![]()
«Величавое сладкоголосие» В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.
2 августа 2023 г. 16:00
Созидая храмы во славу Божию В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин). PDF-версия.
28 июля 2023 г. 16:00
Носите тяготы друг друга Двадцать второго июня 1923 года отошел ко Господу святой праведный Алексий Мечёв, известный московский протоиерей начала ХХ века, настоятель Никольского храма в Кленниках, прославленный в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году. PDF-версия.
22 июня 2023 г. 13:30
Начало поражения обновленцев было положено в Москве В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.
27 апреля 2023 г. 14:30
Игумен Филипп (Перцев): «Каждый день их был полностью посвящен Богу» Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. Восемнадцатого апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). PDF-версия.
18 апреля 2023 г. 15:00
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Иерей Александр Цыганов От тяжелых ранений, полученных при исполнении пастырского долга в зоне СВО, 21 ноября 2022 года скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
13 февраля 2023 г. 15:00
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|
ЦВ № 9 (358) май 2007 /
21 мая 2007 г.
Он изменил ход историиКончина первого президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина не может не стать поводом для серьезных размышлений не только о нем, как об одном из выдающихся деятелей истории России XX века, но и о том времени, в котором суждено было проявить себя личности этого человека. Начало 80-х годов было безысходным временем, в которое весь торжествующий абсурд коммунизма, казалось бы, был уже всеохватывающим и непреодолимым. В середине 80-х годов, пытаясь сохранить коммунистическую систему, Михаил Горбачев и его ближайшее номенклатурное окружение начали ее перестраивать. Но для этого коммунистической номенклатуре не хватало своих кадров. Именно тогда провинциальный секретарь обкома Борис Ельцин был призван из Свердловска в Москву. Карьера Ельцина была весьма успешна. И как это нередко бывает в русской истории, обыденное назначение одного из провинциальных секретарей обкома в Москву вдруг приобрело некий мистический смысл. Именно из екатеринбургской земли, где так трагически завершилась земная жизнь последнего русского государя, в Москву пришел человек, которому суждено было попытаться вернуть Россию на тот путь, с которого столкнули ее большевики в 1917 году. Но кто мог думать об этом тогда... И в то же время он был человеком, который прошел нелегкий путь от мастера и прораба до крупного инженера-строителя, знал конкретную жизнь советского народа. В нем сохранилась поразительная жизнестойкость русского крестьянина и, на подсознательном уровне, память о том, что пережила его семья. Конфликт Ельцина и Горбачева в конце 80-х годов показал, как умела номенклатура отторгать от себя любого человека, хоть в чем-то отличавшегося нее. Но страна уже была взбудоражена, не хотела и не могла жить так, как раньше. И обстоятельства привели к тому, что среди немногочисленных оппозиционеров появляется Борис Ельцин. Его пребывание в составе Межрегиональной группы на Съезде народных депутатов в 1989 году уже выделило его в качестве лидера среди таких людей, как академик Сахаров и Юрий Афанасьев. Было очевидным, что Борис Ельцин в гораздо большей степени, чем они, способен взять на себя руководство стихийным, неоформленным движением оппозиции в нашей стране. Действительно, Ельцин прекрасно знал законы партноменклатуры и был способен ей противостоять. В то же время он в гораздо большей степени чувствовал народ и успешее умел с ним говорить, чем академик Сахаров. Еще одна очень важная, обоюдоострая для личности Ельцина черта: у него действительно был инстинкт власти. Он хотел власти, он умел ее добиваться и осуществлять. Эти качества и сделали из него лидера оппозиции. Путь разрушения коммунизма мог стать для Ельцина путем созидания новой России. Вернее, традиционной России, которую когда-то отняли у его родителей. Ситуация была очень тяжелой, потому что в нашей стране транжирилось, уничтожалось великое наследие русского прошлого. На месте русского человека появился человек советский. Традиционные достоинства русского национального характера в нем подавлялись, а многие традиционные недостатки — культивировались и поощрялись. В каждом из нас черты «советскости» в большей или меньшей степени проявляли себя. И, конечно же, они не могли не проявить себя и в личности Бориса Николаевича Ельцина. Именно такой человек, тем не менее сохранивший чувство связи со своей несчастной и измученной большевиками страной, и оказался во главе России в 1991 году, став ее первым демократически избранным президентом. Его избрание, казалось, открывало какие-то перспективы — еще неясные, да и сам Ельцин, видимо, менее всего представлял себе то, как же он будет управлять страной, которая не хотела быть этой зловещей аббревиатурой — СССР, но и Россией стать еще не умела. События августа пронеслись очень быстро. Коммунизм в своем классическом кроваво-танковом обличье не прошел в нашей стране. Солженицын справедливо назвал все происшедшее «Преображенской революцией», в том смысле, что это было действительно чудо. ГКЧПисты не могли победить стратегически, но они могли еще залить нашу страну кровью, прежде чем окончательно развалилась бы коммунистическая система и мы бы вновь пошли по тому самому пути, на который встали в 91-м году. Но этого не случилось. «Преображенская революция» стала своеобразным этапом, после которого распад страны стал осуществляться гораздо более зримо и активно. Коммунистическая система обрекала бывшую Российскую империю на распад, создав такой тип государства, которое было разделено по национально-территориальному принципу, утвердив в этих самых союзных республиках свои коммунистические номенклатурные кланы. И распад уже происходил, вопрос тогда стоял только о том, будет ли он вооруженным и кровавым, как, например, в Югославии (а вооруженный и кровавый распад Советского Союза мог бы стать катастрофой для всего мира), или ценой компромиссов, уступок, ошибок — этой новой крови, нового хаоса, хаоса в ядерной стране удастся избежать. И мы избежали его в значительной степени. Более того, готовые уничтожать своих противников так называемые ГКЧПисты не стали жертвой победителей. И это еще одна неожиданно проявившаяся в этом бывшем партноменклатурщике Ельцине черта. В какой-то момент он (впрочем, не веровавший, видимо, в Бога человек) поставил выше закона — не скажу благодать, но вот эту русскую способность прощать. Революция стала бескровной. Перед Ельциным встал вопрос: будет ли она подлинной русской национальной контрреволюцией, возвращающей Россию на ее исторический путь развития, или еще одной революцией в череде многих, которая еще раз предложит нашей стране какой-то новый, неведомый путь развития. И тот капитализм, который должен был вырасти из реформ Ельцина, конечно, не был ни русским, ни европейским, ни американским капитализмом. Этот «дикий капитализм» периода «первичного накопления капитала» был обременен многими и многими недостатками советской действительности. Конечно, Ельцин оказался традиционен и в еще одной своей проблеме — короля делает свита, и свита Ельцина подчас состояла из людей весьма сомнительных. Им всем опостылел Советский Союз и всем хотелось в Америку, то есть превратить Советский Союз в какую-то вычитанную из экономических трактатов западную страну. У Ельцина не хватило сил повлиять на свое окружение, а оно не предложило ему той национальной, ориентированной на традиционные ценности русской истории идеологии, которая бы позволила ему заняться созданием страны, воплощавшей в себе лучшие черты России прежней. Но связано это было и с тем колоссальным дефицитом людских ресурсов — интеллектуальных, и в особенности нравственных, — который стал характерен для нашей страны после коммунистического периода. Тем более что люди, пересаживавшиеся из кресел секретарей обкомов в кресла губернаторов, были людьми того самого коммунистического номенклатурного прошлого, которые в свое время готовы были расправиться и с самим Ельциным. Конфликт Ельцина с Верховным Советом был, конечно, трагическим и кровавым. Но его разрешение в конечном итоге стало не самым неблагоприятным для нашей страны, и в осажденном и расстрелянном из пушек Верховном Совете не погиб ни один депутат — из тех, кто зазывал народ на охрану этого так называемого парламента, а на самом деле совдепа. В этой истории проявилось то внутреннее противоречие, которое так до конца и не будет преодолено системой власти, созданной Борисом Ельциным. Ему удалось жестким, но в тех условиях единственно возможным путем подавить мимикрию коммунистической номенклатуры. При этом он вновь простил тех, кто готов был расправиться с ним самым жесточайшим образом. Но это не обеспечило его собственному режиму власти развития без внутренних противоречий. Люди, которые выступали против него в Верховном Совете, были прощены им и впоследствии нашли свое место в той самой, называвшейся почему-то «ельцинской», номенклатуре. Затем — чеченская война. По существу, естественный шаг на пути приостановки распада России. Прекращение действия российских законов на территории Чечни требовало жестких, в том числе силовых мер. Но что поделать, если Ельцин, как это было со многими из нас, переоценил возможности нашей государственности. Он ведь тоже поверил в наши вооруженные силы, поверил нашим генералам, не отдавая себе отчета в том, что эта пестовавшаяся десятилетиями, превозносившаяся десятилетиями военная машина, заимствованная из советского прошлого, не способна решать даже собственные задачи. И, безусловно, Чечня останется одной из самых серьезных неудач в деятельности Ельцина. Но когда закончился первый срок его президентства и перед Россией стал поразительный выбор между тяжело больным, уже во многом исчерпавшим свой человеческий и политический ресурс Ельциным и Зюгановым, олицетворяющим коммунистическое прошлое, — не нашлось никого, кто бы был способен противостоять Зюганову. И тяжело больной Ельцин спас достоинство нашей страны, не допустив величайшего позора — избрания нашим народом, уже демократически и добровольно, на пост президента России человека, олицетворяющего собой звериное обличье коммунистического тоталитаризма. Да, Ельцин вступил в свой второй президентский срок уже не способным решать те задачи, которые стояли перед страной. Влияние на его окружение самых сомнительных лиц все усиливалось. Олигархический капитализм, который был порожден реформами начала 90-х, уже окончательно утвердился в нашей стране. Ельцин что-то понимал, от чего-то страдал, но изменить он уже мало что мог. Он был таким, какими были все мы, какой была наша страна, вышедшая глубоко искалеченной из семидесяти лет коммунизма. И многие недостатки Ельцина, при всех особенностях его личности, были недостатками нашего общества. Ельцин сделал гораздо меньше, чем мог бы, но именно потому, что, оказавшись перед выбором между исторической Россией, уже основательно утраченной, и коммунистическим Советским Союзом, он этот выбор не смог сделать столь последовательно и радикально, как требовалось это историей. Но не смог именно потому, что чувствовал, что этот выбор — последовательный и радикальный — не может и не хочет сделать наш народ. И всякий упрек Ельцину сейчас должен в значительной степени переадресовываться и нам самим. Мне бы хотелось упомянуть ту сторону его деятельности, о которой не принято говорить особенно много. Борис Николаевич Ельцин не был человеком церковным и даже религиозным, он никогда не рядился в ризы православного неофита, неумело держащего в правой руке свечку на пасхальных службах. Но именно он впервые дал Церкви такую свободу, которую она редко имела со стороны государственной власти на протяжении всей своей истории. В этом заключается его огромный вклад в русскую церковную историю. И если многие проблемы нашей церковной жизни и остаются сейчас еще неразрешимыми, то это скорее проблема нас самих — православных священнослужителей и мирян, не сумевших за годы ельциновского управления должным образом распорядиться собственной свободой.
21 мая 2007 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|