выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
В мире
ЦВ № 7 (308) апрель 2005 /  20 апреля 2005 г.
версия для печати версия для печати

Киото – "Японская Москва"

«Японская Москва» — так называл архиепископ Николай древнюю столицу Японии Киото. В 1894 году, учитывая историческую и культурную важность Киото, Собор Японской Православной Церкви направил туда на служение одного из своих лучших священников, отца Симеона Мии, закончившего после выпуска из Токийской семинарии Киевскую духовную академию. Его стараниями число верующих возросло, в 1902 году была открыта женская духовная школа, а в 1903 построен храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы.

Деревянный храм в византийском стиле, белый снаружи, крытый медными листами и увенчанный небольшим куполом, был сооружен по проекту архитектора Мацумуро Сигэмицу. Его площадь — 218 кв. метров, высота колокольни — 22 метра.

Освящать храм приехал из Токио архиепископ Николай. Церемония состоялась 10 мая 1903 года. Когда богослужение закончилось и звон семи колоколов поплыл над утренним Киото, из своего дворца, расположенного неподалеку от храма, вышел японский император в окружении свиты. «Он обратил внимание, прислушался — и молчаливым вниманием узаконил православный звон в его древней столице, японской Москве», — записал в тот же день в своем дневнике архиепископ Николай.

На освящение храма собрались православные из самого Киото и прихожане близлежащих к Киото церквей. Было также много инославных, особенно протестантов, и множество любопытствующих японцев — всего свыше тысячи человек. Во время службы вокруг церкви теснились те, кто не смог войти, прислушиваясь через открытые двери и окна к происходящему внутри. На церковном дворе всем посетителям раздавали специально приготовленные книжки с изложением сущности христианского учения. В расположенной по соседству школе по распоряжению ее директора и с одобрения городского головы были накрыты столы для угощения гостей. Хозяева домов, стоящих напротив храма, по-праздничному украсили их.

Все восхищались красотой храма, который, по замыслу архиепископа Николая, должен был соответствовать великолепию древней столицы Японии. Поэтому и место для него выбрали в одном из лучших кварталов города, неподалеку от императорского дворца. Что касается внутреннего устройства храма и его убранства, то здесь постарались жертвователи из России, и прежде всего москвич В.Г. Дудышкин. О его желании оказать помощь японской церкви архиепископу Николаю сообщил известный публицист Л.Тихомиров. В марте 1901 года владыка написал В.Г. Дудышкину письмо, и вскоре из Москвы были получены иконостас, колокола, облачения и утварь. Архиепископ Николай отмечал в своем дневнике, что «больше всех хлопотал о снабжении нашей церкви Василий Геннадиевич Дудышкин, и, должно быть, в пожертвованном есть много лично от него, но что именно, он скрыл». Известны имена и других московских благотворителей — это Я.Е. Епанечников и В.Г. Сапожников. Кремлевские хоругвеносцы прислали священные сосуды и металлические хоругви. Из Санкт-Петербурга пришли дары от будущего святого Иоанна Кронштадтского. На напрестольном Евангелии, которым по сей день пользуются во время богослужений, владыка Николай сделал надпись, что оно «в благословение Миссии и церкви в Японии прислано, вместе с тремя напрестольными крестами, двумя приборами литургических сосудов и другими церковными вещами, отцом протоиереем Кронштадтского собора, Иоанном Ильичом Сергеевым, при любезном письме его».

Все храмовые иконы — видимо, с учетом влажного японского климата, — написаны на металлических листах, и хотя они немного потускнели от времени, но и сегодня привлекают своим высокохудожественным исполнением. Особенно выделяется Иверский образ Божией Матери, копия с чудотворной московской иконы, выполненная В.Гурьяновым. Слева и справа от иконостаса висят две небольшие иконы Свт. Николая Чудотворца. По сохранившимся на них надписях известно, что одна из них — «от военнопленных чинов 2-й Тихоокеанской эскадры 1/14 октября 1905 г.», содержавшихся в Киото, а другая — «от православных военнопленных, находящихся в городе Киото, в помещениях Фусими, 9 мая 1905 г. (праздник Свт. Николая)».

Ни время, ни войны не властны над храмом Благовещения Пресвятой Богородицы, который с такой любовью создавал архиепископ Николай. В годы Второй мировой войны власти Киото приняли решение расширить многие улицы древнего города, чтобы избежать сплошных пожаров при бомбардировках. По принятому плану сносились целые кварталы, и квартал с храмом был уже на очереди, но тут война закончилась — Япония капитулировала. Надо сказать, что православные Киото, опасаясь за судьбу своего храма, заранее разобрали иконостас и в течение всего военного времени хранили в своих домах иконы и церковную утварь.

Сегодня верующие (их около трехсот человек) молятся в своем храме, который полностью сохранен в том виде, в каком его создал архиепископ Николай. В 1967 году храм получил статус памятника культуры префектуры Киото. Здесь служит священник Иоанн Оно.

 

* * *

В городе Осака православные впервые появились в 70-х годах XIX века. В 1878 году сюда приехал из Хакодатэ помощник святителя Николая иеромонах Анатолий (Тихай). Поначалу возглавляемая им церковь занимала здание с великолепным видом на реку Едогава и три ее моста. В августе 1908 года архиепископ Николай, объезжая приходы Западной Японии, посетил осакскую церковь вместе со своим помощником епископом Сергием (Тихомировым), недавно прибывшим из Петербурга. В путевом дневнике епископа Сергия имеется следующее замечание: «Удивительное уменье у Владыки Архиепископа выбирать для миссийских зданий красивые и удобные места! Прекрасен наш Суругадай в Токио, царящий как бы над городом. Красиво наше место в Мацуяме. В лучшей части города... находится наше место и здесь!».

Церковные здания располагались по соседству со знаменитым  Осакским замком, построенным в 1583 году. Сама церковь во имя Покрова Божией Матери занимала большую комнату старого японского дома. В дневнике епископа Сергия упоминается, что

алтарь был довольно тесный, а иконостас — до потолка, низкого и закоптелого. Так называемые «архиерейские комнаты» представляли собой следующее: «В одной комнате кабинетный столик, койка (устроенная, вероятно, человеком очень низкого роста) и в стене шкафик для одежды. Два окна. Потолок легко достается рукой. Но в комнате есть чугунка, комната оштукатурена, одна стенка ее снаружи обложена даже кирпичом. Можно думать, что зимой здесь не столь холодно. Но размеры ее невелики: 6 шагов в длину и 6 шагов в ширину. Другая комната, которую можно назвать гостиной, или залом, или столовой — на всякую потребу (смотря по времени или по гостям), несколько больше: 6 шагов в длину и, считая нишу с библиотечными полками, 8 шагов в ширину, с низким опять потолком. Но здесь чугунки нет. Вместо окна — стеклянная стенка из раздвижных рам. Едва ли здесь зимой может держаться тепло! К комнате примыкает небольшая галерейка. Вот и вся архиерейская квартира! Невелика она! Но утешиться можно тем, что у Владыки архиепископа в Токио квартира едва ли больше».

За несколько десятков лет церковные здания сильно обветшали. Щедрый дар на строительство новой церкви — 5 тысяч рублей — поступил от императрицы Александры Федоровны. 8 тысяч рублей пожертвований было собрано архимандритом Андроником (Никольским; 1870—1919), много лет трудившимся в осакской церкви и из-за болезни вернувшимся в Россию незадолго до приезда в Японию епископа Сергия.

Епископ Сергий записывал: «Скоро начнем строить церковь для Осака. В ней будут молиться осакские христиане. В ней будут поминаться погребенные в Японии русские воины. Хотелось бы иметь при церкви все, что может влечь к ней народ; и прежде всего школу. Сама молодая Царица прислала нам жертву нескудную. Есть жертвы из России, собранные через преосвященного Андроника. Но как нужны для дела средства еще, еще и еще! Если кто-либо прочтет эти строчки, и сердце его «расширится», — пусть не колеблется таковой! Святое дело будет делаться в Осака; рано ли, или поздно — но это дело широко разовьется!».

В июле 1910 года был построен и освящен новый храм. Первоначально это было деревянное здание в византийском стиле с резным дубовым иконостасом, иконы для которого написал московский иконописец В.Гурьянов. Иконостас с иконами выполнили по специальному заказу для храма русских военнопленных, содержавшихся в городе Мацуяма на острове Сикоку. В 1923 году, после разрушительного токийского землетрясения, эту церковь перевезли в Токио и установили во дворе Воскресенского собора, жестоко пострадавшего от этого стихийного бедствия.

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится альбом «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Осака» (Токио, 1911 г.), в котором имеется план церкви и ее фотографии изнутри и снаружи.

Во время Второй мировой войны, в июле 1945 года, осакский храм сгорел дотла. Верующие долго ждали восстановления храма. Им пришлось продать церковную землю, высоко ценившуюся из-за прекрасного месторасположения в центре города, рядом с Осакским замком. На вырученные деньги был приобретен участок, на котором в апреле 1962 года был возведен храм и построен дом для собраний. Из Токио был возвращен иконостас. На стене слева от иконостаса висит большая икона Богородицы, на обратной стороне которой написано: «Подобие чудотворной Казанской со многой благодатной внутри ее вложенной и заделанной святыней, писана и освящена на Афоне и посылается в безвозмездный дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков глубоко чтимому нами Высокопреосвященному Николаю, Архиепископу Японскому, для японских православных во благословение от Святой Горы Афонской — Земного Удела Царицы Небесной. 1911 года, июля 24 дня».

Нынешний храм несколько отличается от прежнего, но элементы византийского стиля были сохранены. Сейчас это двухэтажное здание из железобетона общей площадью в 340 кв. метров. Высота до вершины купола — около 20 метров, до вершины колокольни — около 23 метров.

В настоящее время в осакском храме 738 прихожан.

20 апреля 2005 г.
Ключевые слова: Япония, XIX век
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00