iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Аналитика
Федеральный закон о "Некоммерческих организациях"
ЖМП № 8 август 2012 /  30 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Государственная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций

Определение социально ориентированных некоммерческих организаций содержит ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", введенная Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ о государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Социально ориентированными являются некоммерческие организации при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальной поддержки и защиты граждан;

2) подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказании помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охраны окружающей среды и защита животных;

5) охраны и в соответствии с установленными требованиями содержания объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказания юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактики социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности, а также содействия духовному развитию личности;

10) других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Религиозные организации и созданные ими некоммерческие организации (учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, иные некоммерческие организации) являются СОНКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами вышеуказанных видов деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную и др. поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и религиозным СОНКО.

В рамках реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ был принят ряд подзаконных актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. № 276 внесены изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации в части наделения данного министерства полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СОНКО, а также по определению порядка ведения реестров СОНКО – получателей поддержки, и ведению такого реестра.

Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций

Приказ Минэкономразвития РФ от 17 мая 2011 г. № 223 "О ведении реестров СОНКО – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" определяет порядок ведения реестров СОНКО – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями. Основанием для влючения организации в реестр получателей поддержки является решение органа государственной власти о ее предоставлении. Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО – получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.

Правила предоставления субсидий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержики СОНКО, а также Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СОНКО.

В соответствии с этими Правилам, субсидии из федерального бюджета предоставляются СОНКО в целях реализации программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки СОНКО по основным направлениям их деятельности; выявлению, обобщению и распространению лучшей практики реализации проектов СОНКО, в том числе посредством проведения конференций и семинаров; содействию привлечения СОНКО труда добровольцев (п. 2 Правил). В качестве приоритетных направлений оказания поддержки СОНКО указываются следующие:

а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства (проекты в области профилактики отказов матерей от детей при их рождении, содействия устройству детей в семьи, поддержки семей в трудной жизненной ситуации, содействия социальной адаптации воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа, содействия профилактике правонарушений несовершеннолетних, поддержки многодетных семей, неполных семей с двумя и более детьми и пр.);

б) повышение качества жизни людей пожилого возраста (проекты в области оказания услуг социального обслуживания одиноких граждан пожилого возраста, социальной поддержки граждан пожилого возраста, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, содействия дополнительному образованию социализации и занятости граждан пожилого возраста);

в) социальная адаптация инвалидов и их семей (проекты в области оказания услуг социального обслуживания инвалидов, содействия занятости инвалидов, поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие развитию образования инвалидов);

г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии (проекты в оббласти создания и развития организаций дошкольного образования, детских и молодежных кружков, секций, проведения молодежных научных экспедиций, лагерей отдыха и пр.);

д) развитие межнационального сотрудничества (проекты в области развития практики межнационального сотрудничества, обеспечивающей предупреждение возникновения и обострения межнациональной напряженности в обществе).

Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов Министерству экономического развития Российской Федерации дополнительно выделены средства в целях осуществления следующих мероприятий по поддержке СОНКО:

- повышение квалификации работников СОНКО;

- методическое обеспечение организации обучения работников СОНКО в образовательных учреждениях;

- организация и сопровождение дистанционного обучения работников СОНКО;

- проведение организационных и учебно-методических семинаров;

- проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СОНКО;

- информационная поддержка реализации мероприятий по поддержке СОНКО.

Социально ориентированные некоммерческие организации могут получить государственную поддержку

- из средств федерального бюджета;

- из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил предоставления субсидий субъекты Российской Федерации могут предоставить СОНКО не только финансовую, но также и имущественную поддержку в форме предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ на реализацию программ поддержки СОНКО на основании соглашения о предоставлении субсидии, ежегодно заключаемого Минэкономразвития с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям по результатам конкурса, проводимого Минэкономразвития. Субсидии предоставляются прошедшим конкурсный отбор СОНКО в соответствии с соглашениями между Минэкономразвития и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Кроме того, Министерство экономического развития России разработало методические материалы по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с п. 3, пп. 3.2.1. Методических материалов субъекты Российской Федерации могут определить иные, помимо вышеуказанных, приоритетные направления и мероприятия, на реализацию которых будут предоставляться субсидии из региональных бюджетов.

В соответствии с Методическими материалами порядок и условия конкурсного предоставления субсидий из региональных бюджетов должны предусматриваться региональными программами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие программы были утверждены субъектами Российской Федерации в 2011 году.

Согласно пп. 3.2.2. Методических материалов в состав региональных программ поддержки СОНКО рекомендуется включать мероприятия, направленные на предоставление им в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе, в том числе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы, а также передачу в пользование движимого имущества.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать перечни государственного имущества, которое может предоставляться социально ориентированным некоммерческим организациям на указанных условиях. Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования данных перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) пользование включенного в них государственного имущества устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

30 июля 2012 г.
Ключевые слова: законодательство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00