iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 17 (342) сентябрь 2006 /  10 сентября 2006 г.
версия для печати версия для печати

Русский рок никогда не был безбожным

Разговоры о вреде или пользе рок-музыки вспыхивают в православной среде с удивительной периодичностью. Поскольку этот вопрос вызывает такую постоянную напряженность, то действительно пора разобраться, в чем же дело.

Рок-музыка — всего лишь один из жанров современной музыки, наряду с джазом, блюзом или авторской песней. Большинство «антирокерских» агиток, распространяемых в православной среде, передергивают факты и делают безумные выводы, предлагая слушать тексты песен задом наперед, через что нам, якобы, открывается истинный — зашифрованный — смысл песен. Сатанисты тоже используют православные молитвы, читая их наоборот, но ведь из этого мы не делаем вывода, что сами православные молитвы вредны.

Конечно, рок не такой уж «белый и пушистый», в нем есть место всему, ведь рок-культура — это одна из тех площадок, на которых происходит столкновение человеческих страстей и пороков. Но есть там место и светлому. Рок учит человека одной очень правильной мысли: что внешность обманчива. Мы привыкли судить человека по его внешнему облику, забывая о том, что его истинный облик сокрыт внутри. Важна не внешняя оболочка, а то, что в этой оболочке содержится.

Русский рок — это явление совершенно особого порядка, которое сложно сравнить с каким-либо другим течением или явлением современной культуры. Важно помнить, в каких условиях появлялась отечественная рок-музыка: это не было желание заработать денег, желание было одно — искренне делиться тем, что у тебя внутри. И именно эта искренность и находила отклик у людей. Башлачев, Науменко, Цой, Гребенщиков — эти имена вошли в память как минимум двух поколений.

В 1990-х годах многие рок-музыканты повернулись лицом к православию. Собственно, русский рок никогда не был откровенно безбожным, но теперь эта скрытая обращенность к Истине выразилась в искреннем желании следовать Ей. Такую личную позицию музыкантов можно только приветствовать.

Но наивно думать, что через православных рокеров можно очень быстро обратить всю молодежь в истинную веру. Стоит только организовать в том или ином городе концерт группы «Алиса» — и проблема с посещаемостью храмов будет решена. Достаточно организовать «рокерский отдел» при храме — и вся молодежь быстренько воцерковится...

Замечательно, что Церковь оглянулась на своих ищущих братьев и поддержала их. Но проблема сегодняшнего дня гораздо серьезней. Хотим мы этого или нет, но мы должны понять, что массовое обращение через стадионы сегодня невозможно. Настоящее Православие выбирают единицы, как единицы спрашивают в музыкальных магазинах диски Янки Дягилевой и Башлачева. Большинству требуется музыкальный «фаст-фуд», поэтому популярность русского рока не сравнить с популярностью многочисленных «Фабрик звезд».
Но это вовсе не повод для отчаяния. Все это Церковь уже проходила, и это ли не знак того, что Царствие Божие «не от мира сего»? Поэтому православный христианин во все времена должен помнить о своем главном предназначении, которое применительно к теме нашего разговора можно выразить и так: «To be Rock and not to Roll» («Быть скалой и не скатиться»).

10 сентября 2006 г.
Ключевые слова: музыка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00