выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
22 октября 2012 г. 10:11
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: Церковь будет находиться в диалоге с властью во имя духовного процветания общества

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пояснил механизм сотрудничества Церкви и власти и опроверг мнение о сращивании Церкви и государства.

"Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью — с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям, которые перед ней стоят", - заявил Святейший Патриарх, отвечая на вопрос телезрителя в эфире программы "Слово пастыря" 20 октября.

Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что ни в одном из тех документов, которыми Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, в том числе в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", нет положений о желательности "сращивания" с государственной властью. "Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание", - отметил Патриарх.

В то же время Святейший Патриарх подчеркнул, что сегодня "раздувание мифа о сращивании является одним из способов борьбы с Церковью". "Те, кто категорически не заинтересованы в укреплении позиций Церкви, в христианизации нашего народа, в духовном просвещении нашего народа, пугают общество и людей этим сращиванием: Церковь будет играть роль некоего идеологического инструмента, который, конечно, будет влиять на выбор людей и лишать их столь драгоценной свободы. Этим жупелом пугают, в первую очередь, интеллигенцию. "Вы хотите свою свободу потерять? Вы хотите снова вернуться в советское время, только в ином идеологическом контексте? Вот вам — явная угроза со стороны Русской Православной Церкви. Она может лишить вас свободы!" – сказал Предстоятель. По его словам сегодня миф о сращивании православной Церкви и государства распространяют те же самые люди, которые несколько лет тому назад критиковали архиереев и духовенство за пассивность и провал миссионерской работы, и говорили, что русский народ уже никогда не станет православным. "Почему одна ложь сменилась на другую? А потому что те, кто распространяет эту ложь, увидели реальную картину, увидели успехи Церкви. И сегодня, когда даже самые скептические социологические исследования утверждают, что Церкви доверяют 73% россиян, это не может оставить спокойными тех, кто ставит своей целью снизить это доверие, довести его до тех 1-2 %, о которых они мечтали в 90-е и в начале 2000-х", - особо отметил Патриарх Кирилл.

Он рассказал, что противники активного участия Церкви в жизни общества, используют насколько аргументов, например, говорят, что на богослужениях присутствуют государственные деятели, архиереи на местах имеют добрые отношения с губернаторами и в Церковь стали приходить люди, занимающие высокое положение. "Разве это свидетельствует о сращивании? Может быть, это свидетельствует о том, что народ наш становится православным? Не сращивание, а успех миссии! Этот успех еще далек от того, каким бы мы хотели его видеть. Еще очень многое нужно сделать. Еще остается большой процент людей полувоцерковленных или только начинающих воцерковляться. Поэтому и наносится удар по программе "200 храмов", вообще по программе строительства храмов, по открытию новых епархий — потому что все это стимулирует развитие церковной жизни", - заявил Святейший Патриарх. "Я уже в свое время обратился публично к тем, кто распространяет этот миф, чтобы они привели конкретные примеры сращивания. Появились такие публикации. Авторы ломятся в открытую дверь, не стыдятся использовать в качестве доказательства то, что является доказательством совсем противного, а не того, что они хотят доказать", - подчеркнул он.

"Например, преподавание Основ православной культуры в школе. Но Церковь же предложила, чтобы преподавались не только Основы православной культуры, но и другие культуры, и чтобы преподавалась светская этика. И мы знаем, что в некоторых регионах Основы православной культуры избирает не большинство людей. Полная свобода выбора! Но даже преподавание дисциплины, которая не является религиозной, — это не закон Божий, это культурологический предмет, его преподают не священники, как это бывает в странах Западной Европы, а светские педагоги, и процент не так уж велик, чтобы всех испугать, — приводится в качестве примера сращивания. Тогда давайте повнимательнее посмотрим на опыт жизни христианских Церквей в Западной Европе — куда больше примеров более эффективного преподавания религиозных предметов, чем в нашей стране! Почему не говорится о сращивании Церкви с государством в Польше, в Соединенных Штатах, где на деньги налогоплательщиков содержатся капелланы? Почему никто не возмущается по поводу того, что Президент Соединенных Штатов присягу приносит на Библии? Можно представить себе, какой был бы крик, какое скрежетание зубами, если бы нечто подобное было в России! А капелланы в армии? С большим трудом было принято решение. Но ведь до сих пор двадцать с небольшим священников — на всю великую Российскую армию. Постыдитесь! Но ведь употребляете эти аргументы, пытаясь доказать сращивание, — и вроде как люди серьезные... Стыдно все это читать", - сказал Патриарх.

"Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью — с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям, которые перед ней стоят. Церковь не уклонялась от сотрудничества даже в советское время — там, где это было возможно, там, где хоть как-то можно было использовать инструменты диалога для утверждения нравственности, духовности в жизни нашего народа. Она не сойдет с этого пути и сегодня, какая бы власть ни была в России, потому что Церковь не является оппозиционной силой. А, может быть, и весь сыр-бор именно потому, что Церковь — не оппозиционная сила? Может быть, тут же и прекратились бы все обвинения, если бы Церковь подняла знамя борьбы с властью, как ей предлагают некоторые персонажи из-за рубежа?", - подчеркнул Предстоятель.

"Церковь не будет заниматься революциями — это не ее дело. Она будет находиться в диалоге с властью во имя духовного и нравственного процветания общества. Она категорически отметает всякие надуманные обвинения в клерикализации и в "сращивании" и заявляет об этом громко на весь мир", - заключил Патриарх.

22 октября 2012 г. 10:11
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00