Масштабные социально-экономические изменения в России в 1990-х годах привели к тому, что на улицах оказалось большое число людей, не имевших права на жилое помещение и именуемых «лицами без определенного места жительства». Без преувеличения можно сказать, что в нашей стране в переходный период появилась целая армия бездомных...
Сегодня с аббревиатурой «бомж» тесно связаны такие понятия, как «изгой», «отщепенец», «конченый человек». Притом что причины, по которым попавший в беду человек оказался на улице, могли быть самыми разными и даже нисколько не зависеть от его поведения.
Система организации помощи бездомным в России только начинает выстраиваться — усилиями государства, общественных организаций, отдельных активистов, Церкви. Христианское отношение к бездомному человеку заключается в умении разглядеть даже в самом последнем бомже образ Божий и проявить к этому человеку милосердие и любовь, помочь ему вернуться к нормальной жизни...
Именно о таком опыте и рассказывает книга «Как организовать помощь бездомным на приходе. Методическое пособие» (М.: Лепта Книга, 2011), выпущенная Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Издание, как указано в аннотации, открывает серию методической и справочной литературы, цель которой — помочь организовать и развить социальное служение на православных приходах и в общественных организациях.
В основу первого вышедшего пособия положен личный опыт его составителя, сотрудника Синодального отдела Ильи Кускова, долгое время проработавшего в православных службах помощи бездомным в Москве: службе помощи бездомным при больницах, автобусной службе «Милосердие», мобильной службе помощи бездомным.
Как отмечает в предисловии к изданию сам составитель, эта книга родилась как обобщение накопленного Церковью за два последних десятилетия опыта помощи бездомным. «За это время был пройден большой путь: от раздачи одежды и кормления бездомных православными храмами до создания разветвленных служб помощи (как, например, в Екатеринбургской области), охватывающих и медицинскую, и трудовую, и социальную реабилитацию бездомных», — пишет Кусков.
Книга состоит из трех разделов. В первом — «Работа на приходе и ее развитие» — подробно рассматриваются все возможные виды деятельности прихода по оказанию помощи бездомным: бесплатные обеды, обеспечение одеждой, медицинская и юридическая помощь, социальное сопровождение...
В разделе «Помощь бездомным на уровне города» рассказывается о дальнейшем развитии перечисленных видов помощи на городском и епархиальном уровнях. Читатель знакомится, в частности, с организацией трудовой реабилитации бездомных на примере уборки улиц и парков, с работой ночных автобусов, мобильных душевых и дезинфекционных автомобилей...
Третий раздел посвящен вопросам создания православного приюта для бездомных. Церковь уже накопила здесь определенный исторический опыт — стоит вспомнить хотя бы «дома трудолюбия» святого праведного Иоанна Кронштадтского и московскую Обитель милосердия святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
Сегодня большие православные приюты, в которых проживают десятки человек, в России уже существуют в городах Тихвине Ленинградской области при Спасо-Преображенском соборе, Орске Оренбургской области при храме великомученика Георгия Победоносца и Среднеуральске Свердловской области (хутор Державный).
«Опыт организации и работы каждого приюта является уникальным, поэтому может быть трудноосуществимым в других местах. В этой главе мы приводим некоторые теоретические сведения об организации, структуре и методологии работы приюта, которые, возможно, будут варьироваться при переходе от одного региона к другому. Данный факт нужно обязательно учитывать, приступая к организации приюта по нашему руководству», — предупреждают составители.
В пособие также включен справочник для социальных работников, в котором собраны телефоны служб, необходимых для помощи бездомным, в том числе департаментов соцзащиты всех регионов России, Украины, Белоруссии и Молдавии, посольств и консульств бывших союзных республик, общественных организаций.
Тем же, кто, встречая нищего человека на улице, каждый раз оказывается перед мучительным выбором, подавать милостыню ради Христа или не поощрять «бомжовскую мафию», сколько именно и как именно подавать, — наверное, поможет разрешить сомнения приводимая в пособии «Памятка на каждый день: как подавать милостыню бездомному».
«Мы надеемся, что те, кто хочет идти именно этим путем служения Христу и ближним, выберут в книге ту форму помощи бездомным, которая им по силам», — заключает автор.
В серии «Церковное социальное служение: методические и справочные пособия» в настоящее время также готовятся к печати книги священника Игоря Бачинина «Как организовать общество трезвости на приходе» и Марины Васильевой «Как создать службу добровольных помощников».
Тема оказания помощи бездомным и реабилитации этой категории граждан поднималась и на специальной секции в ходе XIX Международных Рождественских чтений, прошедших 24–27 января в Москве. По оценке организаторов, тематика социального служения Церкви была впервые так подробно и всесторонне представлена на Рождественских чтениях. И одной из основных целей этого было «зажечь инициативу на местах».
«Служение бездомным очень важно, здесь более всего Церковь свидетельствует о своей любви к миру, к людям», — отмечали в своих выступлениях участники секции «Организация помощи бездомным».
Протоиерей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии:
Есть духовный закон, согласно которому «и волос с головы человека не упадет без воли Отца Небесного». Господь желает одного — спасти человека, и для этого Он промышляет о каждом человеке. Я вспоминаю один разговор с православным милиционером, который озвучил такую мысль: «Во время службы, — сказал он, — я многократно контактировал с бездомными, и мне кажется, что это очень гордые люди, которым для их спасения необходимо очень жесткое смирение»... Мы знаем, что гордость человеческими силами не лечится, это, если вспомнить святоотеческое выражение, как «демонская твердыня», которую может смирить только сам Господь через очень жесткие обстоятельства жизни. По-видимому, кому-то Бог попускает такое испытание — есть из мусорного бака — для того, чтобы исцелилась его душа, чтобы через это смирение прийти к спасению...
Да и, пожалуй, мы сами больше нуждаемся в таких бездомных, брошенных людях, чем они в нас. Как показывает опыт, служение им очень редко вызывает с их стороны ответную благодарность, потому что они привыкли в жизни получать и потреблять. Но это ничего не меняет, потому что блаженнее давать, нежели получать. Как говорит авва Дорофей, «больной более благотворит нам, чем мы ему».