iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Общество
ЦВ № 15-16 (388-389) август 2008 /  25 августа 2008 г.
версия для печати версия для печати

Русская Православная Церковь не осталась в стороне от осетинской трагедии

В дни грузинской агрессии против Южной Осетии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к правящим архиереям Русской Православной Церкви с просьбой об организации сбора гуманитарной помощи пострадавшим. 15 августа в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему «Участие Русской Православной Церкви в оказании помощи пострадавшим в результате гуманитарной катастрофы в Южной Осетии». Перед журналистами выступили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.

Участники пресс-конференции рассказали, что в этом проекте будет использована европейская практика, когда собираются не вещи и продукты, а деньги, на которые впоследствии закупается все необходимое. Для этой цели во Внешпромбанке открыты рублевый и валютный счет. Особое внимание будет уделяться финансовой прозрачности программы. Решения о закупках будут приниматься государственными и церковными структурами непосредственно на месте.

Программа охватывает все епархии Русской Православной Церкви, и многие из них уже направили средства для помощи пострадавшим. Митрополит Сергий подчеркнул, что при этом очень важна возникающая атмосфера взаимопомощи. Помощь может быть любой — от нескольких рублей до нескольких сотен тысяч, и в проекте смогут принять участие все, кто захочет помочь.

Ситуация в месте трагедии непростая, но Церковь имеет возможность работать в ней как никакая другая государственная или общественная структура, в частности, создав условия для размещения и проживания беженцев и их детей — такая возможность есть у некоторых монастырей. «Социальный отдел имеет опыт проведения подобных мероприятий — в Чечне, Ингушетии, Осетии, а также в Ливане. Русская Православная Церковь активно помогала тем, кто пострадал в результате терактов в Беслане, Москве и других городах России», — напомнил митрополит Сергий.

Программа помощи беженцам предполагает тесное сотрудничество Отдела по церковной благотворительности со Ставропольской и Владикавказской епархией, в которой имеется большой опыт в помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Сотрудники епархии уже включились в работу.

Владыка Феофан, недавно вернувшийся из Южной Осетии, рассказал о том, как оказывается помощь беженцам в Ставропольской и Владикавказской епархии: «Это не кампания, а сердечный порыв верующих людей, отзывающихся на беду своих собратьев. С первого дня тысячи беженцев прошли через Аланский женский Богоявленский монастырь, который находится на границе Северной и Южной Осетии. Монахини организовали круглосуточное дежурство. Беженцы могут найти в монастыре воду, пищу и необходимую первую помощь. Монастырь не первый раз оказывается в центре чрезвычайных событий, в нем есть реабилитационный центр на 50 мест, который был построен для детей, пострадавших в Беслане. В нем есть врачи и педагоги. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, посетив монастырь, отметила, что этот центр — один из лучших по приему беженцев. За время осетинской трагедии через него прошли уже сотни детей. И сейчас около ста детей находятся в монастыре.

Настоятельница монастыря матушка Нона раньше тоже жила в Южной Осетии. Недавно вернувшись из лагеря беженцев, я не застал ее в монастыре. Монахини молчали, но потом выяснилось, что, несмотря на обстрел, она отправилась в Цхинвал, там у нее родственники. На следующее утро она привезла на своей маленькой “Ниве” восьмерых детей».

По словам епископа Феофана, помощь беженцам из Южной Осетии начала приходить почти сразу. Первые две фуры доставили в Аланский женский Богоявленский монастырь более 40 тонн продуктов и предметов первой необходимости, которые быстро начали развозить по лагерям беженцев.

«Оказываемая гуманитарная помощь не может сводиться только к деньгам и вещам, — отметил митрополит Сергий. — Очень важно, чтобы люди почувствовали, что они не одиноки. Главная задача — чтобы все те, кто покинул Южную Осетию, смогли вернуться в нее. Иначе получится, что мы защищаем пустую территорию. Если мы не создадим условий для возвращения беженцев и будем стремиться только к их интеграции в глубинных или прилегающих районах России, то те, кто задумал этот сценарий, в какой-то степени добьются своего».


«Какими пластырями можно залечить рану осетинского народа? — говорит архиепископ Феофан. — Политики приходят и уходят, а народы остаются. И нам — русским, грузинам и осетинам — жить вместе. Мы жили, умели понимать и поддерживать друг друга. И как бы нам ни было трудно сейчас, мы должны сделать все возможное, чтобы наши народы не оказались разделены навсегда. Это тоже будет катастрофой, и не менее тяжкой по своим последствиям, чем та, которая оставила людей без крова, без жилья, без близких. Поэтому очень важно то дело, на которое нас благословил Святейший Патриарх».


Циркулярное письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации

Завершившиеся в недавнем прошлом военные действия в Южной Осетии вынудили тысячи людей покинуть свои дома. По различным данным, более тридцати тысяч жителей Южной Осетии нашли временный приют в Российской Федерации.

В сложившейся ситуации Отделу по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви поручено организовать оказание помощи беженцам, лишенным крова и пропитания, среди которых немало наших соотечественников. Сотрудниками отдела разработан план соответствующих мероприятий, в том числе — сбор средств в помощь пострадавшим. Это благое начинание получило Наше благословение и поддержку.

Цель данного сбора пожертвований — реализация усилиями Отдела по церковной благотворительности проекта по закупке и распределению гуманитарной помощи среди пострадавших в результате военных действий, участие в ликвидации последствий гуманитарной катастрофы.

Принимая во внимание изложенное, прошу Вас благословить приходам и обителям вверенной Вам епархии принять участие в оказании помощи тем, кто пострадал в результате военных действий на Осетинской земле. По Нашему благословению для сбора пожертвований открыт целевой счет.

С любовью о Господе,

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси



Банковский счет для сбора средств в помощь беженцам из Южной Осетии:


1. Рублевый счет:

ПОЛУЧАТЕЛЬ. Благотворительный фонд «Православная христианская благотворительность»

Расчетный счет № 40703810000000007714

ИНН 7714155651

КПП 771401001

ОКПО 51199150

ОГРН 1027739482935

БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ: г. Москва

ООО «Внешпромбанк»

БИК 044525455

к/с 30101810500000000455


2. Валютный счет (в долларах США):

BENEFICIARY (получатель): Blagotvoritelnyi fond «Pravoslavnaya hristianskaya blagotvoritelnost»

Moscow, Russia

ACCOUNT No. (№ счета) 40703840200100007714

BANK (реквизиты банка): Foreign economic industrial bank «Vneshprombank» Moscow, Russia

SWIFT CODE: FECIRU MM

CORRESPONDENT ACCOUNT

NO. 301-0104479-91-USD

(№ корсчета): Correspondent Bank ING BELGIUM NV/SA

(Банк-корреспондент): BRUSSELS, BELGIUM

SWIFT CODE: BBRU BE BB



Обращение архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана к пастве в дни траура по невинно убиенным жителям Республики Южная Осетия

Моя возлюбленная паства, дорогие отцы, братья и сестры!

Со словами сопереживания и соболезнования обращаюсь к вам в эти дни скорби и слез, вопиющих к небу о тяжелейших страданиях, которые постигли южноосетинский народ.

Авиационные бомбардировки и танковые атаки, массированные артиллерийские обстрелы и смертоносные сокрушительные залповые удары системы «Град» со стороны официального Тбилиси по мирным жителям Цхинвала и воинам-миротворцам унесли тысячи жизней женщин, стариков и детей. Десятки российских миротворцев ценой своей жизни, защищавшие мирных жителей Южной Осетии, были расстреляны прямой наводкой противоположной стороны. Сотни наших военнослужащих получили ранения.

Знаю, мои дорогие, не понаслышке ваши слезы и скорбь, ваш справедливый гнев и возмущение. Десятки тысяч беженцев, деревни, сожженные и стертые с лица земли нередко с их обитателями. Разрушенный Цхинвал с уничтоженными больницами, школами и мирными домами. Все это результат безответственных действий амбициозных политических лидеров, которые отдали приказ воевать против своего народа.

Сегодня, благодаря усилиям наших миротворцев и твердой позиции России, боевые действия прекращены. И сейчас, как трудно бы нам не было, мы ни в коем случае не должны дать волю нашим эмоциям. Мы не должны обращать свой гнев на простых граждан грузинской национальности, нередко проживающих вместе с нами. Ибо в этом наша христианская сила: не уподобляться тем, кто поднял оружие против мирных граждан.

Приходят и уходят правители, но вечно стоит седой Кавказ с его устремленными к небу заснеженными вершинами, живописными альпийскими лугами, горными реками и пышными равнинами, а главное, добрыми и трудолюбивыми народами.

Храните наш общий дом. Не дайте воли необузданной мести. Знайте и помните, что именно к этому подталкивают нас режиссеры постигшей нас трагедии, направившие смертоносное оружие против мирных жителей Южной Осетии. Будьте мудры и терпеливы. Наше терпение и миролюбие пусть будут уроком и твердой стеной на пути тех, кто сеет рознь и несогласие между народами Кавказа.

Пусть мир и благословение Божие входит в наши дома, в наши сердца, на наш седой Кавказ, уставший от крови и слез, от воплей и воздыханий.

Преобразившийся на Фаворе Господь наш Иисус Христос да преобразит землю нашу, укрепляя каждого из нас в эти скорбные дни в духе и истине, в согласии и любви.

Феофан, архиеписко Ставропольский и Владикавказский
18 августа 2008 г.


25 августа 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00