iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Аналитика
Троицкий собор, Никоновский придел и Серапионова палатка с южной стороны. Фото 1939 года.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  14 мая 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Как открывали Лавру

ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА НАЗАД В ХРАМАХ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ВОЗОБНОВИЛИСЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

В январе 1918 года согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все монастыри в России юридически объявлялись трудовыми артелями. Лавра не стала исключением. А 10 ноября 1919 года решением исполкома Сергиевского уезда она прекратила свое существование в качестве действующего монастыря. PDF-версия.

Братию выселили из келий. Кто-то остался служить в «малой Лавре» — на Пятницком подворье. Другие находились в ссылке, последний наместник архимандрит Кронид (Любимов; † 1937) был расстрелян на Бутовском полигоне и захоронен там же в безвестной могиле. Но преподобный Сергий «не забыл убогих своих до конца», и 20 апреля 1920 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художест­венных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Это решение было единственно правильным для спасения древней обители, ведь в то время подвергались ликвидации и полному уничтожению многие монастыри и храмы. 

Спустя почти четверть века Патриарх Алексий I начинает борьбу за возобновление монашеской жизни в святом для каждого русского человека месте. В августе 1945 года он обращается в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР с просьбой о передаче Троице-Сергиевой лавры в церковное ведение. 4 сентября 1945 года последовало решение: Московской Патриархии передавались Успенский собор, серебряная рака с мощами преподобного Сергия и здание Московской духовной академии. 25 сентября Первосвятитель утверждает в должности первого лаврского наместника архимандрита Гурия (Егорова). Отец Гурий неоднократно сталкивался с трудностями во взаимоотношениях с администрацией Загорского музея. И лишь 15 апреля 1946 года Пат­риархия приняла от музея-заповедника в бессрочное бесплатное пользование находящийся в городе Загорске «каменный Успенский собор XVI века с предметами культа». Докладывая заместителю председателя Совета министров ­СССР Клименту Ворошилову, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов писал об этом: «Открытие собора в Лавре явилось большим событием в жизни Русской Православной Церкви. <…> Оно вызвало также многочисленные отклики за границей. Ряд иностранных газет расценивали открытие Успенского собора в Лавре как весьма положительный акт со стороны Советского Правительства. Большой интерес к Лавре проявляют представители иностранных посольств в Москве, которые являются довольно частыми посетителями Лавры».

Также читайте на нашем сайте: иеромонах Пафнутий (Фокин). "Первая Пасха после четвертьвекового забвения";

Протопресвитер Владимир Диваков. "Поехали, Лавру открывают"

Валентин Серпенинов
14 мая 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00