Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
— С кем из новых Предстоятелей вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать?
— Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление.
Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С Предстоятелем Православной Церкви в Америке, Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, я знаком с 2009 года. Последний раз мы встречались незадолго до его избрания Предстоятелем, когда он еще был архиепископом Филадельфийским и Восточно-Пенсильванским. Это произошло во время моей поездки в США осенью 2012 года, в рамках которой я посетил пострадавший от урагана город Филадельфию (штат Пенсильвания). В братской беседе с архиепископом Тихоном и епископом Нью-Йоркским и Нью-Джерсийским Михаилом мы обсудили различные вопросы церковной жизни Православной Церкви в Америке и миссии православия на Североамериканском континенте. Я также выразил соболезнования от лица Русской Православной Церкви архипастырям и верующим Православной Церкви в Америке в связи со стихийным бедствием, постигшим восточное побережье США осенью прошлого года. О Блаженнейшем Митрополите Тихоне отзываются как об очень спокойном и добродушном человеке, в своем поведении и отношении к окружающим стремящемся следовать монашеским идеалам. Надеюсь, что эти черты помогут ему в служении на кафедре Предстоятелей Православной Церкви в Америке.
— Как вы думаете, какие проблемы в первую очередь придется решать новым Предстоятелям Православных Церквей на своей канонической территории?
— Поместные Православные Церкви, в которых недавно избраны новые Предстоятели, находятся в разных регионах, совершают свое служение в различных общественно-политических ситуациях. Соответственно различается и характер проблем, которые предстоит решать новоизбранным Предстоятелям.
В наиболее тяжелом положении находится Антиохийская Православная Церковь, которая поставлена сегодня на грань выживания в результате противостояния в Сирии. Существует реальная опасность того, что на ее исконной канонической территории, которая освящена веками христианской истории, может вовсе не остаться христиан. Под прикрытием борьбы за демократические преобразования в действительности происходит целенаправленное преследование религиозных меньшинств, в том числе верующих во Христа. Опустели города, где еще недавно христиане составляли до половины населения. Кто-то успел бежать в более безопасные места Сирии, в Ливан и в Европу. Изуродованные тела многих других находят в массовых захоронениях там, где прошли отряды вооруженной оппозиции. Храмы и другие святыни подвергаются поруганию. Антиохийская Православная Церковь в лице Патриарха, архипастырей и священников пытается делать всё для помощи страдающим от военного противостояния и возвышает свой голос с призывом остановить разгул насилия в стране.
Если говорить о Болгарской Православной Церкви, то ее Предстоятель взошел на Патриарший престол в пору политической нестабильности в Болгарии. В то время, когда в резиденции Священного Синода в Софии делегаты Церковно-народного Собора избирали нового Патриарха, за ее стенами шли многотысячные демонстрации недовольных нынешним положением в стране. Таким образом, перед Святейшим Патриархом Неофитом и другими болгарскими иерархами сейчас стоит задача способствовать достижению мира и согласия в болгарском обществе.
Еще одной важной проблемой, о которой болгарские архипастыри рассказывали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время мирного визита Его Святейшества в Болгарию в апреле 2012 года, является развитие катехизации и религиозного образования, особенно в средней школе. Речь идет о расширении преподавания в средних общеобразовательных учреждениях Болгарии дисциплины «религия», которая присутствует в учебной программе с 1997 года.
Что касается Православной Церкви в Америке, то в последние годы эта самая молодая из Поместных Церквей переживает трудный этап своей истории. Достаточно сказать, что за короткий период времени в ней сменилось уже три Предстоятеля. Среди задач, стоящих перед новоизбранным Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, первоочередная — укрепление единства Американской Церкви.
Необходимо и дальнейшее развитие миссии на Североамериканском континенте, где первые семена православной веры взрастили русские миссионеры. И в наши дни Северная Америка представляет собой, выражаясь евангельским языком, обширную ниву Христову, для возделывания которой требуется немало трудов и пастырского попечения.
— Если говорить о развитии сотрудничества Православных Церквей с Русской Православной Церковью, какие задачи вы считаете приоритетными?
— Конечно, приоритетом на сегодня является оказание помощи страждущим братьям на Востоке. Одной из первостепенных задач является донесение до мировой общественности информации об истинном положении дел в зонах локальных конфликтов, где происходит геноцид христиан.
В целом с тремя упомянутыми Церквами Московский Патриархат связывают традиционно теплые отношения. Одним из важных направлений укрепления братских тысячелетних связей между нашими народами видится развитие нашего сотрудничества в сфере духовного образования и катехизации, например обмен студентами и преподавателями.
Для Православной Церкви в Америке Русская Церковь, принесшая свет православия на Американский континент, является Церковью-Матерью, которая всегда с особой любовью и состраданием воспринимает внутренние трудности Церкви-Дочери. Преодоление их, надеюсь, позволит возобновить высокий уровень нашего сотрудничества.
— В последние годы достаточно активно шла подготовка Всеправославного Собора. Как сегодня вы видите перспективы его созыва? Может ли избрание новых Предстоятелей как-то повлиять на подготовку к Собору? Если да, то как именно?
— Сейчас тема возможного созыва Всеправославного Собора обсуждается всё более оживленно. Иногда звучат предложения созвать Собор в возможно короткие сроки. Другие полагают, что Собор созывать преждевременно. Что касается Русской Православной Церкви, то ее позиция по данному вопросу была выработана на прошедшем недавно Архиерейском Соборе. И состоит она в том, что Собор может быть созван только после всесторонней качественной подготовки, предусматривающей в том числе широкое обсуждение в Православных Церквах готовящихся постановлений. В этом плане роль молодых и энергичных Предстоятелей, вставших ныне у кормила церковного, трудно переоценить. Ведь именно они могут придать новый импульс этому обсуждению.
— Как вы оцениваете понтификат Бенедикта XVI? В мировых СМИ было много различных, порой даже противоположных мнений на этот счет.
— Что бы ни говорили в СМИ, понтификат Папы Бенедикта XVI имел большое значение в нескольких отношениях. Прежде всего это защита нравственных христианских ценностей. Папа Бенедикт XVI в течение всего своего понтификата очень активно выступал против очень опасного явления, которое он назвал «диктатурой релятивизма». Сегодня во всем мире, и особенно в западном обществе, наблюдается утрата моральных устоев. Крайний либерализм в отношении нравственности не делает границу между добром и злом и навязывает современному миру понятие политкорректности в качестве новой массовой идеологии. Папа Бенедикт XVI всегда четко и ясно свидетельствовал о позиции Церкви и не шел ни на какие компромиссы с господствующими в западном обществе тенденциями. Его позиция по этому вопросу близка нам.
Кроме того, следует отметить вклад ушедшего Папы в дело защиты христиан от дискриминации и преследований. К сожалению, приходится отметить, что явления становятся всё более угрожающими как на Ближнем Востоке, так и в других странах, в том числе в самой Европе, где христиане нередко становятся жертвами маргинализации и дискриминации. Папа Бенедикт XVI последовательно отстаивал интересы гонимых христиан на международной арене и в этом отношении был для нас хорошим союзником.
Во время понтификата Бенедикта XVI произошло значительное улучшение отношений между Римско-католической Церковью и Русской Православной Церковью. В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) несколько раз встречался с кардиналом Ратцингером и участвовал вместе с ним в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Митрополит Кирилл присутствовал на его интронизации в качестве римского понтифика и имел с ним беседу. Ну а после того, как я стал преемником Святейшего Патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, эстафета таких встреч перешла ко мне. Я имел возможность трижды встречаться и беседовать с Папой Бенедиктом XVI. Он всегда производил на меня впечатление очень мудрого, рассудительного человека, с большим уважением относящегося к Православной Церкви и заинтересованного в развитии добрых отношений между православными и католиками.
— Что сегодня сближает позиции Русской Православной и Римско-католической Церквей? Какие здесь могут быть перспективы сотрудничества?
— В последнее время всё более очевидной становится необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. По многим проблемам современного мира — таким как процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали— позиции Православной и Католической Церквей совпадают. И православные, и католики выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, не совместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т.п.
Всё более актуальной становится проблема христианофобии — ущемления прав христиан из-за их религиозной принадлежности — и даже открытых гонений на верующих во Христа. Особенно тревожная ситуация в этом отношении складывается в странах Ближнего Востока и Северной Африки, которые захлестнула волна военных конфликтов. Перспективы православно-католического сотрудничества по защите прав христиан обсуждались во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сирию и Ливан в 2011 году, в ходе моей поездки в Рим на Синод католических епископов в октябре 2012 года и, наконец, совсем недавно, в феврале 2013 года, — в рамках визита в Москву Патриарха Маронитской Церкви кардинала Бешары ар-Раи. В этой сфере обе Церкви совместными усилиями могли бы сделать многое для сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке.
К сожалению, проявления откровенно антихристианской позиции мы наблюдаем и в современной Европе, где определенные политические силы стараются вытеснить религию из общественной сферы в область исключительно личной жизни. И здесь согласованная позиция Православной и Католической Церквей может иметь большое значение.
Православно-католическое сотрудничество может развиваться в различных формах. Это могут быть совместные культурные проекты, общественные акции, активное взаимодействие на уровне представительств при международных организациях: ООН, Совете Европы, ОБСЕ, ЮНЕСКО, структурах Евросоюза. Надеюсь, что новоизбранный Папа Римский Франциск будет уделять сотрудничеству с Православной Церковью пристальное внимание.
— Что вы можете сказать о личности нового Папы Римского и его отношении к православию?
— Кардинал Хорхе Марио Бергольо, избранный на последнем конклаве Папой Римским и принявший имя Франциска,— это очень авторитетный и известный в Римско-католической Церкви иерарх. Он родился в семье итальянских эмигрантов в Аргентине, там вырос, получил образование, нес служение священника и в течение пятнадцати лет был архиепископом Буэнос-Айреса и примасом Католической Церкви Аргентины. Он широко известен в Южной Америке как человек, который прежде всего уделял внимание служению бедным, обездоленным, и сам всегда вел очень скромный образ жизни. И, наверное, не случайно он избрал для себя имя в честь почитаемого в Римско-католической Церкви Франциска Ассизского, который воспринимается католиками как образец евангельской бедности и служения бедным.
Папа Франциск — это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе, присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с православным архиереем, со священниками и мирянами. Когда в 2007 году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы к нему обратился к властям Аргентины, выразив поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.
В 2012 году мы провели в Буэнос-Айресе выставку православной иконы. Выставка, организованная при поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, имела очень широкий резонанс. Будущий Папа посетил эту экспозицию, проявил большой интерес к православной традиции иконописания и даже попросил, чтобы ему подарили православную икону.
Все эти моменты общения с кардиналом Бергольо, а теперь Папой Франциском, вселяют надежду на дальнейшее позитивное развитие отношений между нашими Церквами.
— Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с Англиканской Церковью? Очевидно, что отношения к ней в последние годы стали значительно более прохладными, несмотря на то что предыдущий Архиепископ Кентерберийский был ярким богословом.
— История православно-англиканских отношений восходит к XVI веку, и на протяжении этого времени они были отмечены теплотой и взаимопониманием. В течение двух последних столетий наши Церкви активно сотрудничали в сферах богословского диалога, социальной работы и духовного образования.
К сожалению, новые либеральные веяния в среде англикан нарушили былое взаимопонимание. Православных верующих огорчает настойчивость англикан, выступающих за введение женского епископата, признание однополых союзов и рукоположения лиц, заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Эти опасные тенденции способствуют всё большему отдалению Церквей Англиканского содружества от предания древней неразделенной Церкви. Это ставит под угрозу православно-англиканский диалог, имеющий долгую и яркую историю.
Полагаю, что процесс либерализации вероучения и нравственности может быть остановлен и не является необратимым. Надеюсь, что Церковь Англии и Церкви Англиканского сообщества прислушаются к голосу православных и осознают свою ответственность за продолжение нашего диалога.
— В ряде европейских стран сегодня предпринимаются попытки легализации гомосексуальных браков. Христиане многих стран выступают против подобных изменений национального законодательства. Как к этому относится Русская Православная Церковь, которая также имеет свои приходы на территории этих стран?
— Процесс придания юридического статуса однополым союзам затрагивает всё больше и больше европейских государств. Недавно соответствующие законопроекты утвердили нижние палаты парламентов Франции и Великобритании. Депутатов, с энтузиазмом голосовавших за их принятие, не остановило и то, что против подобной безнравственной инициативы выступали многие тысячи граждан их стран, устраивавшие митинги и демонстрации.
Русская Православная Церковь с большим беспокойством наблюдает за тем, как постепенно на уровне норм права закрепляется искаженное представление о семье и браке. Элементарные требования личной и общественной морали, существовавшие и соблюдавшиеся столетиями, пересматриваются и заменяются новыми понятиями. На самом деле то, что либерально настроенная общественность считает современными веяниями в семейной этике, является легализаций греха и аморального образа жизни. Такая ситуация в конце концов приведет к углублению демографического кризиса, который уже серьезно затронул Старый Свет.
В странах, вставших на путь радикального пересмотра традиционной семейной этики, этот процесс уже привел к тяжелейшему демографическому кризису, который с каждым годом углубляется. Пересмотр основополагающих норм семейного права, на которых веками созидалось человеческое сообщество и которые по-прежнему сохраняются в нравственном кодексе основных мировых религий, является путем к самоликвидации целых народов.
У нашей Церкви есть паства практически во всех странах Европы, в некоторых из них Русская Православная Церковь присутствует в течение нескольких столетий. Поэтому Московский Патриархат считает своим долгом отстаивать традиционные нравственные ориентиры на Европейском континенте. Как и раньше, мы будем использовать все доступные нам средства: пастырское слово, просветительскую деятельность, работу на площадках европейских международных организаций, дабы противостоять насаждению безнравственных представлений о семье. Осуществляя эту миссию, мы готовы сотрудничать со всеми религиозными и общественными силами Европы, разделяющими традиционные семейные ценности.
— Мы мало знаем про Эфиопскую Церковь, однако и в ней избран новый Предстоятель. Как сейчас складываются с ней отношения? Продолжается ли богословский диалог?
— Традиции и культура Эфиопской Церкви, действительно, не столь известны верующим в России, однако между нашими странами и Церквами существуют давние связи. Эфиопы помнят об Ибрагиме Петровиче Ганнибале — «арапе Петра Великого», прославившемся на службе российским императорам.
Отношения между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью начали интенсивно развиваться в 1960-е годы в рамках Всемирного совета Церквей. Значительным событием в истории нашего сотрудничества был приезд эфиопских студентов на учебу в Ленинградскую духовную академию.
Эфиопская Церковь принадлежит семье древних Восточных, или дохалкидонских, Церквей, с которыми ведется богословский диалог на общеправославном уровне.
В рамках двусторонних отношений между нашими Церквами Эфиопию посещали делегации Московского Патриархата. Русская Церковь участвовала в сборе пожертвований на создание Патриаршей библиотеки и строительство музея в Аддис-Абебе. Надеюсь, что с избранием нового Предстоятеля Эфиопской Церкви — Патриарха Абуны Матфия — наши отношения приобретут новый импульс.