iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Общество
ЦВ № 5 (426) март 2010 /  11 марта 2010 г.
версия для печати версия для печати

Нравственность и предпринимательство

Этика трудовых и предпринимательских отношений, наряду с этикой семейных отношений, лежит в основе общественного и государственного устройства. Активность современного бизнеса зависит от рисков, порождаемых, в том числе, этической системой.

Одной из причин экономического кризиса и государство, и общественность, и Церковь называют духовное обнищание общества. Это утверждение кажется очевидным, но до последнего времени оно оставалось научно бездоказательным. Исследовательский проект «Опоры России» и Фонда свт. Спиридона Тримифунтского — первое исследование, посвященное роли духовности в предпринимательской и трудовой сферах деятельности человека.
Слишком банально было бы проводить опрос, который показал бы, что люди знакомы с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому вместо того, чтобы предложить респондентам оценить какие-либо явления, им предложили принять решение о том, как они поступят в тех или иных нарочито утрированных и непростых ситуациях.
Что же было предложено респондентам в качестве мысленного эксперимента? Украсть, отомстить и разорить ближнего, поучаствовать в афере, пожертвовать благополучием ближнего ради себя, проявить крайний эгоизм и забыть о великодушии даже к близким родственникам. Увы, немало участников опроса поддержали эти «инициативы».

Исследование показало, что этическое состояние общества можно охарактеризовать как тревожное. Об этом красноречиво свидетельствуют высокая доля людей, готовых идти на неблаговидные поступки из корыстных побуждений.
В частности, опрашиваемым было предложено ответить, готовы ли они в случае нужды украсть некоторую сумму денег. Утвердительно на этот вопрос ответили 18% респондентов. С одной стороны, это означает, что 82% россиян не станут красть, даже если будут находиться в нужде и от их поступка никто не пострадает. Но, с другой стороны, в опросе речь шла о социально одобряемом и неодобряемом поведении. В таких случаях проценты неблаговидных выборов оказываются сильно занижены. Мы же видим, что пятая часть россиян признается совершенно постороннему человеку в готовности воровать.

Более трети опрашиваемых открыто заявили о том, что личное благополучие им важнее благополучия даже близких родственников. Респондентам было предложено сделать выбор в ситуации, когда им предлагают ежемесячно даром получать достаточно крупную сумму, но при этом тратить эти деньги можно или только на себя, или все без остатка отдавать близким родственникам, которые также могли бы их тратить только на себя. 36% респондентов сделали выбор в свою пользу.
Чуть лучше ситуация обстоит со злопамятностью и желанием отомстить обидчику. Респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Представьте, что вас какой-то человек обманул на крупную сумму денег. У вас есть возможность отомстить и тоже обмануть его. Вы при этом получите намного больше денег, чем у вас отняли. А обманувший вас человек окажется в нищете. Станете ли вы поступать таким образом?» Разорить обидчика согласились почти четверть россиян (23%).
Основными выводами исследования можно назвать то, что сегодня наше общество и, в частности, наше отечественное предпринимательство развивается в условиях крайнего недоверия людей друг к другу, бесспорной готовности значимой доли россиян поступиться основными духовно-нравственными принципами, характерными не только для православного христианства, но и для устоев всех основных мировых религий.

Исследование указало на важную роль внутрисемейных отношений. В результатах прослеживается четкая связь между отношением к близким в семье и поведением человека в общественно-трудовых условиях.

Наиболее «проблемной» частью населения с точки зрения трудовой этики и нравственных допусков является молодое поколение в возрасте до 34 лет. Именно эта группа проявляет наибольшую склонность к неэтичному выбору в предложенных жизненных ситуациях. Это видно по среднему возрасту тех, кто готов и не готов к негативным решениям.

Важным является вывод о том, что трудовая этика служит предпосылкой для экономического успеха. Чем четче определены этические принципы человека, тем успешнее его экономическая жизнь. Заметную роль, особенно в ряде вопросов, играет принадлежность к религиозной общине, то есть осознанная приверженность к вере и подчиненность ее требованиям.

Вопреки бытующему мнению, православие не ведет к экономической пассивности. Об этом, в частности, свидетельствует высокий уровень оценки собственного материального положения православных и, в частности, воцерковленных православных. Более того, православие никак не способствует осуждению богатства как такового, напротив, среди воцерковленных православных заметно больше руководителей подразделений и квалифицированных специалистов, что говорит о личностных качествах и активности представителей этой группы населения.

Таким образом, в ходе одного из первых в России масштабных исследований трудовой этики, было подтверждено наличие взаимосвязи между религиозной принадлежностью человека, его поведением в ситуациях, требующих этического выбора, и экономическими ресурсами (не только денежными, но включающими социальный статус, связи и т. п.), которыми он располагает.

Это позволяет наметить основные направления просветительской и воспитательной деятельности, способной благотворно повлиять на формирование положительной нравственно-этической среды для развития российского предпринимательства.

Опрос проводился среди жителей 120 населенных пунктов (крупных, средних и малых городов, сел) 35 регионов всех федеральных округов. Выборка объемом в 1600 человек была рассчитана таким образом, чтобы репрезентировать взрослое население страны с ошибкой, не превышающей 3,5%.
Проведенный опрос стал первым этапом проекта «Мониторинг духовного здоровья российского общества», который предусматривает, помимо общероссийского опроса, исследование предпринимательской среды, проведение экспертного опроса ведущих государственных, общественных и религиозных деятелей России.

По материалам отчета «Отношение российского общества к нравственным
и этическим принципам трудовой и предпринимательской деятельности»

 

11 марта 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00