выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Репортажи
Преображенский храм в селе Нестерове. Современное состояние
ЖМП № 9 сентябрь 2015 /  7 октября 2015 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Преображение по-рузски

СТАРИННУЮ ПОДМОСКОВНУЮ ЦЕРКОВЬ УДАЛОСЬ УБЕРЕЧЬ ОТ ПРОДАЖИ

В следующем месяце Рузское благочиние вступит в бессрочное владение храмом Преображения Господня в селе Нестерове, обещает районная администрация. Затянувшаяся история с передачей храма общине, превращенного в советские годы в общежитие, благодаря решительному вмешательству местных чиновников, наконец, подходит к концу.

Храм как капитал

Храм Преображения Господня на крутом москворецком берегу в селе Нестерове в советское время разделил участь большинства своих собратьев, не отнесенных рабоче-крестьянской властью к архитектурным памятникам. В 1948 году в бывшей помещичьей усадьбе Ивинских возник оздоровительный лагерь для детей сотрудников органов госбезопасности «Лесная застава». Церковное здание приспособили под общежитие его сотрудников: в самом четверике оборудовали кладовую, колокольню превратили в санузел с водонапорным баком, а меж ними соорудили безликую двухэтажную «деревяшку» с жилыми клетушками.

Вероятно, возвращение храма в лоно Церкви проходило бы менее болезненно, не стань весь лагерь вместе с «общежитием № 3», в качестве которого храмовое здание проходило по документам, предметом хитроумной серии сделок. Сначала российское правительство в январе 2000 года передало его из ведома Военно-медицинского управления ФСБ в муниципальную собственность Рузского района1 (сам лагерь в этот момент уже именуется бывшим). Через полтора года, в августе 2001 года, местные власти подарили его Всероссийскому общественному фонду инвалидов Вооруженных сил, пограничных войск, службы безопасности и правоохранительных органов «Единение». Еще полгода спустя подмосковные власти, спохватившись, отнесли храм к объек­там культурного наследия регионального значения2. Но это ничуть не помешало упомянутому «Единению» внести лагерь в качестве взноса в уставный капитал инвестиционно-строительной промышленной фирмы «Нестерово». Наконец, в 2005 году «Нестерово» вносит его — опять же в качестве взноса — в уставный фонд нового общества с ограниченной ответственностью «Лесная застава».

Всё это время в жилых комнатах обитали люди. И только в 2007 году удалось расселить «общежитие № 3».

Царский подарок

В этот момент подмосковное Министерство культуры предложило фактическому пользователю памятника — приходу — в лице настоятеля протоиерея Вячеслава Осипова заключить охранный договор на здание. Молебны тогда удавалось проводить только рядом с храмом — под открытым небом.

Затем у храма сменился настоятель. Под руководством священника Артемия Андреева прихожане установили временный иконостас, удалили чужеродные внутренние перегородки и после чина малого освящения с разрешения руководства «Лесной заставы» начали регулярно (по субботам и воскресеньям) молиться уже в самой церкви. Однако, по мнению отца Артемия, приходская организация оказалась в двусмысленной ситуации: не обладая никакими правами на здание, по имущественным документам по-прежнему проходящее как общежитие, она несла всю полноту ответственности за сохранность памятника. Чтобы избавиться от таких двойных стандартов, священник встретился с собственником «Лесной заставы».

«Как заявил мне собственник этой фирмы Юрий Галиусов, он был не против передать нам здание храма в постоянное пользование, да еще и с небольшим земельным участком, — вспоминает священнослужитель. — Земли, правда, нам доставалось маловато, но собственник предложил остальное, если появится такое желание, впоследствии выкупить по коммерческой цене. Это выглядело логично. Правда, как объяснил Юрий Федорович, на недвижимость в тот момент имелись обременения, поэтому следовало немного подождать».

«Немного» растянулось на восемь лет. Всё это время «Лесная застава» речь о деньгах не вела.

Нежданный забор

«А в начале июня этого года со стороны основной части лагеря вырос высокий забор, мне и прихожанам запретили пользоваться обычной калиткой, — говорит протоиерей Артемий Андреев. — Юрист "Лесной заставы" Андрей Мешков озвучил решение собственника, предложил нам выкупить храмовое здание за 3,2 млн рублей. Он объяснил это тем, что они как владельцы платят в казну со сделки налоги (хотя ни один закон не запрещал им просто передать нам храм-памятник в дар, как ранее и предполагалось). Несколько позднее прозвучало новое предложение: 1 млн 64 тыс. рублей».

Всё это в мельчайших подробностях, как неприятный сон, стало напоминать историю с выставленным на торги Александро-Невским храмом в Благовещенском переулке Москвы — домовой церковью бывшего Комиссаровского училища (сайт «Церковный вестник» подробно освещал ее в публикациях 15 октября 2012 года и 13 марта 2015 года). Как и нестеровский храм, та церковь в советские годы также принадлежала силовым структурам — Московскому военному институту Министерства обороны. Как и в Нестерове, в начале 2000-х годов от нее отказались как от непрофильного актива. И тут и там новые собственники обещали передать храмы прихожанам. И тут и там, столкнувшись с новыми экономическими условиями, после признания зданий вновь выявленными памятниками они передумали.

Правда, московское ООО «Виченза» свои деньги все-таки получило. Простоявший два с половиной года пустым Александро-Невский храм, по словам его настоятеля протоиерея Владимира Антонова, выкупил один сочувствующий меценат. События же в Рузском районе пошли несколько иным путем.

Удачный прецедент

Рузская прокуратура проверила имущественную историю храмового здания и усмотрела в том самом презенте 2001 года фонду «Единение» признаки нарушения закона о приватизации. Правда, сроки давности истекли, так что оспаривать право «Лесной заставы» на «общежитие» никто не собирался. У районной администрации нашлись другие аргументы.

Какие — замглавы администрации Елизавета Назарьева предпочитает не афишировать. Однако факт остается фактом: столкнувшись с зарождающимся имущественным конфликтом, районные власти оперативно собрали согласительную комиссию, которая в режиме рабочей группы уже через несколько заседаний пришла к приемлемому варианту.

«Директор "Лесной заставы" Александр Бульба официально попросил администрацию района принять в муниципальную собственность здание храма с землей под ним, — рассказала Назарьева "Церковному Вестнику". — Параллельно на небольшой (около 11 соток) земельный участок рядом с храмом будет оформлен публичный сервитут, то есть прихожане смогут беспрепятственно пользоваться им и проходить к церкви. Остальная земля бывшего лагеря остается в полном ведении "Лесной заставы", она может распоряжаться ею в своих целях. Правда, для окончательной подготовки документов понадобится время, ведь вопрос о принятии недвижимости на баланс должен рассмотреть районный совет депутатов. Думаю, все бумаги мы оформим к октябрю, после чего в право постоянного бессрочного пользования Преображенским храмом вступит Рузское благочиние».

Александр Бульба, прибывший на очередное заседание согласительной комиссии в здание администрации, от любых комментариев «ЦВ» отказался, предложив адресовать все интересующие вопросы официальному владельцу его фирмы — вышестоящей коммерческой структуре. Но и там редакционное обращение проигнорировали. Видимо, найденное на районном уровне решение счастливым образом устроило все стороны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 П. 1 распоряжения Правительства РФ № 101-р от 21 января 2000 г.4

2 Постановление Правительства Московской обл. № 84/9 от 15 марта 2002 г.

 

Историческая справка

Существующее здание церкви выстроено в 1824 г. на круче правого берега Москвы-реки на средства местной помещицы Ольги Ивинской вместо предшествовавшего деревянного. Колокольня сооружена отдельно от храма. Первоначальное число престолов два: помимо основного дополнительный во имя Казанской иконы Божией Матери. Здания усадьбы полностью разрушены.

7 октября 2015 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00