![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
|
![]()
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /
30 апреля 2009 г.
Соловецкая святыня. Итоги и уроки общественной деятельности по ее защитеСлучилось так, что мне выпало счастье с 2001 года участвовать в общественном движении по защите Соловецкой святыни. Речь не только о защите возрожденного два десятилетия назад Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, хотя, конечно, и монастырю нужны защита и попечение. Соловецкая святыня, утвердившаяся на далекой северной земле монашеским подвигом, много больше самого монастыря. Это целый мир — мир иной, где и молитва иноков, и творения церковного искусства, и преображенная руками человека природа, и память о мучениках и исповедниках недавно минувшего века, и обращенность русского сердца к этому святому месту, — все раскрывает душе и уму образ мироздания, устроенного по Божию замыслу. Это заповеданное нам свидетельство о подлинной России. Читатели «Церковного вестника» не раз имели возможность узнать о соловецких скорбях, и все же кратко повторю, от кого и от чего надо было защищать святыню. Охранители против коммерсантов Для церковного сознания подобная перспектива была возмутительна и абсолютно неприемлема. Духовное сродство устроителей Соловецкого лагеря особого назначения и нынешних апологетов «развития Соловков» было и остается для нас очевидным. На этом чувстве сложился первоначально узкий, но сплоченный круг православных ревнителей Соловецкой святыни. Первым нашим общим делом стало раскрытие намерений тех, кто разворачивал на Соловках свой большой проект. За оптимистичными формулировками планов и программ, подготовленных известными специалистами на деньги зарубежных фондов, надо было увидеть последствия — плененный монастырь, деградирующую природу, культ потребления и наживы на костях молитвенников и лагерных мучеников. Успехи и неудачи В последнее время общественная деятельность по защите Соловецкой святыни стала приобретать новое качество. Поворотным моментом стало обсуждение соловецкой темы в стенах Государственной Думы. Летом 2008 года там была открыта большая выставка, где помимо истории соловецкой святости и красоты соловецкого наследия были в полный рост обозначены сегодняшние угрозы. Открытие выставки сопровождалась проведением круглого стола под эгидой думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. На открытии выставки начался сбор подписей под обращением к премьер-министру Владимиру Путину. Письмо против коммерциализации Соловков было направлено и Президенту Дмитрию Медведеву. Эти обращения поддержала Общественная палата Российской Федерации. При наместнике Соловецкого монастыря организована постоянная консультативная структура — Общественный совет по сохранению историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. Это первый шаг к институциональному оформлению усилий общественности. Посмотреть на себя Путь, проделанный нами за эти годы, велик. Сделано немало. Озирая же пройденное, видишь не только то, сколь велики стоящие перед нами трудности, но и то, сколь ограничены наши собственные силы и нетехнологичны наши усилия. Мы постоянно анализировали намерения и действия наших оппонентов и крайне редко — свои собственные. Непреложная правота наших целей, да и наших поступков предполагалась по умолчанию. Наши шаги слишком часто носили реактивный, оборонительный, а значит запаздывающий характер. Мы часто проигрывали, потому что, как мне кажется, были в плену своих представлений о правоте и всесилии интеллигенции. Мы исходили из того, что само по себе декларирование наших оценок, ценностей и намерений обладает доказательной силой. Мы сводили продвижение вопроса к душевным разговорам с хорошими людьми во власти и передаче им наших взволнованных записок. Мы, как правило, не учитывали институциональную и политическую стороны вопроса. Так, не всегда была ясна субъектность наших действий на Соловках. Достаточно часто мы действовали по просьбе наместника монастыря и от его имени. Иногда же — на собственный страх и риск, как полноправные члены Церкви. Отсутствовал внятный, в том числе политически внятный ответ на вопрос: кто мы? «Техническое задание» Категория инвестиционной привлекательности применительно к Соловкам все время клеймилась и отвергалась нами как крамольная, безнравственная, антинациональная. Но ее надо отбирать у противников Церкви и обращать на службу Соловецкой святыне. Нужна высокопрофессиональная разработка проектной концепции будущего Соловков, выполняемая под церковным омофором и способная стать убедительной публичной альтернативой многочисленным программам коммерческой направленности. Нужна политизация вопроса о будущем Соловков. Нужно внесение Соловецкой темы в политическую повестку дня, ее прямая увязка с вопросом о конкурентоспособности России, о ее подобающем месте в мире. Пора создавать Патриарший попечительский совет Соловецкого монастыря, включающий влиятельных политиков, предпринимателей, деятелей науки, культуры, образования. Пора создавать и Соловецкий общественный совет, способный сделать соловецкую тему актуальным и неустранимым фактом общественно-политической и культурной (то есть светской) жизни России и мира. Постоянный диалог о судьбе и значении Соловецкой святыни с политической, культурной и экономической элитой страны и регионов должен быть институционально оформлен. О труде возможения Я убежден, что все суждения моих товарищей о необходимости «узкого пути» абсолютно правильны. Но и суждения о необходимости «широкого фронта» правильны не менее. Бесы, ревниво охраняющие место разорения святыни, пытаются столкнуть эти подходы по основаниям формальной логики, их излюбленного средства. Но правило исключенного третьего здесь плохо применимо. Защита святыни и ее возрождение в силе и славе — это апофатическое пространство, место действия Духа Святаго. Как сказано у святых отец: «Ты и то делай, и иного не оставляй». Выход на новый масштаб замышления и действия требует усилия, возможения. Комфортно оставаться в привычных стенах (прежде всего, стенах собственного сознания). Однако новые возможности послужить святыне, новые преимущества, силы, способности можно получить, лишь обращаясь к людям. Не ожидая их в своем узком кругу, а идя к этим людям в их несовершенстве и нынешней удаленности от нашего идеала. Монастырь и мир Мирские служения, носимые ныне в сложном, противоречивом и постоянно меняющемся в своих внешних проявлениях мире, не могут быть основаны только лишь на строгих и неизменных правилах монашеского послушания. Видеть и понимать Церковь как сообщество граждан, наделенных личной свободой, правами и ответственностью, необходимо, если мы хотим, чтобы из Церкви меньшинства она вновь стала в России Церковью большинства. Это не означает разрушительной «демократизации», которая с очевидностью представляет собой средство манипуляции людьми. Это означает возвращение к собственным корням, к автономии, свободе и самоуправлению Церкви. Что впереди Думается, такого проекта не сделать и тем более не реализовать, если мы все еще продолжаем считать себя меньшинством во враждебном окружении. Конечно, инстинкты минувших десятилетий привычнее. Опять закрыться, закуклиться, отыскать врага... По-человечески это очень понятно. Раны церковного тела болят, в том числе нанесенные совсем недавно, наносимые даже и сегодня. Но без понимающего отношения, без умения разговаривать со своими чужими, находить то, пусть пока немногое, по поводу чего можно соглашаться, и в меру этого, не поступаясь своей верой, делать чужих уже по-настоящему своими, а не только гордо демонстрировать им нашу непримиримую правоту, — без всего этого мы никогда не сумеем сделать наши православные задачи общенациональными задачами России на XXI столетие.
30 апреля 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|