iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
В мире
8 августа 2007 г.
версия для печати версия для печати

Отошел ко Господу Румынский Патриарх Феоктист

Предстоятель Румынской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист скончался 30 июля 2007 года на 93-м году жизни. Причиной смерти стал сердечный приступ, случившийся вскоре после перенесенной плановой операции на предстательной железе. Патриарх Феоктист возглавлял Румынскую Церковь с 1986 года.

3 августа в кафедральном соборе во имя свв. равноапостольных Константина и Елены в Бухаресте состоялось отпевание и погребение Патриарха Феоктиста, в которых приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Делегация возложила венок ко гробу почившего Первосвятителя, а затем приняла участие в торжественном заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви, транслировавшемся в прямом эфире национального телевидения.

Наряду с выражениями соболезнований других Поместных Православных Церквей в подобающее время согласно диптиху преосвященный митрополит Ювеналий огласил послание соболезнования, направленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Даниилу и Священному Синоду Румынской Православной Церкви.

Затем состоялось отпевание Блаженнейшего Патриарха Феоктиста. В храме присутствовали Президент Румынии Т.Бэсеску, председатель Сената Н.Вэкерою, премьер-министр Румынии К.Попеску-Тэричану, посол России

А.А. Чурилин и другие официальные лица. После отпевания и отдания почестей посредством воинского салюта и исполнения государственного гимна тело Патриарха Феоктиста было погребено в юго-западной части соборного храма святых равноапостольных Константина и Елены.

Постоянный Синод Румынской Православной Церкви назначил выборы нового Предстоятеля на 12 сентября. В этот день состоится сессия Священного Синода, включающего всех правящих епископов, которая определит список кандидатов на патриарший престол. Вечером того же дня один из них будет избран голосованием церковно-народной выборной коллегии, в состав которой, кроме епископов, входят представители священства и мирян от каждой епархии, а также делегаты от богословских факультетов и семинарий. 

Велика утрата, постигшая Святую Румынскую Церковь, народ Румынии, весь православный мир. Годы Предстоятельского служения Его Блаженства ознаменованы всесторонним возрождением церковной жизни на румынской земле. Блаженнейший Патриарх Феоктист, неутомимый ревнитель о деле Божием и давний друг Русской Православной Церкви, навсегда останется в нашей памяти. Многие годы сотрудничества в области межцерковного и межконфессионального диалога, неоднократные визиты Его Блаженства в пределы Русской Православной Церкви особенно сблизили нас.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси 

***

Патриарх Феоктист (в миру Тодор Арапашу) родился в 1915 году в селе на северо-востоке Молдовы. В четырнадцать лет начал монашеское послушание в обителях Ворона и Нямец, а в 1935 году принял монашеский постриг в монастыре Быстрица Ясской архиепископии. В 1937 году, после окончания семинарии в монастыре Черника, был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1945 году, после окончания Бухарестского богословского факультета, — в сан иеромонаха. Получил звание лиценциата богословия.

В сане архимандрита был викарием митрополита Молдовы и Сучавы, обучаясь одновременно на факультете филологии и философии в Яссах. В 1950 году хиротонисан во епископа Ботошанского, викария Патриарха, и в течение двенадцати лет руководил различными отделами Румынской Патриархии: был секретарем Священного Синода, ректором Богословского института в Бухаресте.

С 1962 года Феоктист — епископ Арадский, с 1973 года — архиепископ Крайовы и митрополит Олтенский, с 1977 года — архиепископ Ясский, митрополит Молдовы и Сучавы. Занимая митрополию Молдовы и Сучавы (вторую по значению после патриаршей), Феоктист проявил особую заботу о духовной семинарии в Нямецком монастыре, о пастырских и миссионерских курсах для священнослужителей и специальных курсах для сотрудников митрополии, расширил издательскую деятельность.

Им опубликовано около шестисот статей и выступлений, часть из которых вошла в четырехтомное собрание. Патриарх Феоктист являлся депутатом Великого национального собрания.

Патриаршество почившего главы Румынской Православной Церкви было одним из самых долгих в ее истории. Он был предстоятелем в период гонений на Церковь со стороны коммунистической власти (1986–1989) и затем управлял Церковью при трех румынских президентах после революции 1989 года.

Патриарх Феоктист, с момента поступления в монастырь Сихастрия в 1928 году, посвятил более семидесяти лет своей жизни служению Румынской Православной Церкви. После румынской революции в 1989 году Патриарх Феоктист был обвинен в «пособничестве коммунистическому режиму», в связи с чем в 1990 году он решил подать в отставку. После нескольких недель пребывания в монастыре Синайя (Румыния) и молитв Патриарх изменил свое решение и вновь встал во главе Церкви.

8 августа 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00