выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
фото nnm.ru
25 января 2013 г. 11:30
версия для печати версия для печати

Подготовка учителей ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования

В рамках XXI Рождественских чтений в Общественной палате состоялся круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе». В нем приняли участие иерархи Русской Православной Церкви, священники, ученые, чиновники и преподаватели.

Участники мероприятия сразу обозначили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в ходе введения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). «Далеко не всегда соблюдается принцип свободы выбора родителями одного из шести блоков ОРКСЭ. Родителей не всегда приглашают на собрание, где им ясно объясняется, что будет преподаваться в каждом из блоков. Кроме того, известны случаи, когда учителя и классные руководители проводят такие родительские собрания под давлением администрации муниципальной системы образования, требующей выбора определенного блока», — отметил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Также немало фактов, когда родителей вообще не спрашивают, какой предмет они выбрали бы для своего ребенка, а заранее закупаются учебники и методические материалы, например, по предмету основ светской этики. Мотивируют тем, что Россия — светское государство, и Церковь отделена от государства. Хотя светскость не синоним атеизма, а свобода выбора вероисповедания. Еще один аргумент: многие поколения выросли в атеистическом обществе и идеальным было бы преподавание именно светской этики.

Очевидно аналогичными причинами объясняется и низкий процент выбравших курс ОПК там, где по логике он должен быть намного больше, например, в Ставропольскм крае, где число желающих изучать ОПК оказалось всего 20%. В этой цифре усомнился правящий архиерей (на тот момент епископ Ставропольский и Владикавказкий Феофан), предполагая, что в кореном казачьем регионе цифра не совпадает с действительностью. Он попросил губернатора провести опрос повторно. В результате число желающих изучать ОПК увеличилось до 75%.

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоирей Сергий Рыбаков (Рязань, здесь блок ОПК выбрали 70% учащихся) нашел для родителей эффективный способ убеждения, чем вреден для детей курс истории мировых религиозных культур. «Это прямой путь вашего ребенка в секту, - объясняет он родителям, - ведь из него следует, что все религии равны, все ведут к Богу. И попробуй с таким подходом что-нибудь возразить иеговистам или саентологам».

Еще одна проблема — хрестоматийная. Это подготовка кадров для преподавания Основ православной культуры. О ней говорили многие выступающие, предупреждая, что формальное изложение текста учебника принесет больше вреда, чем пользы. Заниматься подготовкой учителей Основ православной культуры, по мнению представителя Федерального Института развития образования, должны те вузы, где есть кафедра теологии. Курс ОПК должен отвечать школьнику на волнующие его вопросы, уроки должны быть ярким и интересным, но никак не скучными. И 72 часа для подготовки преподавателя ОПК явно недостаточно, считают участники круглого стола. В Москве, по словам замруководителя городского Департамента образования Татьяны Васильевой, этот недостаток восполняется тем, что будущие преподаватели ОПК знакомятся с опытом преподавания ОПК в негосударственных православных школах. По мнению члена-корреспондента РАО Виктора Слободчикова подготовка учителя ОПК должна стать одним из центральным звеньев работы на всех уровнях государственных и церковных структур в сфере образования.

Однако приобщать к правослвной культуре не только учителей, но и школьных директоров и завучей, считает министр образования Калиниградской области Анастасия Хребтова. С этой целью она специально организовала для них паломническую экскурсию в Калужскую область.

«В этом году мы уже конкретно обсуждали ключевые темы православного образования, — подводя итоги круглого стола сказал ЦВ митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. — Отмечено, что вопрос подготовки учителя ОПК и создание преподавателького сообщества в этой сфере должен стать первостепенным. У чиновников появилось понимание, что и семья должна быть включена в сферу духовного образования ребенка. Это и вопрос о необходимости непрерывности курса основ православной культуры вплоть до 11 класса. И, наконец, осознание идеи проведения масштабной межрегиональной конференции для преподавателей ОПК по обмену опытом, накопленым за 20 лет».

«Очень важно, что практическая работа по введению курса ОПК ведется во всех регионах. И если 2-3 года назад рассматривался вопрос, а нужна ли нам эта новая предметная область и к каким национальным бедствиям она приведет, то сейчас мы говорим уже о том, что нам нужно сделать для ее лучшего развития», — считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

 

25 января 2013 г. 11:30
Ключевые слова: ОПК, Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00