iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священник в больнице: дети — это настоящие маленькие борцы
Германия славится своей системой здравоохранения. Поэтому многие родители с детьми, страдающими тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями стремятся пройти курс лечения именно в немецких клиниках. Среди них есть россияне и жители стран бывшего СССР. Получая здесь необходимую медицинскую помощь, они также испытывают острую потребность в духовном утешении. Священник Александр Калинский, ныне помощник настоятеля храма св. прав. Елизаветы в Висбадене (Берлинская епархия РПЦЗ), много лет служил в храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Кельне и нес духовное попечение над пациентами местной клиники. Об особенностях служения православного священника в немецкой больнице отец Александр рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии»
8 января 2018 г. 12:15
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Общество
ЦВ № 5 (426) март 2010 /  11 марта 2010 г.
версия для печати версия для печати

Нравственность и предпринимательство

Этика трудовых и предпринимательских отношений, наряду с этикой семейных отношений, лежит в основе общественного и государственного устройства. Активность современного бизнеса зависит от рисков, порождаемых, в том числе, этической системой.

Одной из причин экономического кризиса и государство, и общественность, и Церковь называют духовное обнищание общества. Это утверждение кажется очевидным, но до последнего времени оно оставалось научно бездоказательным. Исследовательский проект «Опоры России» и Фонда свт. Спиридона Тримифунтского — первое исследование, посвященное роли духовности в предпринимательской и трудовой сферах деятельности человека.
Слишком банально было бы проводить опрос, который показал бы, что люди знакомы с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому вместо того, чтобы предложить респондентам оценить какие-либо явления, им предложили принять решение о том, как они поступят в тех или иных нарочито утрированных и непростых ситуациях.
Что же было предложено респондентам в качестве мысленного эксперимента? Украсть, отомстить и разорить ближнего, поучаствовать в афере, пожертвовать благополучием ближнего ради себя, проявить крайний эгоизм и забыть о великодушии даже к близким родственникам. Увы, немало участников опроса поддержали эти «инициативы».

Исследование показало, что этическое состояние общества можно охарактеризовать как тревожное. Об этом красноречиво свидетельствуют высокая доля людей, готовых идти на неблаговидные поступки из корыстных побуждений.
В частности, опрашиваемым было предложено ответить, готовы ли они в случае нужды украсть некоторую сумму денег. Утвердительно на этот вопрос ответили 18% респондентов. С одной стороны, это означает, что 82% россиян не станут красть, даже если будут находиться в нужде и от их поступка никто не пострадает. Но, с другой стороны, в опросе речь шла о социально одобряемом и неодобряемом поведении. В таких случаях проценты неблаговидных выборов оказываются сильно занижены. Мы же видим, что пятая часть россиян признается совершенно постороннему человеку в готовности воровать.

Более трети опрашиваемых открыто заявили о том, что личное благополучие им важнее благополучия даже близких родственников. Респондентам было предложено сделать выбор в ситуации, когда им предлагают ежемесячно даром получать достаточно крупную сумму, но при этом тратить эти деньги можно или только на себя, или все без остатка отдавать близким родственникам, которые также могли бы их тратить только на себя. 36% респондентов сделали выбор в свою пользу.
Чуть лучше ситуация обстоит со злопамятностью и желанием отомстить обидчику. Респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Представьте, что вас какой-то человек обманул на крупную сумму денег. У вас есть возможность отомстить и тоже обмануть его. Вы при этом получите намного больше денег, чем у вас отняли. А обманувший вас человек окажется в нищете. Станете ли вы поступать таким образом?» Разорить обидчика согласились почти четверть россиян (23%).
Основными выводами исследования можно назвать то, что сегодня наше общество и, в частности, наше отечественное предпринимательство развивается в условиях крайнего недоверия людей друг к другу, бесспорной готовности значимой доли россиян поступиться основными духовно-нравственными принципами, характерными не только для православного христианства, но и для устоев всех основных мировых религий.

Исследование указало на важную роль внутрисемейных отношений. В результатах прослеживается четкая связь между отношением к близким в семье и поведением человека в общественно-трудовых условиях.

Наиболее «проблемной» частью населения с точки зрения трудовой этики и нравственных допусков является молодое поколение в возрасте до 34 лет. Именно эта группа проявляет наибольшую склонность к неэтичному выбору в предложенных жизненных ситуациях. Это видно по среднему возрасту тех, кто готов и не готов к негативным решениям.

Важным является вывод о том, что трудовая этика служит предпосылкой для экономического успеха. Чем четче определены этические принципы человека, тем успешнее его экономическая жизнь. Заметную роль, особенно в ряде вопросов, играет принадлежность к религиозной общине, то есть осознанная приверженность к вере и подчиненность ее требованиям.

Вопреки бытующему мнению, православие не ведет к экономической пассивности. Об этом, в частности, свидетельствует высокий уровень оценки собственного материального положения православных и, в частности, воцерковленных православных. Более того, православие никак не способствует осуждению богатства как такового, напротив, среди воцерковленных православных заметно больше руководителей подразделений и квалифицированных специалистов, что говорит о личностных качествах и активности представителей этой группы населения.

Таким образом, в ходе одного из первых в России масштабных исследований трудовой этики, было подтверждено наличие взаимосвязи между религиозной принадлежностью человека, его поведением в ситуациях, требующих этического выбора, и экономическими ресурсами (не только денежными, но включающими социальный статус, связи и т. п.), которыми он располагает.

Это позволяет наметить основные направления просветительской и воспитательной деятельности, способной благотворно повлиять на формирование положительной нравственно-этической среды для развития российского предпринимательства.

Опрос проводился среди жителей 120 населенных пунктов (крупных, средних и малых городов, сел) 35 регионов всех федеральных округов. Выборка объемом в 1600 человек была рассчитана таким образом, чтобы репрезентировать взрослое население страны с ошибкой, не превышающей 3,5%.
Проведенный опрос стал первым этапом проекта «Мониторинг духовного здоровья российского общества», который предусматривает, помимо общероссийского опроса, исследование предпринимательской среды, проведение экспертного опроса ведущих государственных, общественных и религиозных деятелей России.

По материалам отчета «Отношение российского общества к нравственным
и этическим принципам трудовой и предпринимательской деятельности»

 

11 марта 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи