выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Общество
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /  10 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Семья — основа духовно-нравственных ценностей народов России

В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «От того, как мы справимся с задачей образования идущих за нами поколений и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа». 

Мир, в котором мы живем, многогранен и сложен. Добро и зло в наше время как никогда трудно различить. Нужна огромная вера в собственные духовные силы, чтобы созидать мир, достойный человека. И важнейшее место в этом процессе занимает семья.

Одним из путей возрождения российской семьи является возвращение к духовным истокам и национальным традициям, которые нашли воплощение в деятельности религиозных конфессий Российской Федерации. Самой крупной из них является Православие. По данным социологов, более 80% российских граждан считают себя православными.

В наше время, откликаясь на необходимость богословски осмыслить глобальные вызовы эпохи, Русская Православная Церковь разработала и предложила как верующим, так и всему обществу «Основы социальной концепции», включающие фундаментальную разработку вопросов личной, семейной и общественной нравственности. Значение этого документа трудно переоценить.

Благополучие семьи, общества и судьба каждого человека зависит от того, насколько прочен союз людей, занимающих в жизни четыре главные должности: врача, учителя, библиотекаря и священника. Священник и учитель, а не генералы и фельдмаршалы, одерживают победы и терпят поражения.

Социальное образование, социальное служение и религиозное воспитание обладают взаимными компенсирующими свойствами. Подготовка современного образованного специалиста, призванного трудиться в социальной сфере, будет неполноценной, если она основана только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека. Знания открывают дорогу человеку к профессиональной карьере и материальному благополучию. От воспитания зависит социально-психологическое состояние общества и судьба нации.

Считаю, что в стране давно назрел вопрос принятия Федерального рамочного закона «О государственной поддержке семьи в Российской Федерации», устанавливающего минимальные государственные социальные стандарты поддержки семьи. Люди, живущие в одной стране, должны иметь одинаковые государственные гарантии независимо от места проживания.

В особой заботе государства и общества нуждается молодая семья. Проблема организации социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особой социальной категории со специфическими интересами и потребностями.

Полагаю, что необходима разработка специальной национальной концепции по повышению ценности семьи и брака, причем эта Программа должна охватывать все подрастающие поколения.

В иерархии семейных ценностей в России всегда на первом месте находились традиции, тесно связанные с трудом, трудовой деятельностью людей. Традиции, имеющие в своей основе уважение к труду, земле, природе, наиболее полно раскрывают самобытные духовные особенности народов России. Они закреплены исторически сложившимся образом жизни. Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Праздность и леность осуждались и высмеивались в русском обществе. Утрата в наши дни воспитания на основе трудовой этики — серьезная проблема.

Возрождение и поддержание традиции должно составлять главный стержень семейного воспитания. Например, серьезность отношения к браку проявлялась в брачных ритуалах. Православной традицией было сопровождение вступления в супружескую жизнь красивыми и многозначительными обрядами. Традиционно заключение брака состояло из нескольких обрядов: сватовство, сговор, смотрины, венчание и свадьба. Это были важнейшие события в жизни каждого человека. Я глубоко убежден в том, что сверхзадачей семейного, да и школьного, вузовского — всей национальной системы образования — является сохранение исторической связи поколений.

Хотел бы напомнить еще об одной больной проблеме нашего общества — беспризорных и безнадзорных детях, сиротах при живых родителях. Даже в годы войны сирот было меньше, чем сейчас. Государством стали приниматься серьезные усилия для преодоления этого социального недуга: увеличена оплата труда приемных родителей, получил одобрение институт патронатного воспитания детей, действуют программы профилактики социального сиротства. На Кавказе есть хорошая традиция: не оставлять детей сиротами. Ребенку, оставшемуся сиротой, всегда помогут родственники, односельчане, он не будет обделен теплом. Вот эту традицию нужно внедрять повсеместно. И добиваться главного — повышать ответственность родителей за воспитание детей.

Ситуация сейчас такова, что часто главным воспитателем детей становится либо телевидение, либо Интернет. Что там видят наши дети? Несколько месяцев назад Национальный общественный комитет «Российская семья», провел акцию «Общественность в защиту нравственности детей России», в которой приняли участие около 700 тысяч человек в 47 субъектах Российской Федерации.

Мониторинг шести ведущих телеканалов России показал, что суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от менее одной минуты до 31 минуты. Продолжительность среднестатистической сцены насилия — примерно 7 минут. На чистый показ насилия ТВ отводит 9,5% экранного времени. В каждом втором фильме насилие вершат как минимум 7 персонажей, в каждом четвертом — более 17 персонажей. Нередко насилие на экране подается без кровавых сцен, однако в каждом пятом фильме (22%) естественные последствия насилия показаны в полной мере, в каждом третьем (39%) — частично. В каждом пятом фильме, показанном в прайм-тайм, зрительское восприятие редко или вообще не обнаруживает наказания антигероя, применяющего насилие. В каждой третьей картине оно чуть обозначено только в финале.

Считаю положительным моментом акции тот факт, что многие родители, участвовавшие в опросе и подписавшие Обращение, стали больше внимания уделять своим детям и их предпочтениям в просмотре телепередач. Радует и то, что многие общественные формирования поддержали нашу акцию: во многих законодательных собраниях субъектов РФ поднимаются вопросы о законодательном решении проблемы предотвращения насилия и жестокости. Мы направили итоговые документы акции в Государственную Думу, Совет Федерации. Полагаю, в этом направлении у нас есть огромные возможности работать в тесном контакте с Русской Православной Церковью.

Недавно ВЦИОМ провел опрос граждан страны об их знании основных заповедей православия. Выяснилось, что почти половина россиян не знает заповедей «не убий» и «не укради», остальные известны еще меньше. Треть россиян не могут вспомнить или не знают ни одной из десяти библейских заповедей, как выяснили социологи. При этом среди последователей православия число таких людей составляет 27%, среди неверующих и колеблющихся между верой и неверием — 57–61%. Таковы итоги опроса, проведенного ВЦИОМ в апреле 2008 г. в 46 регионах страны.

А ведь заповеди содержат огромный нравственный воспитательный потенциал. Поэтому убежден, что подрастающему поколению надо знать основы православия, библию, историю христианства — это огромное, но ещё плохо освоенное духовное наследие.

Одна из глобальных проблем современности — обеспечение равенства доступа каждого человека, независимо от места рождения и проживания, к информационным ресурсам. В настоящее время ресурсы большинства российских библиотек не отвечают познавательным потребностям людей. Устаревшие библиотечные фонды воспроизводят и распространяют образцы и алгоритмы ушедших эпох, становятся тормозом в развитии экономики знаний. Их воспитательный потенциал угасает.

Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания — это вопрос о том, на какой информационной основе формируется интеллектуальная, политическая, деловая и любая другая элита страны.

К сожалению, до выступления В.В. Путина с Посланием к Федеральному Собранию в 2007 году признаков государственной политики в области обеспечения, сохранности архивного и библиотечного фонда на протяжении 15 лет не было.

Все это время библиотеки должны были решать две основные задачи — хранить документы и обеспечивать доступ к ним. Но на смену бережному, ответственному отношению к созданию санитарно-технических и других условий пришли халатность, недобросовестность, утрата квалификации сотрудниками, воровство и безразличие.

Особый вред библиотечному делу причинило ведомственное равнодушие. Достаточно сказать, что перепись библиотек в России не проводится почти 20 лет; статистика не содержит достоверных данных ни о количестве библиотек в стране, ни о фондах, ни о пользователях. В результате всего этого культурное достояние народов России превращается в добычу. При этом халатность опустошает хранилища в большей степени, чем воровство.

По сравнению с 1990 годом объем поступающих в библиотеки изданий сократился в два с лишним раза; в большинстве библиотек, обслуживающих население малых городов, поселков и сел, нет не только современных справочников, карт, атласов, энциклопедий, но и Конституции Российской Федерации.

При минимальных международных стандартах ЮНЕСКО — ежегодное поступление в библиотеку 250 книг на одну тысячу жителей, в России этот показатель в целом по стране почти в два раза ниже.

Две трети всех субъектов Российской Федерации обеспечивают свое население изданиями в объемах, ниже средних по России.

В таких уязвимых с точки зрения целостности государства районах, как Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская Республика, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия на одну тысячу населения в год поступает от 20 до 30 новых книг, то есть в десять раз меньше установленного ЮНЕСКО минимального международного стандарта.

Пострадали не только сельские, школьные и региональные библиотеки. За последние 10 лет в библиотеки Российской академии наук приток иностранных журналов сократился в 10 раз, отечественных и зарубежных изданий — в 4 раза.

Если в течение ближайших 5–7 лет библиотечные и архивные фонды России не будут оцифрованы, а идея Президентской библиотеки угаснет, то бесценное культурное наследие народов России превратится в бумажную пыль.

Новый Президент России Д.А. Медведев, являющийся председателем комитета по проведению в России Года семьи, справедливо заметил: «Несмотря на обилие мероприятий, праздников, информационных поводов, не они являются главными, и даже не дополнительные средства и выплаты, которые мы предложим, и не объекты, которые будут построены. Наша главная задача — вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века».

Все счастливые люди похожи друг на друга. Пусть станут счастливыми и похожими друг на друга все российские семьи, ибо неповторимо тепло домашнего очага. Будет крепче семья — станет сильней Россия!


Василий Жуков
10 июня 2008 г.
Ключевые слова: телевидение, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи