выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
26 января 2012 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Ювенальные технологии всё чаще применяются в России, отмечают эксперты

Установки и методы ювенальной юстиции постепенно и неуклонно внедряются через федеральные и региональные законодательные акты, и уже совсем скоро данный процесс в России может принять «необратимый характер». К такому мнению пришли участники круглого стола «Ювенальная юстиция: новые аспекты», прошедшего в МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках XX Рождественских чтений.

«Всё идет через законодательство на местах, через дырки и пробелы в законах. Если мы не защитим сейчас семью в правовом поле, то потом может быть уже поздно», - отметила директор «Общественного центра правовых экспертиз» Ольга Леткова.

Один из примеров - закон о т.н. социальном сопровождении семей, принятый недавно в Московской области и обязывающий родителей проходить принудительное обучение в случае, если появляется информация о «неблагополучии» в их семье.

По словам Летковой, в настоящее время на рассмотрении в правительстве находится похожий закон, о социальном патронате над неблагополучными семьями. Уже приняты законы об НКО, о полиции и другие акты, отдельные положения которых также непосредственно касаются темы семьи, регулирования взаимоотношений детей и родителей.

Кроме того, отмечали участники круглого стола, почву для внедрения в России системы ювенальной юстиции готовят уполномоченные РФ по правам ребенка. В своих выступлениях в регионах омбудсмены постоянно акцентируют тему жестокого насилия над детьми в российских семьях.

140 «пунктов терпимости»

По мнению главы «Общественного центра правовых экспертиз», основанием для того, чтобы отобрать у родителей их ребенка, может являться только одно - если существует «документально подтвержденная угроза его здоровью, исходящая от родителей», которую нельзя устранить, кроме как изъятием мальчика или девочки из семьи.

Представители общественности предлагают, в частности, ввести уголовную ответственность за превышение должностных полномочий сотрудников органов опеки при изъятии ребенка из семьи. В настоящее время Ассоциация родительских комитетов и сообществ России готовит соответствующий законопроект, который в течение месяца может быть внесен на рассмотрение в Госдуму.

Член правления Российского детского фонда, детский педагог и психолог Татьяна Шишова привела другой пример: в ближайшее время в Москве откроется 140 пунктов психологической помощи, которые будут оказывать принудительную помощь семьям, в которых возникают конфликты между детьми и родителями. По словам Шишовой, перед родителями будет ставиться ультиматум: или они проходят курсы «по обучению толерантности и терпимости», или, в случае отказа, органы опеки получают право забирать детей у таких родителей.

«В результате у взрослых будут накапливаться лицемерие, агрессия и еще большая озлобленность, а у детей - расти безнаказанность», - отметила Шишова.

«Число преступлений снижается»

Старший научный сотрудник НИИ МВД России, кандидат юридических наук Елена Тимошина обратила внимание участников обсуждения на неопределенность формулировки «жестокое обращение с детьми» в российском законодательстве. Благодаря предполагающему довольно широкую трактовку определению создаются дополнительные предпосылки для вмешательства заинтересованных лиц в дела семьи.

По словам Тимошиной, фактически то, что является «жестоким обращением с детьми», раскрывает только постановление пленума Верховного суда РФ: «физическое, психическое, сексуальное насилие, а также иные действия, которые унижают человеческое достоинство детей…».

«Сейчас мы наблюдаем попытки расширительного толкования этого определения, когда в него пытаются включить психологический, моральный вред и прочее», - сказала Тимошина.

В 2011 г. МИД РФ разослал в разные органы власти проект конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и насилия в семье. Уже в преамбуле этого документа, говорит сотрудник НИИ, дан четкий и недвусмысленный тезис: «Дети являются жертвами насилия в семье». Однако для России это не соответствует действительности – то есть, масштабы этой проблемы не так велики, как кому-то кажется или хочется видеть.

По данным МВД, на протяжении последних лет в России постоянно снижается число преступлений в отношении несовершеннолетних. При этом лишь несколько процентов из всех пострадавших детей становятся жертвами родительского насилия. Так, в 2010 г. от различных преступных посягательств пострадало 100.227 несовершеннолетних, и из этого числа только 5.208 человек пострадало непосредственно от преступлений в семье (7,3%).

«Акцент внимания правозащитных организаций в настоящее время смещен от задачи ужесточения защиты детей в сторону либерализации их прав», - добавила Тимошина.

«Недирективная педагогика»

Директор Института демографической безопасности психолог Ирина Медведева со своей стороны отметила, что те родители, которые приняли методы «недирективной педагогики» и боятся сказать даже слово упрека в адрес своих возлюбленных чад, потом сами же будут страдать от этого - и они, и их дети.

«Право любой власти - наказывать, и только родительское наказание - это наказание с любовью. Если лишить его детей, если отменить родительское наказание как элемент воспитания, то потом этих детей накажет сама жизнь», - предупредила Медведева.

Кроме того, у детей таких родителей часто проявляется в поведении некая расторможенность, гиперактивность, повышенная агрессивность, которые могут развиться даже в психическое расстройство. Взрослые ведут ребенка к психоневрологу, при этом не понимая, что в большей или меньшей степени они сами своим поведением способствуют таким проявлениям. «Дети испытывают бессознательный страх от того, что власть родительская не проявляет себя как власть», - отмечает эксперт.

«Истоки – в идеологии феминизма»

Почетным гостем круглого стола стал председатель Антифашистского комитета Финляндии, доцент Хельсинкского университета Йохан Бекман. По мнению Бекмана, истоки ювенальной юстиции - в идеологии феминизма, который является ни чем иным, как движением за освобождением женщин от семьи.

«Феминисты считают, что семья - это тюрьма женщин, поэтому нужно освободиться от семьи… Ювенальная юстиция - это антисемейная идеология, направленная против родителей, поддерживающих традиционные семейные ценности. Это пропаганда новых видов семьи... Об этом говорит наша лютеранская церковь, которая уже благословляет однополые браки, об этом говорят в нашем парламенте», - констатировал Бекман.

О чем здесь вообще можно говорить, когда один из кандидатов в президенты Финляндии постоянно выступает на публике и в СМИ вместе со своим молодым мужем, добавил он. При этом данный факт нельзя подвергнуть даже малейшей критике - в Финляндии введена уголовная ответственность за гомофобию.

По информации Бекмана, в стране сейчас проживает 7400 русских и русско-финских семей. Для проживающих в Финляндии россиян издан специальный справочник с целью их перевоспитания. «Финские власти считают, что у них неправильные понятия в отношении семейной жизни», - говорит Бекман.

В Уголовном кодексе Финляндии, помимо статьи «избиение», применяется понятие «легкое избиение». «Легкое избиение» - это, в том числе, и «нанесение психологического вреда». В результате против многих женщин из России возбуждаются уголовные дела по этим статьям, констатировал глава Антифашистского комитета. «Эта система политического террора», - считает он.

Мнение Святейшего Патриарха

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений выступил против введения института ювенальной юстиции в России, призвав защищать право ребенка жить в семье и право родителей воспитывать детей в соответствии с собственными мировоззренческими убеждениями.

«Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют необходимые и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием», - сказал Патриарх.

По его словам, «другое дело, что нужно добиваться реальной эффективной работы этих имеющихся норм, в том числе и института уполномоченного по правам детей». Этот институт, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, должен стать более влиятельным органом. В настоящее время, «несмотря на очень высокую активность тех, кто руководит этим органом, у него недостаточно полномочий, чтобы в полной мере осуществлять повестку дня», сказал Патриарх.

26 января 2012 г. 16:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00