![]()
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Молитвенное правило священника «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
19 июля 2023 г. 15:15
Подвиг смиренного воина Христова Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова)В судьбе архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) отразилась трагическая и полная противоречий история Русской Православной Церкви первой половины ХХ века. Выбрав для себя непростой путь миссионерского служения, архиепископ Авраамий противостоял живоцерковникам-обновленцам на Вятской кафедре, поддерживал осужденных священнослужителей, всеми силами стремился сохранить духовную жизнь во вверенных ему епархиях, сопротивлялся закрытию последнего храма в городе Глазове. Это был скромный, но мужественный и преданный Богу и Церкви пастырь, прошедший тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь и служение которого являются примером подвига исповедничества в истории Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июня 2023 г. 15:00
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
Да поживут по воле Твоей Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнений, отражающих разные аспекты темы. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2023 г. 14:00
Чувствуешь страх — начинай молиться За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2023 г. 16:00
Алтарное послушание – по силам ли детям? «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы алтарного служения, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
3 февраля 2023 г. 13:00
К чему призывает Господь Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, которые знакомят читателей с ответами известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
10 января 2023 г. 13:00
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! PDF-версия.
7 января 2023 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2022 /
1 июля 2022 г. 13:00
Крайнее средствоКОГДА МОЖНО НАЗНАЧАТЬ ЕПИТИМИЮ Господь дал апостолам власть «вязать и решить»: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20, 23). Как священнику пользоваться возможностью «вязать» на практике? В каких случаях он вправе налагать на кающихся епитимии и какие из них приемлемы в наше время, а какие нет? Разбираемся с помощью опытных духовников и пастырей. PDF-версия. Лекарство, а не наказание По своему смыслу епитимия — это средство исправления, лекарство для страдающей души, напоминает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Случается, молодые священники вдохновляются возможностью использовать свою «апостольскую» власть и без достаточных оснований одного отлучают от Причастия, а другому благословляют каждый вечер класть по двадцать земных поклонов. Но в действительности «священник поставлен Богом не для того, чтобы судить, а чтобы вести людей в Царство Небесное», указывает митрополит Феодор. Епитимия — это средство врачевания, развивает ту же мысль епископ Солнечногорский Алексий, наместник Свято-Данилова монастыря. А для врача задача-минимум — не навредить. Поэтому назначать епитимии можно, но с большой осторожностью. Прежде всего епитимия должна быть духовно полезной именно для того исповедника, который стоит в этот момент рядом с пастырем. Тому, кто только начинает свой путь в Церкви, духовник может добавить в ежедневное правило какие-то небольшие молитвы, это уже епитимия, продолжает владыка Алексий. Того, кто никогда не открывал Евангелие, благословить прочесть эту книгу. Кто ни разу в жизни не постился, может, по благословению духовника, хотя бы немного, по мере сил, ограничить себя в еде и развлечениях. Если верующий приходит к Чаше, поссорившись с кем-то из ближних, он должен прежде пойти и примириться с ним. Эту же мысль высказывал настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев († 2020), много лет духовно окормлявший московское духовенство. Он всегда уклонялся накладывать серьезную епитимию: «Это все же крайнее средство». Отец Георгий был уверен, что сегодня пастырь должен призывать людей больше времени уделять молитве, почаще открывать Священное Писание, читать Псалтирь. Нашим современникам и это трудно, ни у кого нет времени на духовную жизнь, а значит, такая епитимия «будет человека назидать, просвещать, зародит в нем спасительный, покаянный дух», объяснял отец Георгий. Задача епитимии — разжечь в сердце кающегося ослабевший из-за греха огонек веры, но никак не в том, чтобы погасить его окончательно, подбросив несоразмерно много поленьев, приводит аналогию настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. «Конечно, мы не можем давать семилетние, как следует по канонам, епитимии, особенно если наш собеседник никогда не ходил в Церковь. Представьте, он в первый раз пришел, а ему говорят: семь лет не причащайся. Он ответит: вау! еще семь лет можно не ходить, не очень-то и хотелось». Быть рядом с кающимся Понимание епитимии как лекарства ставит еще одно важное требование к священнику. Как врач контролирует состояние пациента в больнице, так и пастырь должен следить, какой результат приносит исполнение благословленной им епитимии. Именно об этом говорит 102-е правило Трулльского Собора: налагать трудноисполнимые епитимии (отлучать от Причастия, назначать большое число поклонов и т. п.) можно только при условии, что священник имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за исполнением этих епитимий, их духовной пользой для кающегося, чтобы по мере необходимости корректировать их срок и строгость, наставляет ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев. Если вести такого верующего священник не может или не желает, то наложенная им епитимия недействительна, категоричен отец Владимир. «Как врач узнаёт, чтó его лекарство принесло — пользу или вред? Надо вести пациента, а не бросать его на полпути», — рассуждает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. Вести человека — это значит в том числе заранее соразмерить епитимию с его возможностями. Владыка Феодор вспоминает жалобу одной прихожанки, которая «поехала к какому-то “просветленному старцу”, и тот дал ей задание делать по сто поклонов в день. “А я физически не могу их делать — у меня артрит, давление. Как быть?”». Поэтому вместе с епитимией священник обязательно должен дать мучающемуся угрызениями совести понятный алгоритм действий, продолжает архипастырь: «Если вдруг у тебя что-то случится, ты не сможешь это выполнять — обязательно приди ко мне. Меня не будет — к другому батюшке». Важно, чтобы впавший в грех не оказался пленником ситуации. Назначить епитимию может только духовник Все сказанное означает: и назначать, и отменять епитимии, как правило, может только духовник — священник, который хорошо знает пришедшего к нему человека. Протоиерей Владимир Воробьев не советует спешить, если отменить епитимию, наложенную другим священником, просит незнакомец. Такому визитеру батюшка должен прежде всего объяснить важность регулярной исповеди у одного священника. «Назначать епитимию можно только тому верующему, которого ты знаешь, который у тебя постоянно исповедуется», — в этом был убежден и известный московский духовник, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов († 2020). С ним согласен иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Поляна Липецкой епархии: епитимия должна даваться только духовником и только за тяжкие грехи. Например, если исповедник каждый раз кается в тяжком грехе и не стремится его искоренить, добавляет иерей Андрей Титушкин, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Принцип простой: епитимия может быть тем тяжелее, чем более церковный перед нами человек, уверен декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Павел Хондзинский. Но даже самого воцерковленного христианина, если тот тяжко согрешил, отец Павел не советует отлучать от Причастия более чем на год. Ну а если видишь исповедника впервые? Тогда важно не епитимию ему вручить, а стать свидетелем покаяния, считает отец Андрей Титушкин. А дальше — два варианта: «Либо он осмысливает свой грех и высказывает желание от него избавиться — тогда это покаяние. Либо, если человек не осознает своего греха и не видит ничего плохого в дальнейшем его совершении, то здесь никакого покаяния и нет, разрешительную молитву читать не стоит». Иногда люди, недавно пришедшие в храм, еще только воцерковляющиеся, сами просят духовника назначить им епитимию — «по благочестию, по желанию, чтобы Бог услышал их в покаянии», отмечал протоиерей Георгий Бреев. В таких случаях он советовал дать такому неофиту епитимию, но умеренную. Не требовать больше, чем ты можешь сам Это незыблемый принцип всех опытных духовников. Вот как назначал епитимии, например, известный камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов), вспоминает протоиерей Валериан Кречетов, многолетний духовник московского духовенства, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Акулово: «Дает кому-то пять или десять поклонов, а келейнику говорит: “Запиши”. Тот записывал, а владыка потом суммировал все поклоны и сам за всех клал: “Может, мне и не положено, но я должен отчитаться за них перед Богом”. Если так накладывать епитимии, я думаю, никто не станет раздавать их налево и направо, как сейчас делают некоторые молодые батюшки, — резюмирует отец Валериан. — Посмотри, выдержишь ли сам». «Я знаю таких священников, которые давали епитимию и сами выполняли ее вместе с тем человеком, кому назначили, сообща неся ее тяжесть, — свидетельствует о том же митрополит Волгоградский Феодор. — Скажет батюшка: “Так, 200 поклонов”. А потом думает: “Ну как же он будет столько поклонов-то делать? А вдруг не сможет? А как потом будет отвечать пред Богом за то, что не исполнил моего наставления?” И батюшка делает сам эти 200 поклонов за него. И если на Страшном Суде вдруг предстанут и пастырь, и грешник, то священник скажет: “Я за него это исполнил, он невиновен”». Безусловно, не любые епитимии священнику пристало исполнять самому вместе с духовным чадом, разъясняет архипастырь. Но важен принцип: прежде чем давать наказание или лекарство, примерь его на себя — сможешь ли ты сам понести такое бремя. В этом проявляется пастырская любовь к пришедшему человеку. «Представьте, что у вас в семье больной диабетом ребенок, — приводит пример владыка. — Разве вы не будете вместе воздерживаться от сладкого и не захотите разделить с ним его крест хотя бы отчасти? Это зависит от силы вашей любви». Отлучать от Причастия — только в исключительных случаях Отлучение от Причастия — самый строгий из возможных видов епитимии. В каких случаях можно прибегать к этому крайнему средству? В отдельных ситуациях можно, считает протоиерей Феодор Бородин, но всякий раз внятно объясняя согрешившему причины такого решения и четко определяя, когда тот сможет вновь приступить к таинству. «Например, в июне прихожанин мне признался, что впал в блуд. Я даю епитимию и говорю: “Давай на Успение причащаться”. Или: “На Покров”. Или: “В Великий Четверг”, — делится своим опытом отец Феодор. — Епитимия должна быть не дольше, чем кающийся сможет выдержать, но достаточной, чтобы он понял, что совершённый им грех разъединил его с Причастием, отнял возможность принимать Тело и Кровь Господа, что сейчас он вне Церкви, вне Тела Христова». «Если пасомый на исповеди не кается в каком-либо из соделанных грехов и не желает с ним бороться (например, живет в блудном сожительстве и не намерен эту ситуацию менять), при этом признается в некоторых других своих согрешениях, в таком случае священник в конце исповеди не может читать над ним разрешительную молитву, даже если тот просит отпустить ему хотя бы часть грехов, — разъясняет протоиерей Владимир Воробьев. — Пастырь должен постараться, не оттолкнув такого верующего, донести до него суть таинства Покаяния и напомнить слова апостола: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10). Настоятель храма Воскресения Христова в г. Никольск Пензенской области протоиерей Георгий Добролюбов говорит, что временно отлучал людей от Причастия за прелюбодеяние и после детоубийства. «Но делал это всегда с объяснением причины и очень аккуратно», — подчеркивает он. Побуждал людей к сугубой молитве, советовал почитать канон, положить какое-то количество поклонов «в помощь душе, требующей исцеления от греха». Но, накладывая епитимию, важно точно объяснить духовному чаду, что от него требуется, обращает внимание отец Георгий. Он вспоминает курьезный случай, когда отказал мужчине в Причастии, узнав, что тот, будучи женат, имеет любовницу. «Я сказал ему, что он должен решить эту проблему. Через какое-то время он пришел вновь и говорит, мол, я все решил, от жены ушел к любовнице. Давай, батюшка, причащай». Иногда можно, и не отлучая согрешившего от Причастия, отказать ему в допуске к Чаше в конкретной ситуации, замечает иеромонах Николай (Летуновский), настоятель Никольского собора в подмосковном Красногорске, благочинный Красногорского церковного округа. «Сам я от Причастия ни разу не отлучал, — признается он, — но иногда не допускал, это были вопиющие случаи. В целом же предпочитаю на исповеди осознавать себя не судьей, но свидетелем покаяния». «В наше время православные и так сами себя отлучают от Причастия, — констатирует иерей Сергий Буряков. — Поэтому опасно давать епитимию не очень церковным людям. Лично я этого не делаю, а если желающий принять Святые Дары вообще никак не готовился ко Причастию, то мягко объясняю, что лучше ему подготовиться и прийти в другой раз». Если же пасомый находится в состоянии длящегося тяжкого греха, то «удержание от Причастия — это не епитимия, а выжидание момента, когда он осознáет свой грех и придет к покаянию», рассуждает протоиерей Димитрий Пашков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, преподаватель истории Церкви и канонического права в ПСТГУ и Московской духовной академии. «Начало покаяния прежде всего примечательно тем, что доселе грешивший перестает это делать, — подчеркивает он. — Только с этого момента (например, когда женщина перестанет жить с женатым мужчиной) и начинается епитимия. Для того она и дается, чтобы убедиться, что покаяние — не сиюминутная и поверхностная прихоть, но подлинная и глубокая потребность души». Важно: согрешивший должен чувствовать, что его по-прежнему любят Отеческая любовь должна проявиться и в том, какую епитимию священник выберет, и какими словами он объяснит кающемуся ее необходимость, и в готовности поддерживать его, пока тот будет трудиться. «Священник должен дать понять исповеднику, что, несмотря на его впадение в какой-то грех, он не презираем, не отталкиваем, он все так же любим своим духовником, близок ему и уважаем, — подчеркивает протоиерей Феодор Бородин. — Надо дать понять, что духовник борется не с личностью, а с неверным поступком; и именно для того, чтобы этот грех изжить, человеку надо понести какой-то труд». Священнику стоит всегда помнить, что по большому счету его задача — «сделать так, чтобы человек пришел в Церковь навсегда, прочно и глубоко, а не чтобы каждое лыко поставить ему в строку, — объяснял протоиерей Димитрий Смирнов. — Священник — это не судья. Это баран, который идет впереди стада овец. Поэтому надо относиться к овцам как к своим собратьям и сестрам. Со временем он может стать пастырем, но не сразу. Если священнослужитель после хиротонии думает, что он сейчас будет щелкать кнутом — и все пойдут куда надо, то он заходит за черту своих прерогатив». Истинный пастырь не боится взять на себя ответственность за своих пасомых, добавляет митрополит Феодор. Священник не может промолчать, если человек согрешает, но он не обязан тут же налагать на него епитимию, говорит он. «Христос пострадал за нас, а мы не хотим страдать за грехи нашей паствы. Значит, дух пастырской любви в нас еще не раскрылся. Преподобный Паисий Святогорец говорит о решимости пойти в ад за другого. А некоторые пастыри не разрешают от грехов, потому что, как они говорят, не хотим брать чужие грехи на себя. Но такое настроение выявляет не истинного пастыря, а наемника, раз он не хочет душу свою полагать за овцы». «Всем нам свойственно ошибаться, но, как говорил митрополит Симон (Новиков), если не знаешь, как поступить, лучше ошибиться в сторону милости», — заключает владыка Феодор.
Материал подготовлен на основе публикации портала «Пастырь».
1 июля 2022 г. 13:00
Ключевые слова:
епитимия, Таинства Церкви, Причастие, Священное Писание, священники, Псалтирь, грешники, протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Владимир Воробьев, духовничество, исповедь, воцерковление, покаяние, духовное чадо
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
|