24 апреля исполняется год со дня смерти замечательной художницы, иконописца, реставратора высшей категории Ирины Васильевны Ватагиной. Ее путь стал духовным подвигом служения церковному искусству, именно с ее деятельностью связано возрождение и становление иконописания в конце ХХ века.
Ирина Васильевна родилась в Тарусе, в семье художников, 23 сентября 1924 года. Ее бабушка Антонина Леонардовна Ржевская была едва ли не единственной женщиной в Товариществе передвижников. Особенно ее прославила картина «Веселая минутка», которую купил П.М. Третьяков для своей художественной галереи. Отец Ирины Васильевны, Василий Андреевич Ватагин, — народный художник РСФСР, один из лучших скульпторов-анималистов ХХ века. В области книжной иллюстрации можно назвать его работы к «Маугли» Р. Киплинга.
По словам Ирины Васильевны, она уже в детстве знала, что будет писать иконы. Еще до войны она поступила в художественную школу. За десять дней до 21 июня 1941 года семья уехала отдыхать на Кавказ, где их и застала война — без лишних вещей, тем более без теплых. Там Ирина Ватагина окончила школу и поступила в Тбилисскую академию художеств. В это время она много занималась. «Мы с подругой, тоже художницей, писали натюрморты, — вспоминала Ирина Васильевна. — Только поставим натюрморт — взрыв бомбы неподалеку, все летит на землю. Там аэродром находился, который немцы непрестанно бомбили. Мы снова подбираем и ставим натюрморт — и так без конца». Позже она перевелась в Суриковский институт в Москве.
Ватагина усердно занималась живописью, но больше тянулась к церковному искусству. Тогда отец познакомил ее с хранительницей древнерусского отдела Третьяковской галереи Натальей Андреевной Деминой. По понедельникам, в выходной день музея, Ирина проходила через служебный вход и копировала иконы, а позже стала заниматься реставрацией. «Если бы мы с тобой для церкви работали, сердце бы у нас горело...» — говорил ее руководитель, реставратор Иван Андреевич Баранов.
В Третьяковской галерее Ирина Васильевна услышала о Марии Николаевне Соколовой (в постриге монахиня Иулиания), которая в то время работала в Троице-Сергиевой лавре. Обитель передали Церкви в 1945 году, храмы и здания находились в ужасном запустении. Мария Николаевна привлекла молодую художницу к работе в южной пристройке Троцкого храма — Серапионовой палате. Ирина Васильевна вспоминала об этом времени как самом радостном в жизни: «Это такое было счастье. Думали, только бы скорее ночь прошла».
В конце 1950-х годов Ирина Васильевна стала прихожанкой храма Свт. Николая в Кузнецах. Его настоятель протоиерей Всеволод Шпиллер был вдохновенным молитвенником, ярким богословом и удивительным проповедником. Его проповеди привлекали в храм много молодежи. Ирина Васильевна стала духовной дочерью отца Всеволода и по его благословению стала писать иконы для храма. Ею были расписаны алтари, отреставрированы иконы Свт. Николая Чудотворца XVI в. на солее, Свт. Николая Чудотворца XVII в. перед правым клиросом, икона Божией Матери «Утоли мои печали».
В 1981 году, во время росписи алтаря в южном пределе Николо-Кузнецкого храма Ирина Васильевна упала с лесов и получила тяжелую травму, после которой ей было трудно ходить. В этот период по благословению отца Всеволода Шпиллера она написала большой образ прп. Андрея Рублева с клеймами, подготовленный к прославлению преподобного, которое совершилось в год 1000-летия Крещения Руси. «У Ирины Васильевны был редкий дар создания иконописных образов святых. Как мы теперь знаем, это редко хорошо получается. Можно написать красивую икону, но создать новый иконописный образ очень трудно. Но у Ирины Васильевны это получалось», — замечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского университета, где на факультете церковных художеств 15 лет работала И.В. Ватагина.
В 1964–1980 годы И.В. Ватагина работала реставратором в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В 1985 году ее привлекли к работам по восстановлению Свято-Даниловского монастыря. Ирина Васильевна и ее ученики организовали обширную мастерскую по реставрации и иконописи. Ими были отреставрированы многие иконы, например, образы из многоярусного иконостаса храма Семи Вселенских Соборов, чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Волоколамская Владимирская» и множество других икон. Тогда Ириной Васильевной и ее учениками были написаны образы новопрославленных святых: свт. Иова, свт. Паисия Величковского, свт. Макария Московского, свт. Феофана Затворника, прп. Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. блаж. Ксении Петербургской.
В 1990 году Церкви вернули храм Свт. Николая в Кленниках на Маросейке, прославленный на всю Москву еще в начале ХХ века именем своего настоятеля — старца св. прав. Алексия Мечёва. Ирина Васильевна, много слышавшая от своей наставницы Марии Николаевны Соколовой о жизни маросейской общины, в начале 1990-х пришла в храм, чтобы восстановить его в первозданном виде. Ей с учениками пришлось практически заново создавать интерьер. В храме на Маросейке ею были расписаны алтари в честь св. прав. Алексия и сщмч. Сергия Мечёвых, расписан нижний храм Всех святых, в земле Российской просиявших. Одной из последних больших работ Ирины Васильевны стал образ прав. Алексия Мечёва в рост с клеймами из жития. Теперь он находится в Маросейском храме.
До конца своих дней Ирина Васильевна занималась преподаванием — в иконописной школе при храме на Маросейке, на факультете церковных художеств Свято-Тихоновского университета, где она работала со дня его основания. Среди ее учеников есть известные иконописцы, искусствоведы, доктора наук.
Протоиерей Владимир Воробьев рассказывает: «Все, кто знал Ирину Васильевну, помнят ее как праведницу, настоящую православную праведницу. Она была чудным, удивительно светлым, благодатным человеком, который дарил всем добро, любовь, радость, который дышал христианской верой и надеждой».
Светлая память Ирине Васильевне Ватагиной!
Анастасия Абалихина