iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 23 (372) декабрь 2007 /  12 декабря 2007 г.
версия для печати версия для печати

Особенности православного подхода в психотерапии

Консультативный прием в православной психотерапии — это прежде всего встреча двух людей во Христе. Даже если пациент не является верующим человеком, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность, но с благоговением должен отнестись к его душе и постараться как-то облегчить душевное бремя.

Святоотеческое наследие — основа православной психотерапии. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что «психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь следует подчеркнуть: действительно, суть психотерапии заключается не в словесном, а именно в духовном воздействии. Ибо слово, не одухотворенное живительной силой духа, есть пустая форма, шелуха.

Лечебное психотерапевтическое воздействие должно иметь иерархию целей: от ближайших — успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных — внутренний рост, развитие, обращение к непреходящим ценностям.

Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических «страстных» механизмов болезни или конфликтной ситуации (имеется в виду «страсть» в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом. Основной задачей при этом является формирование у больных отношения к наркомании, пьянству как к греховным недугам.

Психотерапия помогает человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.

Распространенность психических заболеваний

По опубликованным данным, в мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных людей, и число их постоянно увеличивается. За последнее десятилетие количество психически больных возросло на 35–50%. Но это лишь учтенные данные. В действительности психически больных людей значительно больше. В России на каждые 100 тысяч населения приходится 2,5 тысячи психически больных. Подростки болеют чаще — 3,8 тысячи человек на 100 тысяч населения. В нашем обществе чрезвычайно остро стоят проблемы наркомании, алкоголизма, а теперь еще и игромании.

В стране 7 миллионов больных алкоголизмом, 3 миллиона наркоманов, 500 тысяч детей состоят на учете у наркологов по поводу наркотической и токсикоманической зависимости. Только в Москве насчитывается больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Ежегодно 70 тысяч молодых людей умирают от наркотиков.

Отношение церкви к психическим заболеваниям

Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницей душ человеческих. Отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям со всей полнотой раскрыты в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В соответствующем разделе этого документа сказано:

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей… Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества».

Мы видим, что кроме индивидуально-биологических и психологических причин развития психических болезней Церковь указывает еще на одну — греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. Я их так и называю — греховные недуги. Поэтому так важно уделять внимание формированию у людей христианского отношения к душевным болезням.

Что такое невроз

Известный отечественный психиатр профессор Д.Е. Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается при конфликте личности с собой или с другими людьми. Невроз — это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период «предболезни». Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо — хорошо».

Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни конкретные причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но их место вскоре занимают другие, и недуг возобновляется.

Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей. В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.

О депрессии

Слово «депрессия» происходит от латинского depressio, что означает «прижимать, угнетать». Означает оно подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Страдание это известно человечеству с незапамятных времен — возможно, с самого грехопадения человека. Приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида. Сходное психическое состояние описывал и Гиппократ, именуя его меланхолией.

Всемирная организация здравоохранения сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей человечество. Она уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе — среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. В 1997 году 146 миллионов человек в мире лишились трудоспособности из-за депрессий.

Сегодня многие считают, что депрессия — болезнь цивилизации с ее непосильными требованиями к человеку и психоэмоциональными перегрузками. Безусловно, во многом эта точка зрения оправдана. Но в специальной литературе все чаще говорят об экзистенциальной, или ноогенной депрессии, то есть таком виде депрессивных расстройств, который связан с утратой или отсутствием смысла жизни. Депрессивные расстройства — часто спутник пристрастившихся к выпивкам, наркотическим средствам. Ссоры, разводы, конфликты, болезни — вот ежедневный депрессивный «груз», с которым мне как врачу-психотерапевту приходится сталкиваться. У многих при себе постоянно имеются успокоительные таблетки на случай стресса, нервного срыва — уныние, безрадостность, хандра, меланхолия, увы, так свойственны нашим современникам.

Сегодня до 80% населения России хотя бы раз в жизни перенесли депрессии различной степени тяжести. Причем женщины заболевают депрессией в два раза чаще, чем мужчины. Но дело тут не в «иммунитете» сильной половины человечества перед депрессией, а в том, что мужчины гораздо реже обращаются за врачебной помощью, предпочитая глушить ее симптомы алкоголем, принимать лекарственные препараты, «уходить в работу» и тому подобное.

Стоит отметить, что в последние годы депрессия «помолодела». Жертвами ее становятся не только люди преклонного и «бальзаковского» возраста, но и молодежь, и даже дети.

Часто депрессии возникают на фоне стрессов или длительных, тяжелых травмирующих ситуаций. Но иногда они возникают и без видимых причин — в этом случае действительно очень важно распознать зарождение болезни.

В части случаев депрессия является видом болезненных расстройств. Связано это с тем, что в мозговых структурах такие вещества (нейромедиаторы) как серотонин, дофамин, норадреналин, сходят практически на ноль, и человек испытывает пессимистическое, подавленное настроение. Он неактивен. Родственники, знакомые пытаются его как-то простимулировать: «Устройся на работу, побольше молись». А он не может этого сделать, потому что болен. И на первом этапе нужна врачебная — психиатрическая, психотерапевтическая — помощь, а уже по мере выздоровления будет преобладать помощь психологическая и духовная.

Но гораздо чаще встречаются депрессии, возникшие как следствие поработивших душу страстей уныния и печали. Науке многое известно о возникновении депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе, тогда как причиной многих форм депрессии является именно грех, о чем свидетельствуют святые отцы и весь аскетический опыт православия.

Этот момент очень существенен. Нужно различать, и священнослужителю в том числе, где грех, а где болезнь.

Как преодолеть депрессию? Если речь не идет о тяжелой форме заболевания, когда помочь может только назначенное врачом лечение (прием психотропных препаратов, режим, возможно даже госпитализация), то стоит начать с разрешения внешних и внутренних (душевных) конфликтов. Здесь, скорее, идет речь о проблеме личности, и лечить ее нужно преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека — это борьба со страстями, шествие ко Христу путем терпения, смирения, незлобия, любви. Наряду с этим, конечно, важны непродолжительный отдых, физическая активность, разумное и душеполезное общение, свежий воздух, достаточный сон. Нелишним будет пройти и курс общеукрепляющей терапии.

Как бороться с игроманией

Термин «игромания» обозначает патологическую страсть к азартным играм. Как и в случае с наркотиками и алкоголем, зависимость от игры наступает постепенно.

Выделяют три периода в развитии этой зависимости. На первом этапе человек играет от случая к случаю. Но постепенно игра превращается в сверхсильную доминанту в его поведении. На втором этапе присоединяется потеря контроля над собой. На третьем этапе, когда безудержная игра чередуется с периодами паники, депрессии или агрессии, человек может проиграть все, он может совершить преступление и даже покончить с собой.

Игромания относится к тяжелым формам расстройств влечения. Ее также иногда называют наркоманией в социальной форме. К психиатрам и наркологам обращается все больше и больше пациентов с диагнозом «игромания». Среди них и дети, и пенсионеры, и состоятельные люди, и такие, кто едва сводит концы с концами.

Известны случаи, когда стариков, проигравших пенсию, увозили с инфарктом на «скорой» прямо из игрового зала. Среди игроманов много тех, кто проигрывает немалые деньги, а их семья остро нуждается, порой голодает.

В психиатрии есть понятие «аддиктивное (зависимое) поведение». Оно включает в себя наркотическую зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной еде, пристрастие к азартным играм, компьютерную и интернет-зависимость. Болезням зависимости свойственна не только психическая (навязчивое влечение), но и физическая зависимость (вынужденное, не контролируемое самим человеком влечение, абстинентный синдром). В наиболее запущенных случаях врачи рекомендуют госпитализацию в психиатрическую лечебницу с целью оградить человека от предмета его страсти.

Игроманам пытаются помочь таблетками, внушением, беседами. Но чаще всего результаты невелики. Почему? Да потому, что этот недуг прежде всего — греховная страсть. Не верьте, что эта болезнь подобна гриппу или ангине. Медицинские аналогии в данном случае неуместны. Психопатология (депрессия, стойкая потеря душевного мира и т.п.) — лишь следствие греховного поражения души.

Самое главное для человека, одержимым этим недугом, — понять греховные истоки своего страдания. Честно признаться себе в порабощенности греховной страстью азарта. Принять твердое решение не играть совсем, никогда! И Господь поможет. Вся врачебная и психологическая помощь без такого внутреннего преображения невозможны. Таблетками, уколами или какими-то увещеваниями греховную страсть не одолеть.

Эта проблема в первую очередь духовная, а не медицинская. Так как это закабаление души азартом, призраком того, будто человек может выиграть баснословные суммы. Но дьявол — лжец и отец лжи (см. Ин. 8, 44). Эту духовную болезнь, название которой страсть, давно описали православные святые. Они же дали рецепт исцеления: страсть побеждается не своею, человеческою силой, а благодатию Божией. Условия — осознание своей греховности, искреннее покаяние с деятельным исправлением. А помощь — в благодати Божией, получаемой человеком в таинствах исповеди, святого Причастия и в молитве.

Книги Дмитрия Авдеева в интенте-магазине "Арефа.ру".

12 декабря 2007 г.
Ключевые слова: психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00