег заработаю, чем он, а завтра он больше принесет. Любовь должна быть, и должно быть постоянное сотворчество. В семье очень важна готовность принять человека таким, как он есть, не только сейчас, когда он такой замечательный, такой красивый, такой любимый и так далее, как это бывает, когда отношения только начинают развиваться. Но нужно попробовать понять, будешь ли ты принимать этого человека и разрешать ему оставаться самим собою, а не пытаться построить его так, как ты лучше знаешь — потому что ты-то, естественно, лучше знаешь, каким ему нужно быть: вот таким, таким и таким; так стричься, так одеваться, такие мысли иметь. Должна быть готовность принять супруга и даровать ему свободу выбора. Протоиерей
Это проблема очень многих семей, потому что когда не существует такого онтологически естественного приятия этой иерархии — у мужчины свои обязанности, у женщины свои обязанности, и они дополняют друг друга, — то возникают постоянные проблемы. Можно, конечно, в рамках «Домостроя» разрешить мужу бить жену бейсбольной битой, а жене его — скалкой. Но можно идти другими путями, не самоутверждаясь постоянно, а пытаясь восстановить тот самый иерархический порядок, который от Бога задан всему миру, в том числе малой Церкви. Нередко можно услышать, что муж и жена должны быть взаимозаменяемы. В определенных сферах — безусловно да, но не всех. Мы должны признать, что существует от Бога «специализация» мужчины и женщины везде, в том числе и в семье. По мнению некоторых православных молодых людей, жена не должна быть умнее мужа. У меня изначально возникло ощущение того, что моя жена не умнее меня и не глупее, просто у нее другой ум. И меня в ней привлекло именно то, что ее другой ум сможет в конечном итоге очень обогатить мое представление о мире, о жизни. Мне очень хотелось, чтобы этот человек восполнял меня именно своим умом, и это было очень ценно. Многие книги учат нас тому, что подлинная школа аскезы — это монастырь, а без аскезы ты не станешь христианином, потому ступай в монастырь, занимайся аскезой там. А что такое семья? Попущенная Церковью разнузданность страстей, и только. Но на самом деле семья — это очень хорошая школа аскезы. Что такое аскеза? Это самоограничение, послушание и восполнение людьми друг друга. Когда в христианском браке начинает восстанавливаться данная Богом иерархия, в нем естественным образом возникают свои права и обязанности. Условно говоря, мужчина всегда во всех мелочах должен уступать женщине, но никогда не уступать в главном, даже если он рискует совершить ошибку. В этом заинтересована сама женщина, потому что в глубине души любая женщина мечтает быть рядом с таким человеком, на которого она может положиться, который примет на себя ответственность. Здесь образ Христа и Церкви, конечно, очень значим. Если мы вспомним чинопоследование венчания, оно нам поможет здесь: ни в коем случае нельзя надеяться на то (а тут, к сожалению, художественная литература сыграла свою зловещую роль), чтобы вступать в брак по любви. Браков по христианской любви, а не по страстям, не бывает. Любовь — это не начало брака, это венец брака. Христианскую любовь нужно выстрадать, до нее нужно дорасти. Человек должен вступать в брак с пониманием того, что это будет постоянное самоограничение, самоумаление, постижение другого человека в его немощи. И эта традиционная архаичная семья, основанная на иерархии, а не на равенстве прав и обязанностей, в которой мужчина остается мужчиной, женщина — женщиной, а ребенок — ребенком, и является восстановлением того мироустройства, которое в нашем мироздании оказалось разрушено. Как я вдруг понял, что моя будущая супруга мне нужна? Я смотрел любимый многими фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Там была сцена, когда главный герой Платонов начинает устраивать традиционную для чеховских героев истерику, возлагая на весь окружающий мир вину за свою несложившуюся жизнь, и убегает из комнаты, из этого дома. За ним бежит его жена. Он падает в воду и не может утопиться, — и она тут же укутывает его шалью, в которой побежала вслед за ним, и говорит «Я люблю тебя любого». В глубине души у многих феминизированных мужчин лежит потребность иметь такую жену. Но если бы я повел себя так — то как бы повела себя моя будущая супруга? Я представил, опять-таки по аналогии с чеховским МХАТом, что она бы, как Станиславский на репетиции, закричала мне вслед: «Не верю!» — и никуда бы за мною не побежала. И я бы остановился. И вот тогда я почувствовал, что рядом со мной будет человек, который постоянно будет меня в каких-то ситуациях возвращать к реальности; человек, который не будет давать мне покоя, который постоянно будет мне указывать на мои собственные немощи, но будет это делать таким образом, что это будет способствовать моему развитию, и брак станет для меня той самой школой аскезы, в которой я смогу развиваться.
28 мая 2009 г.
Ключевые слова:
женщины
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|