iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Аналитика
Федеральный закон о "Некоммерческих организациях"
ЖМП № 8 август 2012 /  30 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Государственная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций

Определение социально ориентированных некоммерческих организаций содержит ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", введенная Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ о государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Социально ориентированными являются некоммерческие организации при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальной поддержки и защиты граждан;

2) подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказании помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охраны окружающей среды и защита животных;

5) охраны и в соответствии с установленными требованиями содержания объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказания юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактики социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности, а также содействия духовному развитию личности;

10) других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Религиозные организации и созданные ими некоммерческие организации (учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, иные некоммерческие организации) являются СОНКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами вышеуказанных видов деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную и др. поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и религиозным СОНКО.

В рамках реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ был принят ряд подзаконных актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. № 276 внесены изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации в части наделения данного министерства полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СОНКО, а также по определению порядка ведения реестров СОНКО – получателей поддержки, и ведению такого реестра.

Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций

Приказ Минэкономразвития РФ от 17 мая 2011 г. № 223 "О ведении реестров СОНКО – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" определяет порядок ведения реестров СОНКО – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями. Основанием для влючения организации в реестр получателей поддержки является решение органа государственной власти о ее предоставлении. Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО – получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.

Правила предоставления субсидий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержики СОНКО, а также Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СОНКО.

В соответствии с этими Правилам, субсидии из федерального бюджета предоставляются СОНКО в целях реализации программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки СОНКО по основным направлениям их деятельности; выявлению, обобщению и распространению лучшей практики реализации проектов СОНКО, в том числе посредством проведения конференций и семинаров; содействию привлечения СОНКО труда добровольцев (п. 2 Правил). В качестве приоритетных направлений оказания поддержки СОНКО указываются следующие:

а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства (проекты в области профилактики отказов матерей от детей при их рождении, содействия устройству детей в семьи, поддержки семей в трудной жизненной ситуации, содействия социальной адаптации воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа, содействия профилактике правонарушений несовершеннолетних, поддержки многодетных семей, неполных семей с двумя и более детьми и пр.);

б) повышение качества жизни людей пожилого возраста (проекты в области оказания услуг социального обслуживания одиноких граждан пожилого возраста, социальной поддержки граждан пожилого возраста, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, содействия дополнительному образованию социализации и занятости граждан пожилого возраста);

в) социальная адаптация инвалидов и их семей (проекты в области оказания услуг социального обслуживания инвалидов, содействия занятости инвалидов, поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие развитию образования инвалидов);

г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии (проекты в оббласти создания и развития организаций дошкольного образования, детских и молодежных кружков, секций, проведения молодежных научных экспедиций, лагерей отдыха и пр.);

д) развитие межнационального сотрудничества (проекты в области развития практики межнационального сотрудничества, обеспечивающей предупреждение возникновения и обострения межнациональной напряженности в обществе).

Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов Министерству экономического развития Российской Федерации дополнительно выделены средства в целях осуществления следующих мероприятий по поддержке СОНКО:

- повышение квалификации работников СОНКО;

- методическое обеспечение организации обучения работников СОНКО в образовательных учреждениях;

- организация и сопровождение дистанционного обучения работников СОНКО;

- проведение организационных и учебно-методических семинаров;

- проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СОНКО;

- информационная поддержка реализации мероприятий по поддержке СОНКО.

Социально ориентированные некоммерческие организации могут получить государственную поддержку

- из средств федерального бюджета;

- из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил предоставления субсидий субъекты Российской Федерации могут предоставить СОНКО не только финансовую, но также и имущественную поддержку в форме предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ на реализацию программ поддержки СОНКО на основании соглашения о предоставлении субсидии, ежегодно заключаемого Минэкономразвития с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям по результатам конкурса, проводимого Минэкономразвития. Субсидии предоставляются прошедшим конкурсный отбор СОНКО в соответствии с соглашениями между Минэкономразвития и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Кроме того, Министерство экономического развития России разработало методические материалы по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с п. 3, пп. 3.2.1. Методических материалов субъекты Российской Федерации могут определить иные, помимо вышеуказанных, приоритетные направления и мероприятия, на реализацию которых будут предоставляться субсидии из региональных бюджетов.

В соответствии с Методическими материалами порядок и условия конкурсного предоставления субсидий из региональных бюджетов должны предусматриваться региональными программами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие программы были утверждены субъектами Российской Федерации в 2011 году.

Согласно пп. 3.2.2. Методических материалов в состав региональных программ поддержки СОНКО рекомендуется включать мероприятия, направленные на предоставление им в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе, в том числе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы, а также передачу в пользование движимого имущества.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать перечни государственного имущества, которое может предоставляться социально ориентированным некоммерческим организациям на указанных условиях. Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования данных перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) пользование включенного в них государственного имущества устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

30 июля 2012 г.
Ключевые слова: законодательство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи