iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
В мире
Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка
22 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Патриаршие приходы в США. Современное состояние

10 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня подписания Святейшим Патриархом Алексием I Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке. Одним из этапов подготовки этого решения стало упразднение Экзархата Русской Православной Церкви Северной и Южной Америки и создание на его основе Патриарших приходов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1987 году эти административно-церковные изменения завершились разделением управления в этих двух странах и назначением в каждую из них викарных архиереев Московской епархии.

К началу XX века Русская Православная Церковь была единственной из Поместных Церквей, обладавшей в Соединенных Штатах организованной и разветвленной системой епархиальной жизни. Накануне 1917 года здесь служили пять епископов и 309 священников и диаконов. В состав 27-ми церковных округов входили 461 церковь и часовня. Зарегистрировано было 100 тысяч прихожан, но фактическое их число превышало 300 тысяч, а вместе с верующими Сирийско-Арабской, Сербской и Албанской миссий — 600 тысяч.

После трагических событий 1917 года финансовое обеспечение жизнедеятельности епархиальных структур и приходов, ранее в значительной мере обеспечивавшееся путем ассигнований из государственного бюджета Российской империи, полностью легло на плечи православного духовенства и мирян США. В письме из Одессы епископу Алеутскому и Северо-Американскому Александру (Немоловскому) митрополит Платон (Рождественский), занимавший эту кафедру до него, писал, что в России на русское духовенство в США «смотрят как на рать людей, обреченных на голодную смерть». (Позднее митрополит Платон снова вернется в Америку, чтобы возглавить церковное движение, на основе которого впоследствии сформируется Православная Церковь в Америке.) Острая нехватка средств и общеполитические процессы, повлекшие за собой ослабление административного контроля, стали причиной обособления приходов. К 1933 году, когда в Америку — с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского и в звании экзарха — был назначен Вениамин (Федченков), лишь считанные единицы храмов сохранили верность Московскому Патриархату. В экзархат входило 50 храмов — максимум, достигнутый за всё время его существования.

Русская Православная Церковь и Американская митрополия многократно возвращались к переговорам о нормализации канонического статуса последней. Консенсус был достигнут к 1970 году, когда переговорный процесс увенчался дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке (ПЦА). Согласно подписанным документам, приходы Экзархата получили возможность выбора своей дальнейшей юрисдикционной принадлежности. По итогам проведенного опроса 43 храма выразили желание остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Признание Северной Америки канонической территорией ПЦА выразилось, в частности, в том, что Русская Православная Церковь теряла возможность основывать новые храмы, а возможности для дальнейшего самоопределения Патриарших приходов были сохранены. На протяжении 40 лет их количество сократилось до 32-х, однако это сокращение происходило по большей части вследствие упразднения приходов, а не их перехода в полном составе в другую юрисдикцию.

В связи с этим возникает вопрос о влиянии демографической ситуации на количество и территориальное расположение Патриарших приходов в США. С одной стороны, динамика церковной жизни за четыре десятилетия доказала их жизнеспособность. В настоящее время большая часть храмов вполне стабильна как с духовно-приходской, так и с финансово-административной точек зрения. С другой стороны, одной из специфических характеристик православной церковной жизни в Америке является то, что на протяжении XIX и XX веков приходы, при общем значительном числе православных, основывались в местах их компактного проживания, обусловленного наличием рабочих мест и тех или иных бытовых выгод, доступных для иммигрантов. Со временем эти факторы менялись, менялось и расселение потенциальных прихожан православных храмов. Если в начале XX века около 30% населения центрального района Нью-Йорка, Манхеттена, были выходцами из традиционно православных стран, то к концу первого десятилетия XXI века во всем городе русскоязычное население составляет не более 8%. Ассимиляция иммигрантских семей и смешанные браки также накладывают свой отпечаток на численность и состав приходов.

В 1990-х годах, с началом новой интенсивной волны иммиграции, приходские общины храмов Московского Патриархата в США значительно пополнились. В то же время встал вопрос о необходимости выработки соглашений с Православной Церковью Америки, для того чтобы сделать возможным окормление православных верующих в тех населенных пунктах, где возникли значительные русскоязычные общины. Общей чертой православных верующих всех национальностей является тяготение к литургическим и культурным традициям своей исторической родины. Это осложняет интеграцию русскоязычных верующих в состав прихожан нерусскоязычных православных юрисдикций. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «существует настоятельная нужда улучшить духовное попечение о том огромном количестве православных из России и стран СНГ, которые переехали в Америку недавно и не мыслят себя ни в какой другой Церкви, кроме Русской». Вопрос о пастырском окормлении этих людей в условиях изменившихся с 1970 года демографической и внутрицерковной ситуаций продолжает быть предметом изучения.

В настоящее время в состав Патриарших приходов в США входит 32 храма и 1 монастырь. Для общин, как правило, характерно официальное членство и, как и в случае со многими другими православными юрисдикциями, известный конгрегационализм. В ряде случаев полнотой административной власти на приходе обладает приходской совет, оставляя за священником попечение преимущественно лишь о литургической части жизни храма. Такое разделение обязанностей, чем-то напоминающее ситуацию, в которой жила Русская Православная Церковь на родине в советский период, во многом является последствием того тяжелого положения, в котором находились приходы большую часть XX века. Попытки проведения в жизнь настоятелями и иерархией той или иной церковно-канонической и финансовой политики в ряде случаев приводили к утрате храмовых зданий, строившихся и содержавшихся на средства самих прихожан. Разделение полномочий и сфер ответственности часто находит свое отражение в уставах отдельных храмов, а также в Уставе Патриарших приходов в США в целом, отдельные пункты которого противоречат Уставу Русской Православной Церкви, особенно в отношении прав управляющего приходами епископа и настоятелей церквей. Однако согласование этих документов — дело многотрудное и кропотливое, требующее терпения и глубокого знания местной специфики.

По состоянию на начало 2010 года в клире Патриарших приходов в США числятся 38 штатных и 12 заштатных священников, 11 диаконов (заштатных 3) и 4 мантийных монаха. Большая часть храмов — одноклировые, священники получают умеренное жалование от прихода, который, как правило, предоставляет им также жилье и медицинскую страховку. В некоторых храмах, однако, приходы не могут содержать священника, которому в этом случае приходится иметь светскую работу.

Часть церквей живут по новому календарному стилю, за редким исключением почти все совершают богослужения на английском языке.

За последнее десятилетие значительно обновился и помолодел кадровый состав Патриарших приходов. Но вопрос формирования клира остается крайне острым. Традиционно кандидаты для хиротонии и назначения на тот или иной приход подбираются из числа верующих самих Патриарших приходов; только в два храма назначения осуществляются из Москвы. Возраст, богословская и светская академическая подготовка, церковный опыт потенциальных и настоящих клириков зачастую ставит перед Патриаршими приходами сложные и трудноразрешимые задачи. Священнослужители старшего поколения нуждаются в подготовке смены для себя. Кандидатами же, как правило, являются люди среднего возраста. Восполнение их литургического опыта и приобретение богословского образования часто ставит кандидатов перед необходимостью временно оставить работу и семью, что не всегда представляется возможным. Кроме того, от кандидатов требуется знание английского языка и местных условий жизни, что еще больше усложняет решение кадровых вопросов.

 

***

Церковным и административным центром Московского Патриархата в США является Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка, построенный под руководством священномученика Александра Хотовицкого и освященный в 1902 году святителем Тихоном (Белавиным). На сегодняшний день собор — самый крупный храм не только среди Патриарших приходов, но, по всей вероятности, и среди всех русских церквей Америки. На Пасху и другие большие праздники собор привлекает до пяти-семи тысяч верующих. По соглашению с полицейским управлением, в Пасхальную ночь перекрываются близлежащие по периметру храма улицы, по которым проходит крестный ход. Аналогичным образом перекрываются улицы и в Светлую субботу, когда по установившейся в последние несколько лет традиции в Свято-Николаевский собор съезжается для служения Божественной литургии патриаршее духовенство со всех Соединенных Штатов. После объединения с Русской Православной Церковью Зарубежом ее клирики также принимают участие в богослужении, крестном ходе и приеме, который дает в честь Пасхальных торжеств Генеральное консульство Российской Федерации в Нью-Йорке.

В остальное время года собор также полон. Несколько раз в неделю совершаются богослужения, за которыми поют архиерейский и любительский хоры. При храме действует библиотека, с прихожанами проводятся беседы на темы духовной жизни. В 2008 году в одном из помещений открылся музей собора; в 2010-м — комната для занятий детской воскресной школы.

При храме располагаются рабочие кабинеты Представительства Московского Патриархата в США и Представительства Всемирного русского народного собора при ООН. Благодаря деятельности обеих организаций Патриаршие приходы в США, несмотря на свою относительно небольшую численность, играют значительную роль в жизни православия на американском континенте, а также в жизни православной диаспоры, формулируя и реализуя позицию Московского Патриархата по насущным темам церковной и общественной жизни. Одним из свидетельств растущего влияния Русской Церкви является предоставление в 2005 году Всемирному русскому народному собору специального консультативного статуса при ООН, другим — включение в 2008 году управляющего Патриаршими приходами епископа в число членов Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA) — организации, до недавнего времени курировавшей межюрисдикционный диалог Православных Церквей США. В 2010 году, в соответствии с решениями IV всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (Швейцария, 7–13 июня 2009 года), SCOBA была упразднена, а на ее основе возникла Епископская ассамблея Северной и Центральной Америки. Целью этой новой организации заявлено попечение о проявлении единства православия и развитии совместной деятельности представителей различных православных церковных юрисдикций, действующих на территории региона, в -сфере пастырского окормления верующих, миссионерской работы, развития богословского образования и православного свидетельства перед лицом инославия. Вице-президентом Ассамблеи, возглавляемой главой греческой Константинопольской архиепископии в Америке архиепископом Димитрием, является архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, с 2010 года управляющий Патриаршими приходами в США.

Вторым по значению храмом Патриарших приходов в США является Свято-Николаевский собор в Сан-Франциско. Настоятели собора приложили много усилий для выработки плодотворного диалога с российскими дипломатическими представительствами на западном побережье Соединенных Штатов, с представителями Русской Православной Церкви Зарубежом и Поместных Православных Церквей. В первом поселении русских в этой части Америки, крепости-музее Форт-Росс, под руководством клириков Патриарших приходов ежегодно проводятся богослужения и торжественные мероприятия.

В составе Патриарших приходов имеется одна монашеская обитель — монастырь во имя преподобной Марии Египетской. Небольшая группа послушников и мирян под духовным руководством настоятеля, архимандрита Иоакима (Парра), вошла в состав приходов в 2001 году из РПЦЗ. С течением времени обитель окрепла и выросла. Небольшое здание с домовым храмом в центре Нью-Йорка, в котором располагался монастырь, с недавнего времени перестало вмещать желающих присоединиться к общине, что стало одной из причин приобретения братией обширной территории в уединенной местности в трех часах езды от города. В настоящее время в состав монашеской общины входят десять насельников. На приобретенной территории ведутся обширные работы по возведению монашеских келий и гостиничного корпуса, церкви, хозяйственных помещений.

 

***

Свершившееся в 2007 году воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом благотворно сказалось на жизни и Патриарших приходов в США. Наглядной иллюстрацией того, насколько тесно зачастую переплетаются жизнь и интересы этих приходов и храмов РПЦЗ, является то, что сам административный центр Зарубежной Церкви с 1950-х годов находился всего лишь в нескольких минутах ходьбы от резиденции управляющего Патриаршими приходами в США епископа. Уже до объединения встречи и контакты представителей двух ветвей Русской Церкви стали регулярными. После объединения архиереи и клирики вновь единой Церкви регулярно совершают совместные богослужения, обмениваются визитами, принимают участие в подготовке и проведении рабочих и торжественных мероприятий.

игумен Иосиф (Крюков)
22 марта 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00