iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Аналитика
Святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник
28 октября 2012 г.
версия для печати версия для печати

К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова)

Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года.

Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных "жребиях" имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: "Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом?" (Она сама была врач) — он ответил: "Нет, мама крестная, я буду архиереем".

Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию.

Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, "умылся" без воды, и заминка в службе была сглажена.

Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

При этом постриг молодого человека откладывался, поскольку Сергей настаивал на сохранении своего имени в монашестве, против чего категорически возражал преосвященный отец ректор Феодор (Поздеевский). Наконец, 12 октября 1912 года выпускник академии Сергей Сахаров был пострижен в монашество с именем святителя Афанасия Пателария, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца.

Через два дня, 14 октября, его посвятили во иеродиакона, а 17 октября — в сан иерея. Нового иеромонаха назначили преподавателем Полтавской Духовной Семинарии по литургике и гомилетике.

В Полтаве он прослужил всего один учебный год (с октября 1912 года по сентябрь 1913 года). Тогда же стало известно, что преподаватель по литургике и гомилетике требуется во Владимирской семинарии. Свое прошение в Синод о переводе на родину отец Афанасий решил подать лично и, приехав в Санкт-Петербург, прямо с вокзала направился к обер-прокурору Святейшего Синода Владимиру Саблеру. Тот был одет в парадную форму и готовился куда-то ехать сопровождать Государя, но, увидев молодого иеромонаха, спросил: "Чего вы, батенька, хотите?" Отец Афанасий изложил свою просьбу. Саблер поинтересовался у секретаря, не подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую Семинарию, и тут же приказал внести в приказ имя иеромонаха Сахарова.

В 1914 году на место епископа Николая во Владимирскую епархию был назначен преосвященный Алексий, человек резкий, придирчивый и деспотичный. Однако после революции 1917 года съезд духовенства и мирян епархии постановил отрешить его от кафедры, избрав на это место архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), кандидатуру которого горячо поддерживал иеромонах Афанасий. Считая насущно необходимым делом исправление нового издания богослужебных книг, отец Афанасий очень уважал митрополита Сергия.

Популярность иеромонаха Афанасия в народе росла. Он и личный секретарь митрополита Сергия иеромонах Серафим наперебой произносили проповеди, организовав даже "проповеднический кружок". Любили отца Афанасия и за добродушный характер.

Тот же Владимирский съезд избирал представителей на Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 года. От монашествующих был избран и преподаватель Владимирской Семинарии иеромонах Афанасий (Сахаров).

Будучи специалистом по литургике, иеромонах Афанасий работал в богослужебном отделе Собора. Вместе с профессором-египтологом Борисом Тураевым принимал участие в составлении службы Всем Русским святым, которая в числе прочих была запрещена Патриархом Никоном, "зане в греческих типицех не обретается". В синодальный период текст оказался утрачен, а сам праздник забыт. Работу над этим богослужебным текстом Владыка Афанасий продолжал и в последние годы своей жизни.

По обстоятельствам времени после восстановления патриаршества и решения наиболее неотложных дел Поместный Собор был преждевременно закрыт.

Ко времени иеромонашества отца Афанасия относится рассказ о том, как происходило вскрытие мощей владимирских чудотворцев и как затем они были выставлены напоказ.

Вскрытие 1919 года установило, что тело святого благоверного князя Глеба Андреевича, умершего в 1174 году, оказалось мягким и, спустя века, кожу можно было схватить пальцами: она отставала, как у живого. Святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу татары отсекли голову в бою 1238 года. При вскрытии мощей в 1919 году подтвердилось, что она приросла к телу, однако шейные позвонки были смещены и срослись неправильно. Вскрывавший мощи врач заявил впоследствии о наличии чудесного факта.

В Успенском кафедральном соборе Владимира расставили длинные столы, покрыв их церковными покровами, на которых аккуратно расположили святые мощи. В ожидании народа владимирское духовенство установило в соборе дежурство по два человека, и первыми дежурили иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов с чрезвычайно высоким голосом. Едва открылись двери, как он громко возгласил: "Благословен Бог наш...", — а в ответ ему под сводами древнего собора разнеслось звонкое до пронзительности "аминь", и начался молебен владимирским угодникам. Входящий народ стал креститься, класть поклоны и ставить свечи у мощей. Таким образом, намеченное богохульство обратилось в торжественное богослужение у святынь. Инициатором установления дежурств был иеромонах Афанасий, который тогда уже был членом епархиального совета как представитель монашествующих (1918-1920).

В сан архимандрита иеромонах Афанасий (Сахаров) был возведен 2 февраля 1920 года и 10 февраля назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря Владимира, прослужив в обители до ее закрытия: с 1 июля 1921 года он стал настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского. Архиерейская митра стала для него подлинно терновым венцом...

После кончины владыки в его бумагах был найден следующий документ, раскрывающий всю глубину его исповеднического подвига.

"Этапы и даты моей жизни:

Родился 2 июля 1887 года.

Скончался отец 23 февраля 1889 года.

Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы.

Начал прислуживать в алтаре в августе 1899 года.

Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы.

Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем в 1902–1906 годы.

То же и иподиаконом в 1906–1908 годы.

Посвящен в первую степень церковного клира – в чтеца – 6 мая 1907 года.

Московская духовная академия: 1908–1912 годы.

Пострижен в монашество 12 октября 1912 года.

Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года.

Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года.

Преподаватель Полтавской духовной семинарии: ноябрь 1912 года – сентябрь 1913 года.

Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы.

Член Поместного Всероссийского Собора: январь – сентябрь 1918 года.

Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы.

Наместник владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы.

Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года.

Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года.

Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года.

Арестован 17 марта 1922 года.

В срочном порядке препровожден в реввоентрибунал и освобожден 18 марта 1922 года.

Арестован в Великую Среду 30 марта 1922 года.

В заключении во владимирской тюрьме был с митр. Сергием (Страгородским), архиеп. Вятским Павлом (Борисовским), еп. Суздальским Василием (Зуммером).

Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 года.

Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года.

Арестован 15 июля 1922 года.

Во владимирской тюрьме был с еп. Муромским Серафимом (Руженцевым).

Без допроса освобожден 25 июля 1922 года.

Арестован 10 сентября 1922 года.

Во владимирской тюрьме был с еп. Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиеп. Астраханским Фаддеем (Успенским), еп. Звенигородским Николаем (Добронравовым), еп. Вязниковским Корнилием (Соболевым), еп. Переславским Дамианом (Воскресенским) и еп. Суздальским Василием (Зуммером).

Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край, считая началом срока 14 ноября 1922 года.
В московской Таганской тюрьме был с еп. Коломенским Феодосием (Ганецким).

В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся во изгнание 16 февраля 1923 года.

Этап. Конец апреля – начало мая 1923 года.

Вятская внутренняя тюрьма.

В этапе следовал с епископом Дмитровский Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем): май 1923 года.

Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), епископ Звенигородский Николай (Добронравов): май 1923 года.

Усть-Вымь: июнь – июль 1923 года.

Усть-Сысольск: июль 1923 года – июль 1924 года (епископ Старо-Уфимский Аввакум [Боровков]).

В Усть-Сысольском нарсуде пересуд по делу о ценностях: апрель 1924 года. Приговор: один год заключения. По кассации за давностью дело прекращено.

Село Усть-Кулома. Митр. Кирилл (Смирнов), еп. Кинешемский Василий (Преображенский): июль 1924 года.

Село Керчемье: июль 1924 года – январь 1925 года.

Пробыл в Зырянском крае по приговору: май 1923 года – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 года – 20 января 1925 года.

Возвратился во Владимир на церковное делание: февраль 1925 года.

Арестован в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и препровожден во Владимир для "выяснения личности": 9 сентября 1925 года.

Освобожден 10 сентября 1925 года.

Арестован 2 января 1926 года.

Освобожден 2 марта 1926 года.

Назначен управ. Ивановской епархией: ноябрь 1926 года.

Написал одну резолюцию – назначил преподавателя Владимирского духовного училища Мих. Алек. В <неразб.> на священническое место в г. Шую. Предложено добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами: декабрь 1926 года.

Отказался оставить вверенную паству. На замечание: "Если виновен – судите" получен ответ: "Нам невыгодно Вас судить".

Арестован 2 января 1927 года.

Московская предварительная тюрьма (Лубянка, 14).

Бутырская [тюрьма] – епископ Читинский Никифор [Ефимов?].

Внутренняя тюрьма (Лубянка, 2). В одиночке с митрополитом Горьковским Сергием. За "принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским", – три года соловецких лагерей, а глава "группы" митрополит Сергий получил свободу и вернулся к возглавлению церковного управления.

Этап: апрель – май 1927 года.

На этапе мои "однодельцы": архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) и епископ Печерский Григорий (Козлов).

Ленинградская пересыльная тюрьма: май – июнь 1927 года.

Попов остров.

Архиепископ Воронежский Петр (Зверев), архиепископ Корнилий, епископ Григорий, епископ Дмитровский Иоасаф (Жевахов), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов).
Командировка. Разноволока.

Сторож Рыбпрома: июнь 1927 года – июнь 1928 года.

Приезжала на свидание мама. Жил с ней в с. Сороке. Простился 13 ноября 1927 года. Это было последнее с ней прощание.

Архиепископ Свердловский Корнилий, епископ Красноярский Амфилохий [Скворцов], епископ Златоустовский (?) Рафаил [Гумилевский].

Командировка. Чупа-пристань. Сторож, счетовод хозчасти: июнь – июль 1928 года.

Попов остров: август – сентябрь 1928 года.
Кемь, сторож склада: октябрь 1928 года – декабрь 1929 года (епископ Каменец-Подольский Амвросий [Полянский], епископ Вязниковский Герман [Ряшенцев]).

Арестован 23 декабря 1929 года.

Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 года. Возращен на Попов остров 1 января 1930 года.

Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года.

Пробыл в соловецких лагерях:

– по приговору: июнь 1927 года – 2 января 1930 года;
– без приговора, сверх срока: 2 января – 23 февраля 1930 года.

Этапирован в Туруханский край на три года.
Этап: 23 февраля – 30 апреля 1930 года.
Тюрьмы: ленинградские "Кресты", новосибирская, красноярские пересыльная и внутренняя. В последней встретился с митр. Кириллом: апрель 1930 года.
Красноярск, г. Енисейск, станки: Старый Туруханск, Мельничное: июнь 1930 год – январь 1932 года.
Получил известие о смерти матери, скончавшейся 16 (29) ноября 1930 года.

Арестован: январь 1932 года.
Туруханская каталажка, полторы–две недели. Освобожден без права выезда их Туруханска. Недели через полторы снова арестован и был в каталажке одну–полторы недели.
Освобожден, направлен в станок Селиваниху, где жил у митрополита Кирилла: февраль – июнь 1932 года.
Станок Пупково: июль 1932 год – июль 1933 года.
Пробыл в Туруханском крае:
– по приговору: 30 апреля 1930 года – 2 января 1933 года.
– без приговора, сверх срока: 2 января – 6 августа 1933 года.
Возвратился во Владимир: август 1933 года.
Был на свободе, большей частью "тайно образующе", не служил: август 1933 года – 17 апреля 1936 года.

Арестован 18 апреля 1936 года.
Обвинение: "Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь с белогвардейцами на Украине" (у меня была теплая дружеская переписка с моими полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 году). Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни одного слова. Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митр. Сергием.
Приговорен к пяти годам беломоро-балтийских лагерей.
Тюрьмы: владимирская, ивановские внутренняя и пересылочная: апрель – сентябрь 1936 года.
Этап. Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первой и единственной службой его на этой епархии был молебен в вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями.
В вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митр. Сергием.
Пересыльные тюрьмы – ярославская, вологодская, ленинградская: сентябрь – октябрь 1936 года.
Беломорские лагеря: ноябрь 1936 года – июнь 1941 года.
Работал инкассатором в г. Медвежьегорске: декабрь 1936 года – январь 1937 года.
За похищенные у меня деньги в сумме 1000 руб. взыскана эта сумма и прибавлен один год заключения: февраль 1937 года.

Арестован перед майскими праздниками 1937 года и вывезен в дальний лагпункт: апрель 1937 года.
Возвращен после праздников в Медвежьегорск: май 1937 года.
Отправлен на лагпункт в Водораздельное отделение: май 1937 года.
Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады.

Арестован и без предъявления обвинения заключен в штрафизолятор: август 1937 года. По милости Божией избежал великой опасности. Многие бывшие со мной остались там навсегда.
Освобожден: октябрь 1937 года.

Арестован перед октябрьскими праздниками и отправлен в штрафизолятор: октябрь 1937 года.
Возвращен на прежний лагпункт: декабрь 1938 года.

Арестован перед майскими праздниками и заключен в КУР (камеру усиленного режима): 30 апреля 1938 года.
Возвращен на прежний лагпункт: 3 мая 1938 года.
В начале войны этапирован в онежские лагеря: июнь – июль 1941 года. Прошли пешком около 400 км, неся на себе свои вещи.
Работал на лесобирже. Нормы не вырабатывал, был на штрафном пайке, работал дневальным. Голодал, не было ни денег, ни посылок.
Был доходягой: июль 1941 года – июнь 1942 года.
Всего на этот раз в заключении пробыл:
– по приговору: 18 апреля 1936 года – 18 апреля 1942 года.
– без приговора, сверх срока: 18 апреля – 30 июня 1942 года.
Бессрочная высылка в Омскую область.
Совхоз Голышманово. Ночной сторож на огороде: июль – ноябрь 1942 года.
Ишим: декабрь 1942 года – ноябрь 1943 года.
До сих пор все даты указаны по старому стилю. Начиная от настоящей даты, все дальнейшие будут по новому стилю.

Арестован 7 ноября 1943 года.
Тюрьмы: ишимская, омская. Московские – внутренняя (Лубянка, 2), военная Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская: ноябрь 1943 года – июнь 1944 года.
Приговор: 8 лет заключения.
Начало срока 9 ноября 1943 года.
Сибирские лагеря:
– полевые работы: август – сентябрь 1944 года;
– ассенизатор: сентябрь 1944 года – август 1946 года.

Арестован: август 1946 года.
Мариинский пересыльный пункт.
Московские тюрьмы – внутренняя, Бутырская, Краснопресненская: август – ноябрь 1946 года.
Темниковские лагеря – плетение лаптей: декабрь 1946 года – июль 1947 года.
Дубравлаг. Инвалид, без работы по возрасту (в июле 1947 года исполнилось 60 лет). Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов), архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский): июль 1947 года – май 1954 года.
Зубово-Полянский дом инвалидов: 18 мая 1954 года – 7 марта 1955 года.
Всего в этот раз в заключении:
– по приговору: 9 ноября 1943 года – 9 ноября 1951 года;
– без приговора, сверх срока: 9 ноября 1951 года – 7 марта 1955 года.
Освобожден из инвалидного дома на иждивение Г. Г. Седова 7 марта 1955 года.
В Тутаеве: 10 марта – 24 октября 1955 года.
В Петушках с 24 октября 1955 года.

27 июня (ст. ст.) 1954 года исполнилось 33 года архиерейства.
За это время:
– на епархиальном служении: 2 года 9 месяцев 2 дня;
– на свободе, но не у дел: 2 года 8 месяцев 2 дня;
– в изгнании: 6 лет 7 месяцев 24 дня;
– в узах и "горьких" работах: 21 год 11 месяцев и 12 дней.

Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем более ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовью, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года и 4 месяца мне было прислано 72 посылки (в среднем около 30 в год), то в последний, 1954 год, их было уже 200.
Да не оставит Господь Своею милостию моих благодетелей. Верю: изречет Он им во оный день:
Приидите, благословеннии... в темнице был Я, и вы посетили Меня... (Мф. 25, 34-36) своею любовию, своими заботами и попечением.

Август 1944–1946 год – 72 посылки.
1947–1948 годы – 108 посылок.
1949 год – 87 посылок.
1950 год – 141 посылка.
1951 год – 46 посылок.
1952 год – 161 посылка.
1953 год – 169 посылок.
1954 год – 200 посылок.
1955 год – 36 посылок.
Итого: 1120 посылок.
Сверх того, 4 посылки за это время были возвращены, некоторые – только по капризу цензора.

Епископ Афанасий".

* * *

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник, причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. На очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 октября 2012 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.

Тропарь, глас 4

Славы Божия ревнителя и благолепия церковнаго блюстителя, тесным житием и многими подвиги великому иерарху Александрийскому подобника, святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии. Сей бо присно молится о спасении земнаго Отечества своего и о всех живущих в нем, велегласно с любовию взывая: Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение.

Кондак, глас 3

Днесь Афанасий святитель, Христов исповедник и праведник, в невечернем Царстве Славы светло ликует и в сонме всех Русских святых, всесоставным гласом победную песнь воспевая, прилежно молит о нас Превечнаго Триединаго Бога.

По материалам книги Елены Апушкиной "Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)" и сайта Издательства Московской Патриархии.

28 октября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи