Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III возглавляет эту древнюю кафедру всего два года и уже дважды посетил Россию. В ноябре 2023 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о награждении Католикоса «за большой вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами» государственной наградой России — орденом Дружбы. О тесных связях русского и ассирийского народов, диалоге Русской Православной Церкви и Ассирийской Церкви Востока и целях своего служения Святейший Мар Ава рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
9 апреля 2024 г. 14:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25) В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Имейте добрую память Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-версия.
21 октября 2023 г. 13:00
Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта Ровно 55 лет назад, 25 июля 1968 года, делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) приняла участие в торжествах Коптской Церкви в честь 1900-летия мученической кончины апостола и евангелиста Марка и освящения кафедрального собора святого Марка в Каире. Святейший Патриарх Алексий I в послании Патриарху Коптскому Кириллу VI тогда отметил: «Мы уповаем на упрочение взаимосвязей между нашими Церквами в будущем». Слова Святейшего оказались пророческими: с того времени отношения Русской и Коптской Церквей успешно развиваются. PDF-версия.
24 июля 2023 г. 16:00
Митрополит Абрахам МАР СТЕФАНОС: «Мы во многом единодушны» Делегация Маланкарской Церкви, принявшая участие в заседании Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью, посетила Россию 24-27 апреля 2023 года. По итогам заседания был принят Меморандум, касающийся дальнейшего развития основных направлений двустороннего сотрудничества. О том, как проходит диалог двух Церквей, какие стратегические задачи удается решать, как живут христиане в Индии и почему русская святая XX века блаженная Матрона Московская нашла отклик в индийской душе, митрополит Абрахам Мар Стефанос, глава епархии Великобритании, Европы и Африки Маланкарской Церкви, рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
23 июня 2023 г. 15:00
Понять русскую душу через молитву В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.
18 мая 2023 г. 14:00
Вышел в свет №10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Недавно у Церкви появился еще один живой пример для подражания — решением Священного Синода от 25 августа 2022 года в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя священноисповедника Михаила Союзова. Он был настоятелем Князь-Владимирского собора в Петрограде, осужден по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года.
11 октября 2022 г. 13:30
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
Циничная афера на уровне государства Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
|
28 октября 2012 г.
К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова)Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года. Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных "жребиях" имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: "Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом?" (Она сама была врач) — он ответил: "Нет, мама крестная, я буду архиереем". Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию. Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, "умылся" без воды, и заминка в службе была сглажена. Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя. При этом постриг молодого человека откладывался, поскольку Сергей настаивал на сохранении своего имени в монашестве, против чего категорически возражал преосвященный отец ректор Феодор (Поздеевский). Наконец, 12 октября 1912 года выпускник академии Сергей Сахаров был пострижен в монашество с именем святителя Афанасия Пателария, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Через два дня, 14 октября, его посвятили во иеродиакона, а 17 октября — в сан иерея. Нового иеромонаха назначили преподавателем Полтавской Духовной Семинарии по литургике и гомилетике. В Полтаве он прослужил всего один учебный год (с октября 1912 года по сентябрь 1913 года). Тогда же стало известно, что преподаватель по литургике и гомилетике требуется во Владимирской семинарии. Свое прошение в Синод о переводе на родину отец Афанасий решил подать лично и, приехав в Санкт-Петербург, прямо с вокзала направился к обер-прокурору Святейшего Синода Владимиру Саблеру. Тот был одет в парадную форму и готовился куда-то ехать сопровождать Государя, но, увидев молодого иеромонаха, спросил: "Чего вы, батенька, хотите?" Отец Афанасий изложил свою просьбу. Саблер поинтересовался у секретаря, не подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую Семинарию, и тут же приказал внести в приказ имя иеромонаха Сахарова. В 1914 году на место епископа Николая во Владимирскую епархию был назначен преосвященный Алексий, человек резкий, придирчивый и деспотичный. Однако после революции 1917 года съезд духовенства и мирян епархии постановил отрешить его от кафедры, избрав на это место архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), кандидатуру которого горячо поддерживал иеромонах Афанасий. Считая насущно необходимым делом исправление нового издания богослужебных книг, отец Афанасий очень уважал митрополита Сергия. Популярность иеромонаха Афанасия в народе росла. Он и личный секретарь митрополита Сергия иеромонах Серафим наперебой произносили проповеди, организовав даже "проповеднический кружок". Любили отца Афанасия и за добродушный характер. Тот же Владимирский съезд избирал представителей на Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 года. От монашествующих был избран и преподаватель Владимирской Семинарии иеромонах Афанасий (Сахаров). Будучи специалистом по литургике, иеромонах Афанасий работал в богослужебном отделе Собора. Вместе с профессором-египтологом Борисом Тураевым принимал участие в составлении службы Всем Русским святым, которая в числе прочих была запрещена Патриархом Никоном, "зане в греческих типицех не обретается". В синодальный период текст оказался утрачен, а сам праздник забыт. Работу над этим богослужебным текстом Владыка Афанасий продолжал и в последние годы своей жизни. По обстоятельствам времени после восстановления патриаршества и решения наиболее неотложных дел Поместный Собор был преждевременно закрыт. Ко времени иеромонашества отца Афанасия относится рассказ о том, как происходило вскрытие мощей владимирских чудотворцев и как затем они были выставлены напоказ. Вскрытие 1919 года установило, что тело святого благоверного князя Глеба Андреевича, умершего в 1174 году, оказалось мягким и, спустя века, кожу можно было схватить пальцами: она отставала, как у живого. Святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу татары отсекли голову в бою 1238 года. При вскрытии мощей в 1919 году подтвердилось, что она приросла к телу, однако шейные позвонки были смещены и срослись неправильно. Вскрывавший мощи врач заявил впоследствии о наличии чудесного факта. В Успенском кафедральном соборе Владимира расставили длинные столы, покрыв их церковными покровами, на которых аккуратно расположили святые мощи. В ожидании народа владимирское духовенство установило в соборе дежурство по два человека, и первыми дежурили иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов с чрезвычайно высоким голосом. Едва открылись двери, как он громко возгласил: "Благословен Бог наш...", — а в ответ ему под сводами древнего собора разнеслось звонкое до пронзительности "аминь", и начался молебен владимирским угодникам. Входящий народ стал креститься, класть поклоны и ставить свечи у мощей. Таким образом, намеченное богохульство обратилось в торжественное богослужение у святынь. Инициатором установления дежурств был иеромонах Афанасий, который тогда уже был членом епархиального совета как представитель монашествующих (1918-1920). В сан архимандрита иеромонах Афанасий (Сахаров) был возведен 2 февраля 1920 года и 10 февраля назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря Владимира, прослужив в обители до ее закрытия: с 1 июля 1921 года он стал настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского. Архиерейская митра стала для него подлинно терновым венцом... После кончины владыки в его бумагах был найден следующий документ, раскрывающий всю глубину его исповеднического подвига. "Этапы и даты моей жизни: Родился 2 июля 1887 года. Скончался отец 23 февраля 1889 года. Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы. Начал прислуживать в алтаре в августе 1899 года. Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем в 1902–1906 годы. То же и иподиаконом в 1906–1908 годы. Посвящен в первую степень церковного клира – в чтеца – 6 мая 1907 года. Московская духовная академия: 1908–1912 годы. Пострижен в монашество 12 октября 1912 года. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года. Преподаватель Полтавской духовной семинарии: ноябрь 1912 года – сентябрь 1913 года. Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы. Член Поместного Всероссийского Собора: январь – сентябрь 1918 года. Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы. Наместник владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года. Арестован 17 марта 1922 года. В срочном порядке препровожден в реввоентрибунал и освобожден 18 марта 1922 года. Арестован в Великую Среду 30 марта 1922 года. В заключении во владимирской тюрьме был с митр. Сергием (Страгородским), архиеп. Вятским Павлом (Борисовским), еп. Суздальским Василием (Зуммером). Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 года. Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года. Арестован 15 июля 1922 года. Во владимирской тюрьме был с еп. Муромским Серафимом (Руженцевым). Без допроса освобожден 25 июля 1922 года. Арестован 10 сентября 1922 года. Во владимирской тюрьме был с еп. Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиеп. Астраханским Фаддеем (Успенским), еп. Звенигородским Николаем (Добронравовым), еп. Вязниковским Корнилием (Соболевым), еп. Переславским Дамианом (Воскресенским) и еп. Суздальским Василием (Зуммером). Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край, считая началом срока 14 ноября 1922 года. В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся во изгнание 16 февраля 1923 года. Этап. Конец апреля – начало мая 1923 года. Вятская внутренняя тюрьма. В этапе следовал с епископом Дмитровский Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем): май 1923 года. Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), епископ Звенигородский Николай (Добронравов): май 1923 года. Усть-Вымь: июнь – июль 1923 года. Усть-Сысольск: июль 1923 года – июль 1924 года (епископ Старо-Уфимский Аввакум [Боровков]). В Усть-Сысольском нарсуде пересуд по делу о ценностях: апрель 1924 года. Приговор: один год заключения. По кассации за давностью дело прекращено. Село Усть-Кулома. Митр. Кирилл (Смирнов), еп. Кинешемский Василий (Преображенский): июль 1924 года. Село Керчемье: июль 1924 года – январь 1925 года. Пробыл в Зырянском крае по приговору: май 1923 года – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 года – 20 января 1925 года. Возвратился во Владимир на церковное делание: февраль 1925 года. Арестован в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и препровожден во Владимир для "выяснения личности": 9 сентября 1925 года. Освобожден 10 сентября 1925 года. Арестован 2 января 1926 года. Освобожден 2 марта 1926 года. Назначен управ. Ивановской епархией: ноябрь 1926 года. Написал одну резолюцию – назначил преподавателя Владимирского духовного училища Мих. Алек. В <неразб.> на священническое место в г. Шую. Предложено добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами: декабрь 1926 года. Отказался оставить вверенную паству. На замечание: "Если виновен – судите" получен ответ: "Нам невыгодно Вас судить". Арестован 2 января 1927 года. Московская предварительная тюрьма (Лубянка, 14). Бутырская [тюрьма] – епископ Читинский Никифор [Ефимов?]. Внутренняя тюрьма (Лубянка, 2). В одиночке с митрополитом Горьковским Сергием. За "принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским", – три года соловецких лагерей, а глава "группы" митрополит Сергий получил свободу и вернулся к возглавлению церковного управления. Этап: апрель – май 1927 года. На этапе мои "однодельцы": архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) и епископ Печерский Григорий (Козлов). Ленинградская пересыльная тюрьма: май – июнь 1927 года. Попов остров. Архиепископ Воронежский Петр (Зверев), архиепископ Корнилий, епископ Григорий, епископ Дмитровский Иоасаф (Жевахов), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов). Сторож Рыбпрома: июнь 1927 года – июнь 1928 года. Приезжала на свидание мама. Жил с ней в с. Сороке. Простился 13 ноября 1927 года. Это было последнее с ней прощание. Архиепископ Свердловский Корнилий, епископ Красноярский Амфилохий [Скворцов], епископ Златоустовский (?) Рафаил [Гумилевский]. Командировка. Чупа-пристань. Сторож, счетовод хозчасти: июнь – июль 1928 года. Попов остров: август – сентябрь 1928 года. Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 года. Возращен на Попов остров 1 января 1930 года. Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года. Пробыл в соловецких лагерях: – по приговору: июнь 1927 года – 2 января 1930 года; Этапирован в Туруханский край на три года. 27 июня (ст. ст.) 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем более ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовью, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года и 4 месяца мне было прислано 72 посылки (в среднем около 30 в год), то в последний, 1954 год, их было уже 200. Август 1944–1946 год – 72 посылки. Епископ Афанасий". * * * Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник, причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. На очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 октября 2012 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому. Тропарь, глас 4 Славы Божия ревнителя и благолепия церковнаго блюстителя, тесным житием и многими подвиги великому иерарху Александрийскому подобника, святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии. Сей бо присно молится о спасении земнаго Отечества своего и о всех живущих в нем, велегласно с любовию взывая: Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение. Кондак, глас 3 Днесь Афанасий святитель, Христов исповедник и праведник, в невечернем Царстве Славы светло ликует и в сонме всех Русских святых, всесоставным гласом победную песнь воспевая, прилежно молит о нас Превечнаго Триединаго Бога. По материалам книги Елены Апушкиной "Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)" и сайта Издательства Московской Патриархии.
28 октября 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|