выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
ЦВ № 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г.
версия для печати версия для печати

Президент России Дмитрий Медведев встретился с лидерами религиозных организаций

Президент России Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею преподавания в российских школах предметов по основам религий. Он заявил об этом 21 июля на специальном совещании, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, лидеры ведущих российских религиозных организаций и представители государственной власти. Президент России также считает целесообразным ввести в армии институт воинских и флотских священнослужителей.

21 июля Президент РФ Дмитрий Медведев провел специальное совещание, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Администрации Президента Сергей Нарышкин, первый заместитель руководителя Администрации Президента Владислав Сурков, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин РФ Берл Лазар, председатель Буддийской традиционной сангхи РФ Дамба Аюшев.

Выступая на совещании, Президент сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение детей. Президент принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики.

Дмитрий Медведев отметил, что в некоторых регионах уже есть опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в частности в сфере школьного образования, и такой опыт должен быть учтен в будущем. Глава государства также подчеркнул безусловную важность соблюдения фундаментальных конституционных положений о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и о том, что каждому гражданину России гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

Он поблагодарил религиозных деятелей за высокую степень консолидации, «за единство подходов к такой важной проблеме, как воспитание нашей молодежи». По словам Дмитрия Медведева, принятые решения — это только начало работы. «Мы будем следить за развитием ситуации и будем готовы участвовать в общественной дискуссии, которая в действительности уже началась», — сказал Президент. Он не исключил, что по итогам этой дискуссии в принятые решения могут быть внесены определенные коррективы. Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что «такого рода решения будут катализаторами позитивных процессов в стране».
Эксперимент по преподаванию в школах религиозной культуры и светской этики предлагается провести в 18 регионах. Дмитрий Медведев подчеркнул, что ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. «Это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе», — пояснил он.

Возможны и другие варианты. «Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны», — сказал Президент. Те же, кто вообще не интересуется религией, смогут изучать основы светской этики.

Дмитрий Медведев отметил, что выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. «Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным», — подчеркнул он.

Глава государства также заявил, что преподавать новые предметы должны только светские педагоги. Он призвал при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью, которой должно стать «воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан».
По итогам эксперимента можно будет «распространить наработанную практику на всю страну». По мнению Дмитрия Медведева, это станет возможным, например, с 2012 года.

Выступая на совещании, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность того, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности. «Есть старая пословица: “Невольник — не богомольник”. Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх подчеркнул, что предлагаемая структура обучения, которая предполагает преподавание либо основ одной из традиционных религий, либо курса всех мировых религий, либо светской этики, перекрывает потребности всего общества. «Именно добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может создаваться эта система», — резюмировал Предстоятель.

Святейший Патриарх также подчеркнул важность того, что обучать школьников основам религии будут светские педагоги. «Важно, что вся эта система укладывается в конституционное и законное поле», — сказал Патриарх Кирилл.

В своем выступлении перед лидерами религиозных организаций Президент России Дмитрий Медведев также сообщил, что получил обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения о введении в Вооруженных силах института капелланов. «Я считаю целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии», — сказал Дмитрий Медведев.

«При введении должностей воинских и флотских священнослужителей в частях, сначала дислоцированных вне территории России, а затем — скажем, со следующего года — на уровне военных округов, бригад, дивизий, в высших учебных заведениях, мы должны будем руководствоваться реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений», — подчеркнул Президент.

По его словам, если более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, то священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения.
«Все имеют право получать духовную поддержу в соответствии со своими воззрениями. Конституционные принципы равенства, добровольности, свободы совести должны быть соблюдены и в отношении всех военнослужащих», — сказал Д.Медведев.

«Полагаю также, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами», — отметил Президент России.
Как считает Дмитрий Медведев, введение института воинских священнослужителей и преподавание в школах основ религиозной культуры и светской этики помогут укрепить моральные и духовно-нравственные основы нашего общества, единство нашего многонационального и многоконфессионального государства.
Согласно данным Минобороны, сегодня 63% российских военнослужащих считают себя верующими, из них 80% исповедуют православие, 13% — ислам, 3% — буддизм, 1% — иудаизм и другие религии.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл положительно оценил предложение Президента о введении института священнослужителей в армии и на флоте, обратив внимание на важность духовно-нравственной составляющей жизни военнослужащего. «Никакой зарплатой нельзя поднять человека в атаку, на море огня, но ведь люди встают и идут», потому что здесь, по словам Патриарха Кирилла, действует иная мотивация. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что духовное общение со священнослужителями будет только на пользу военнослужащим.
 

22 августа 2009 г.
Ключевые слова: ОПК, Дмитрий Медведев
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00