Сердечно приветствую всех участников фестиваля, собравшихся из разных регионов России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Латвии, Азербайджана и Польши. Все вы уже не первый год трудитесь в средствах массовой информации, и многие из вас не впервые принимают участие в фестивале «Вера и слово». Он, действительно, стал местом не только общения, но и тем общецерковным мероприятием, которое дает реальную возможность приумножить навыки работы в области церковной журналистики.
Информационная деятельность — это особая область церковного служения. Посланничество Церкви в мир обязывает нас благовествовать не только с амвона, но и с помощью современных средств коммуникации.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в июне этого года, в своих итоговых документах отметил, что «важным элементом укрепления церковного единства должно быть созидание единого информационного пространства нашей Церкви. Многочисленные труженики в этой области православного свидетельства и просвещения призываются к максимальной координации усилий, которая особенно необходима при наличии множества информационных центров и инициатив, подчас разделенных расстояниями и государственными границами».
Для того чтобы наша проповедь принесла духовную пользу, она не должна ограничиваться стенами храма; мы должны пытаться тронуть словом Божиим сердце каждого человека. А это становится возможным, когда нами будет управлять «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).
Если вера во Христа Спасителя, укрепленная любовью к ближнему, о которой говорит апостол Павел, будет руководить нами в деле благовествования — тогда мы сможем избежать любых крайностей и соблазнов. Мы не станем ради привлечения внимания аудитории любыми способами слепо следовать шаблонам, принятым в светской журналистике; не станем засорять слово Божие яркими (на первый взгляд) красками постмодернизма; сумеем избежать, с одной стороны, популизма и вульгаризации евангельских истин, а с другой — удержимся от псевдоцерковного «елейного» языка. Тогда наша проповедь станет живым свидетельством нашей веры.
Мы немало говорили об этом на первом и втором фестивалях «Вера и слово» в 2004-м и 2006 годах. При всей положительной динамике надо признать, что наш опыт в этой области церковного служения еще невелик. Тем не менее, с каждым годом появляются новые информационные проекты, и этот рост сегодня не только количественный, но и качественный.
На сегодняшний день информационная деятельность Церкви развивается в различных направлениях: существуют печатные и электронные издания, реализуются проекты на радио и телевидении. Важную роль в информационном взаимодействии Церкви и общества играют пресс-службы епархий и церковных учреждений. Священнослужители и миряне, имеющие опыт взаимодействия с масс-медиа, становятся «лицом Церкви».
В этом смысле примером для епархиальных структур может стать деятельность Пресс-службы Московской Патриархии, сотрудники которой много и активно работают со средствами массовой информации. Я знаю, что у многих из вас установились добрые взаимодействия с нашей пресс-службой, и это обоюдовыгодно: сотрудники епархиальных структур при этом не только приобретают опыт организации информационной деятельности, но и сами способны поделиться своими наработками.
Хочу отметить, что в уходящем году в Москве успешно прошли Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ. Их участники засвидетельствовали полезность подобных встреч, на которых церковные журналисты имеют возможность познакомиться с опытом своих коллег.
Кроме того, в рамках подобных форумов необходимо укреплять взаимодействие со светскими специалистами в сфере информационной деятельности. Во многом именно светские СМИ являются тем инструментом, который формирует массовое сознание и ментальное восприятие информации, и опыт специалистов из этой области (разумеется, творчески переосмысленный) может быть полезен и церковным журналистам. Примером такого переосмысления являются для нас святители Григорий Богослов и Василий Великий, которые постигали тонкости искусства риторики под руководством современных им языческих учителей. Мы должны и далее развивать такого рода взаимодействие и сотрудничество.
Возможно, нам стоит подумать о создании специальных программ, ориентированных на развитие именно епархиальных пресс-служб. Такие программы должны будут использовать опыт, накопленный Пресс-службой Московской Патриархии, а также пресс-службами епархий, где уже сейчас работа с информацией поставлена достаточно хорошо: Нижегородской, Екатеринбургской, Саратовской, Ставропольской, ряда епархий на Украине.
Следует отметить, что уровень развития информационной деятельности в епархиях очень разный — от реализации полноценных, крупных медийных проектов, оказывающих влияние не только на региональное информационное пространство, но и на информационную картину в масштабах всей страны, — до почти полного ее забвения. У некоторых епархий так и не созданы полноценные интернет-сайты, практически отсутствуют официальные печатные издания, неудовлетворительно строится работа с телекомпаниями, отсутствуют радиопрограммы. Трудно поверить в то, что в епархии ничего не происходит. Скорее, это неумение рассказать о жизни Церкви обществу, нежелание приложить усилие к тому, чтобы быть услышанным. Вообще, в ближайшее время развитию информационной деятельности именно в епархиях будет уделяться самое пристальное внимание.
Что касается церковной периодики, то хотел бы особо отметить роль официальных общецерковных периодических изданий — «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник». Старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии» осенью этого года отметил свое 65-летие. Газета «Церковный вестник» стала центром не только собственно информационной, но и аналитической деятельности. Редакция регулярно проводит семинары, круглые столы и конференции, на которых обсуждается самый широкий круг вопросов. Последующие публикации делают этот материал доступным самой широкой аудитории.
Из года в год официальные издания пишут летопись важнейших событий жизни Церкви. Полагаю естественным, чтобы эти издания были доступны прихожанам каждого прихода нашей Церкви.
Несколько слов хотелось бы сказать о православном Интернете. Развитие православного сегмента Рунета позволило преодолеть главный недостаток прошлых лет — отсутствие оперативности в распространении информации о жизни Церкви. Можно утверждать, что в целом эта задача решена. Однако качество информации нередко оставляет желать лучшего. Нам важно помнить: какое содержание будет у послания, которое мы передаем окружающим; насколько это содержание раскроет важность того или иного события церковной жизни, поможет ли оно человеку обрести или укрепить свою веру.
Возвращаясь к тематике епархиальных СМИ, хотел бы отметить, что в условиях активного развития Интернета именно сетевые проекты дают возможность наиболее широкого привлечения к информационной работе мирян. А это, в свою очередь, способствует укреплению жизни прихода и епархии в целом. Это — ресурс, который необходимо использовать самым активным образом.
В последние годы мы видим, что набирает силу фестивальное движение, и это свидетельствует об огромном потенциале тематических мероприятий. Профессиональное общение необходимо, конкурсы призваны выявлять такие произведения, которые талантливо откликаются на «вечные» вопросы и в то же время несут в себе нравственную и духовную оценку актуальных проблем современной жизни.
Однако сегодня мы уже сталкиваемся с тем, что фестивалям в буквальном смысле слова тесно в календаре. Совсем недавно в Москве подряд прошли три фестиваля игрового и документального кино: «Верное сердце», «Радонеж» и «Лучезарный ангел». А в масштабах страны в течение прошлого года состоялось пятнадцать подобных фестивалей. Конечно, у каждого из них есть свои задачи, своя аудитория, свои попечители и свои спонсоры. Однако с точки зрения церковной миссии важно было бы координировать эти инициативы, выстраивать такую систему мероприятий, при которой организаторы не конкурировали, но взаимно дополняли друг друга и обогащали мир православного искусства. В противном случае перед всеми этими фестивалями существует реальная перспектива стать не объединяющими людей творческими форумами, а некими корпоративными мероприятиями в рамках православной тематики.
Говоря о современном состоянии дел, нельзя обойти вниманием и те внешние обстоятельства, которые могут повлиять на дальнейшее развитие этой деятельности, — это финансовый кризис. Любое крупное мероприятие — фестиваль, выставка, конкурс, — будучи некоммерческими по сути, предполагают финансовую помощь со стороны благотворителей. Вполне возможно, сокращение объемов этой помощи может привести к поиску путей к объединению и созданию совместных проектов. При этом отмечу, что появившийся опыт в этом направлении мы должны сохранить и приумножать.
Особый вопрос, который требует обсуждения — это православно ориентированное телевидение. Как отмечалось на Архиерейском Соборе, «необходима реальная альтернатива телевизионной продукции, основанной исключительно на культе развлечений, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости».
Возможно, оптимальный путь для нас сегодня — активное сотрудничество со светскими телеканалами; необходимо создавать и продвигать на региональные и федеральные каналы программы, созданные авторами в соответствии с православной духовно-культурной традицией. Важный опыт подобного плодотворного взаимодействия есть у «Православной энциклопедии». Совместно с телеканалом «Россия» Церковно-научный центр создал несколько циклов телевизионных фильмов по истории христианства, осуществляется еженедельный показ телеальманаха «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ.
В то же время невозможно отрицать, что идея создания самостоятельных православных или православно ориентированных телеканалов также чрезвычайно важна и ценна. Полагаю, что опыт работы телеканалов «Спас» и «Радость моя» (Москва), киевского канала «Глас», екатеринбургского «Союза», несомненно, должен стать основой для развития церковной информационной деятельности в области телевидения.
Как мы уже говорили, в этом году состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Его деятельность и итоги широко освещались в СМИ во многом благодаря работе пресс-центра Собора и специального интернет-сайта. Отмечая эти позитивные стороны, вместе с тем не могу не выразить своего сожаления вот по какому поводу. Мониторинг показал, что в церковных СМИ информация о Соборе подавалась, как правило, сухо и формально. В этом смысле сообщения светских изданий оказались элементарно более интересными.
Еще раз хочу напомнить, что средства массовой информации играют важную роль в рецепции решений Собора, и поэтому относиться к этому вопросу следует серьезно и ответственно. Нам важно, чтобы решения Собора были реализованы в церковной жизни. А это вряд ли возможно без того чтобы смысл этих решений был донесен до церковной паствы (а более широко — и до заинтересованной светской аудитории) максимально точно и в то же время доступно. Если вам, журналистам, необходимы комментарии, какая-то дополнительная информация — пожалуйста, обращайтесь. Вы всегда можете рассчитывать на получение комментариев и интервью официальных представителей Церкви по тем или иным вопросам жизни нашего общества через пресс-службу Московской Патриархии.
Заканчивая свое выступление, отмечу, что, несмотря на определенные успехи, у нас все же нет повода для самоуспокоения. Нам необходимо дальше развивать свое служение, используя все имеющиеся у нас возможности для проповеди евангельских истин. Не станем забывать слова апостола Павла, которые обычно принято относить к священнослужителям, но которые, тем не менее, нужно помнить всем, кто трудится на ниве церковной журналистики: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9, 16).
Хотел бы пожелать участникам и организаторам фестиваля «Вера и слово» всеукрепляющей помощи Божией, дабы высокие цели, которые ставит перед собой этот форум, были достигнуты — на благо Святой Церкви и наших народов.
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /
26 декабря 2008 г.
версия для печати |
Информационная деятельность — особая область церковного служения
26 декабря 2008 г.
Ключевые слова:
Вера и слово
Также читайте: