iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Общество
10 апреля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Настоящая православная праведница

24 апреля исполняется год со дня смерти замечательной художницы, иконописца, реставратора высшей категории Ирины Васильевны Ватагиной. Ее путь стал духовным подвигом служения церковному искусству, именно с ее деятельностью связано возрождение и становление иконописания в конце ХХ века.

Ирина Васильевна родилась в Тарусе, в семье художников, 23 сентября 1924 года. Ее бабушка Антонина Леонардовна Ржевская была едва ли не единственной женщиной в Товариществе передвижников. Особенно ее прославила картина «Веселая минутка», которую купил П.М. Третьяков для своей художественной галереи. Отец Ирины Васильевны, Василий Андреевич Ватагин, — народный художник РСФСР, один из лучших скульпторов-анималистов ХХ века. В области книжной иллюстрации можно назвать его работы к «Маугли» Р. Киплинга.

По словам Ирины Васильевны, она уже в детстве знала, что будет писать иконы. Еще до войны она поступила в художественную школу. За десять  дней до 21 июня 1941 года семья уехала отдыхать на Кавказ, где их и застала война — без лишних вещей, тем более без теплых. Там Ирина Ватагина окончила школу и поступила в Тбилисскую академию художеств. В это время она много занималась. «Мы с подругой, тоже художницей, писали натюрморты, — вспоминала Ирина Васильевна. — Только поставим натюрморт — взрыв бомбы неподалеку, все летит на землю. Там аэродром находился, который немцы непрестанно бомбили. Мы снова подбираем и ставим натюрморт — и так без конца». Позже она перевелась в Суриковский институт в Москве.

Ватагина усердно занималась живописью, но больше тянулась к церковному искусству. Тогда отец познакомил ее с хранительницей древнерусского отдела Третьяковской галереи Натальей Андреевной Деминой. По понедельникам, в выходной день музея, Ирина проходила через служебный вход и копировала иконы, а позже стала заниматься реставрацией. «Если бы мы с тобой для церкви работали, сердце бы у нас горело...» —  говорил ее руководитель, реставратор Иван Андреевич Баранов.

В Третьяковской галерее Ирина Васильевна услышала о Марии Николаевне Соколовой (в постриге монахиня Иулиания), которая в то время работала в Троице-Сергиевой лавре. Обитель передали Церкви в 1945 году, храмы и здания находились в ужасном запустении. Мария Николаевна привлекла молодую художницу к работе в южной пристройке Троцкого храма — Серапионовой палате. Ирина Васильевна вспоминала об этом времени как самом радостном в жизни: «Это такое было счастье. Думали, только бы скорее ночь прошла».

В конце 1950-х годов Ирина Васильевна стала прихожанкой храма Свт. Николая в Кузнецах. Его настоятель протоиерей Всеволод Шпиллер был вдохновенным молитвенником, ярким богословом и удивительным проповедником. Его проповеди привлекали в храм много молодежи. Ирина Васильевна стала духовной дочерью отца Всеволода и по его благословению стала писать иконы для храма. Ею были расписаны алтари, отреставрированы иконы Свт. Николая Чудотворца XVI в. на солее, Свт. Николая Чудотворца XVII в. перед правым клиросом, икона Божией Матери «Утоли мои печали».

В 1981 году, во время росписи алтаря в южном пределе Николо-Кузнецкого храма Ирина Васильевна упала с лесов и получила тяжелую травму, после которой ей было трудно ходить. В этот период по благословению отца Всеволода Шпиллера она написала большой образ прп. Андрея Рублева с клеймами, подготовленный к прославлению преподобного, которое совершилось в год 1000-летия Крещения Руси. «У Ирины Васильевны был редкий дар создания иконописных образов святых. Как мы теперь знаем, это редко хорошо получается. Можно написать красивую икону, но создать новый иконописный образ очень трудно. Но у Ирины Васильевны это получалось», — замечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского университета, где на факультете церковных художеств 15 лет работала И.В. Ватагина.

В 1964–1980 годы И.В. Ватагина работала реставратором в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В 1985 году ее привлекли к работам по восстановлению Свято-Даниловского монастыря. Ирина Васильевна и ее ученики организовали обширную мастерскую по реставрации и иконописи. Ими были отреставрированы многие иконы, например, образы из многоярусного иконостаса храма Семи Вселенских Соборов, чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Волоколамская Владимирская» и множество других икон. Тогда Ириной Васильевной и ее учениками были написаны образы новопрославленных святых: свт. Иова, свт. Паисия Величковского, свт. Макария Московского, свт. Феофана Затворника, прп. Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. блаж. Ксении Петербургской.

В 1990 году Церкви вернули храм Свт. Николая в Кленниках на Маросейке, прославленный на всю Москву еще в начале ХХ века именем своего настоятеля — старца св. прав. Алексия Мечёва. Ирина Васильевна, много слышавшая от своей наставницы Марии Николаевны Соколовой о жизни маросейской общины, в начале 1990-х пришла в храм, чтобы восстановить его в первозданном виде. Ей с учениками пришлось практически заново создавать интерьер. В храме на Маросейке ею были расписаны алтари в честь св. прав. Алексия и сщмч. Сергия Мечёвых, расписан нижний храм Всех святых, в земле Российской просиявших. Одной из последних больших работ Ирины Васильевны стал образ прав. Алексия Мечёва в рост с клеймами из жития. Теперь он находится в Маросейском храме.

До конца своих дней Ирина Васильевна занималась преподаванием — в иконописной школе при храме на Маросейке, на факультете церковных художеств Свято-Тихоновского университета, где она работала со дня его основания. Среди ее учеников есть известные иконописцы, искусствоведы, доктора наук.

Протоиерей Владимир Воробьев рассказывает: «Все, кто знал Ирину Васильевну, помнят ее как праведницу, настоящую православную праведницу. Она была чудным, удивительно светлым, благодатным человеком, который дарил всем добро, любовь, радость, который дышал христианской верой и надеждой».

Светлая память Ирине Васильевне Ватагиной!

Анастасия Абалихина

10 апреля 2008 г.
Ключевые слова: иконопись, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи