выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Троицкий собор, Никоновский придел и Серапионова палатка с южной стороны. Фото 1939 года.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  14 мая 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Как открывали Лавру

ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА НАЗАД В ХРАМАХ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ВОЗОБНОВИЛИСЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

В январе 1918 года согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все монастыри в России юридически объявлялись трудовыми артелями. Лавра не стала исключением. А 10 ноября 1919 года решением исполкома Сергиевского уезда она прекратила свое существование в качестве действующего монастыря. PDF-версия.

Братию выселили из келий. Кто-то остался служить в «малой Лавре» — на Пятницком подворье. Другие находились в ссылке, последний наместник архимандрит Кронид (Любимов; † 1937) был расстрелян на Бутовском полигоне и захоронен там же в безвестной могиле. Но преподобный Сергий «не забыл убогих своих до конца», и 20 апреля 1920 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художест­венных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Это решение было единственно правильным для спасения древней обители, ведь в то время подвергались ликвидации и полному уничтожению многие монастыри и храмы. 

Спустя почти четверть века Патриарх Алексий I начинает борьбу за возобновление монашеской жизни в святом для каждого русского человека месте. В августе 1945 года он обращается в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР с просьбой о передаче Троице-Сергиевой лавры в церковное ведение. 4 сентября 1945 года последовало решение: Московской Патриархии передавались Успенский собор, серебряная рака с мощами преподобного Сергия и здание Московской духовной академии. 25 сентября Первосвятитель утверждает в должности первого лаврского наместника архимандрита Гурия (Егорова). Отец Гурий неоднократно сталкивался с трудностями во взаимоотношениях с администрацией Загорского музея. И лишь 15 апреля 1946 года Пат­риархия приняла от музея-заповедника в бессрочное бесплатное пользование находящийся в городе Загорске «каменный Успенский собор XVI века с предметами культа». Докладывая заместителю председателя Совета министров ­СССР Клименту Ворошилову, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов писал об этом: «Открытие собора в Лавре явилось большим событием в жизни Русской Православной Церкви. <…> Оно вызвало также многочисленные отклики за границей. Ряд иностранных газет расценивали открытие Успенского собора в Лавре как весьма положительный акт со стороны Советского Правительства. Большой интерес к Лавре проявляют представители иностранных посольств в Москве, которые являются довольно частыми посетителями Лавры».

Также читайте на нашем сайте: иеромонах Пафнутий (Фокин). "Первая Пасха после четвертьвекового забвения";

Протопресвитер Владимир Диваков. "Поехали, Лавру открывают"

Валентин Серпенинов
14 мая 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00