![]()
Апостол Алтайской земли Имя преподобного Макария Алтайского навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера. Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал все лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры. PDF-версия.
17 августа 2022 г. 18:00
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион В Нью-Йорке 16 мая 2022 года после продолжительной болезни отошел ко Господу Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. PDF-версия. (06.01.1948 - 16.05.2022)
25 июля 2022 г. 16:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Марина Викторовна Творогова
Дизайнер-верстальщик «Журнала Московской Патриархии». 11.12.1949–31.03.2022
9 мая 2022 г. 13:00
Приход между двух огней По самому смыслу своего предназначения Церковь призвана окормлять верующих в разных условиях — в процветании и в нищете, в относительном благоденствии и под репрессивным гнетом жестоких гонений. По человеческим меркам довольно долго все общины Русской Церкви жили под мирным небом. Но кровавый конфликт на востоке Украины и развернувшаяся затем специальная военная операция вынудили приходы учиться развиваться в условиях прямой угрозы здоровью и жизни человека. Каково это — молиться в храме, вокруг которого продолжительное время рвались снаряды и раздавались пулеметные очереди? Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» попытался найти ответ на этот вопрос, побывав в Донбассе. PDF-версия.
8 августа 2022 г. 16:00
Борисоглебские репатрианты Нынешним летом по Переславской епархии, как обычно, пройдет ежегодный Иринарховский крестный ход. Возобновлен он ровно четверть века назад, и все это время в здешних краях, в настоящей сельской глубинке, вокруг Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря удивительным образом оседают приехавшие с разных концов страны (и даже из-за рубежа) люди. Что влечет их сюда, находят ли они здесь покой и как обустроить Россию в одном отдельно взятом районе силами православных верующих, выяснял на месте обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 июля 2022 г. 18:00
Церковь помогает маленьким героям Уже четыре месяца в Дамаске при Подворье Русской Православной Церкви действует медицинский центр, в котором всем детям, получившим тяжелые травмы в результате военных действий, оказывается всесторонняя медицинская, психологическая и реабилитационная помощь. Он создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Благотворительного фонда «Познание» и других организаций. PDF-версия.
11 июля 2022 г. 15:00
Реабилитация души Однажды оказавшись на улице, человек очень быстро выпадает из нормальной жизни. И чем дольше он бродяжничает, тем выше вероятность, что он уже не захочет или не сможет вернуться в семью, к домашнему очагу, к стабильной, устойчивой занятости. Кроме того, не стоит забывать, что среди бездомных присутствует определенная доля людей с психическими отклонениями. Однако среди подопечных ресурсного центра помощи бездомным «Ангар спасения», уже восемь лет действующего в структуре Православной службы помощи «Милосердие», есть большое количество тех, кто хочет и готов перестать бродяжничать. Им только надо помочь это сделать. PDF-верия.
17 июня 2022 г. 12:00
От идеи до реализации — один грант За семнадцать лет существования грантового конкурса «Православная инициатива» его победители смогли воплотить в жизнь около четырех тысяч социальных, образовательных, информационных и культурных проектов, улучшающих нашу жизнь. Но, несмотря на широкую просветительскую программу по участию в конкурсе, каждый год из-за неправильно написанных заявок больше половины из них отклоняется. Какие ошибки повторяются чаще всего, на что следует обратить внимание священнику или церковному работнику, впервые участвующему в таком конкурсе, и почему не нужно бояться финансовой отчетности, «Журналу Московской Патриархии» рассказала исполнительный директор фонда «Соработничество» Алла Ларина. PDF-версия.
15 июня 2022 г. 13:00
|
![]()
19 марта 2012 г. 02:30
Почему состоялся "гений Ломоносова"?18 марта исполнилось 330 лет со дня хиротонии Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского. О Холмогорах мы чаще вспоминаем в связи с именем Михаила Ломоносова, 300-летний юбилей которого не так давно отмечался в России. Выдающийся ученый и просветитель, он основал современный русский язык, написал краткую историю России, разработал концепцию и учебную программу первого российского университета. Но состоялся бы этот гений без самой яркой звезды в созвездии епархиальных архиереев петровского времени, Преосвященнейшего Афанасия, чья память сегодня незаслужено забыта? Именем Ломоносова названы десятки улиц в городах России, научные заведения, в том числе Московский и Северный Арктический университеты. О нем снято немало художественных фильмов. По стране установлены десятки его памятников. Захоронение в Санкт-Петербурге ухожено, находится под опекой государства. По архиепископу Афанасию – почти ничего. Отпечатанная до революции биография, опубликованная на сайте областной библиотеки, уже много лет тщетно ожидает переиздания. Книга, изданная покойным историком, ректором Поморского университета Владимиром Николаевичем Булатовым (1946-2007) в 2002 году, давно разошлась. Могила в запустелом Соборе, который построил Владыка, давно неизвестно кем раскопана, останки, возможно, уже и не найти. Улиц с его именем нет, и если и будут, то вспомнят ли жители города, что именно архиепископ Афанасий создал на колокольне в Холмогорах первую на Севере обсерваторию, построил Новодвинскую (тогда Петропавловскую) крепость, создал фармацевтический справочник в двух томах, сделал карту устья Двины, разработал три пути наступления на Швецию в Северной войне, создал косторезные, иконописные артели, артели каменщиков, переписчиков книг? Страна узнала о нем благодаря актеру Ивану Лапикову, сыгравшему Владыку в фильме «Россия молодая» (1981, студия им.М.Горького, реж.Ю.Герман). А затем снова, как говорится «в тень и пыль веков». Увы, не нашлось ни одного государственного руководителя, который послушал, почитал бы об архиепископе Афанасии, привел бы в порядок его труды, могилу – ради славы Русского Севера. И говорить о том, что это неправильно, несправедливо – банально. История вообще несправедлива… Архиепископ Афанасий возводил каменные храмы по всему Северу, преследовал раскольников, создал библиотеку, иконописную мастерскую, под его руководством сложилась своя книгописная школа. Его перу принадлежит немало богословских произведений. К слову, в 1682 году всего за пятьдесят дней он написал полемический трактат "Увет духовный", ставший одним из главных антираскольнических сочинений XVII столетия. Архиепископ Афанасий был другом и соратником Петра Великого. Но, желая ослабить церковь и усилить свою самодержавную власть, Петр не назначил своего наставника на патриаршество, впоследствии и вовсе отменив его. Ломоносов написал множество од Императорам Всероссийским – начиная с Иоанна Антоновича и заканчивая Екатериной Великой, дружил с ближайшим к Императрице Елизавете графом, генерал-фельдмаршалом, реформатором Петром Ивановичем Шуваловым (1710-1762), лично показывал Екатерине великолепие своих мозаик, собственные физические и химические опыты, но не возглавил Академию наук, к чему, возможно, стремился. Да, честолюбие, скомпрометированное в коллективистские времена ХХ века, было мощным двигателем с положительным знаком в петровскую эпоху. Но и достойный патриаршества Владыка, и блестящий ученый, были хоть и полезны, но чересчур самостоятельны для царева круга. А был ли возможен один без другого? Понятно, что архиепископ Афанасий состоялся без Михаила Васильевича. А вот состоялся бы последний без творческой обстановки Холмогор, постепенно гаснущей, но все еще светящей сильным светом? Думается, едва ли. Чем уникальны Холмогоры конца XVII - начала XVIII веков? Рядом уже возник Архангельск, административный центр, и, казалось бы, холмогорский удел – потихоньку увядать, отдавая людей, ресурсы молодому удачливому сопернику. Будучи хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа, Афанасий разворачивает судьбу Холмогор на полстолетия навстречу течению истории. Именно там, а не в Архангельске, он начинает создание Соборного комплекса и архиерейской резиденции, которые становятся образцом для возникновения каменного строительства по всему Северу, заново возводит крепость. Строительство храмов требует росписи, резьбы, иконописи, церковных книг – епископ создает косторезные, иконописные артели, артели каменщиков и книгописцев. В Холмогоры едут «специалисты» из Москвы, Вологды, из-за границы, но большинство мастеров – холмогорские. Архиепископские занятия фармацией собирают лекарей, занятия географией –картографов, разведкой – создают контакты с иностранными купцами и так далее. И все это в краткий период жизни неутомимого Владыки. После его смерти в 1702 году холмогорское Возрождение медленно угасает в течение нескольких десятилетий. Именно на время этого постепенного заката приходится пора юного Ломоносова. Наследие Преосвященнейшего Владыки – это библиотека в 500 томов, нехарактерные ранее («до Афанасия») для Севера каменные церкви, в каждой из которых действует воскресная школа, строительные, иконописные и косторезные мастера - явно в избытке, отчего все чаще отъезжают в Архангельск и далее в Петербург. Благодаря усилиям Владыки, угасающий городок с населением в 2000 человек резко, на протяжении жизни одного поколения, преобразился в центр культуры и науки, что позволило Михаилу Ломоносову увидеть возможности Человека, поверить, что и ему под силу совершить нечто подобное. В то же время постепенное угасание Холмогор после смерти архиепископа Афанасия, пустеющие дома, отъезд интересных людей из города, вероятно, подвигли его оставить родные места и устремиться в столицу. А ведь не соверши он этого путешествия, и не было бы того Ломоносова, каким мы знаем его сегодня. Причудливая игра причин и следствий Истории не позволяет утверждать наверняка, что архиепископ Афанасий и его деятельность – причина появления «гения Ломоносова. Но считать, что именно Владыка заложил краеугольный камень в фундамент этого явления, думается, будет вполне справедливо. Владимир Станулевич Справка "ЦВ" 2 сентября 1681 года Царь Федор Алексеевич представил на обсуждение Патриарха Иоакима и Собора русских архиереев свой проект открытия новых епархий. Предполагалось создать и пять епархий на Русском Севере, в том числе «на Колмогорах». Первым архиепископом Холмогорским и Важским стал Афанасий (Любимов-Творогов; в миру — Алексей Артемьевич; 1641—1702). 5 июля 1682 года архиепископ Афанасий принял участие в споре с раскольниками о вере в Грановитой палате Кремля. Это событие принесло ему известность. Он так умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не сдержавшись, стал «бити и терзати» владыку. По легенде. Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею приходилось впоследствии бриться. Но источники утверждают, что он не имел бороды «от природы». Благодаря работам двух живописцев — московского (по заказу самого архиерея) и двинского — мы знаем, как выглядел архиерей. На Русском Севере архиепископ Афанасий столкнулся с двумя трудноразрешимыми проблемами. Последователь реформ Никона, он жестоко преследовал старообрядцев. Основным средством противодействия расколу архиепископ Афанасий считал просвещение прихожан своей епархии, а для этого необходимы были образованные священники. Молодых юношей владыка направлял на учебу в православные школы и училища, по окончании которых священнослужителей определяли учителями в церковно-приходские школы. Для борьбы с наиболее активными староверами архиепископ применял и репрессивные меры. По его приказу раскольников, «скованных и связанных», со всей обширной епархии присылали в Холмогоры. Их содержали в тюрьме при архиерейском доме, допрашивали и избивали, заставляли отказаться от старообрядчества. Однако перелом в религиозном сознании большой части поморского населения, несмотря на властность и жестокость владыки, так и не наступил. На Русском Севере издавна существовала демократическая традиция избрания священника. Церковные акты постоянно упоминают о таких выборах. Архиепископ Афанасий сделал попытку прекратить приходские выборы и «изъять избирательные списки и порядные, записи». Однако эта попытка оказалась неудачной. Демократические традиции в Православной Церкви Русского Севера сохранялись вплоть до XVIII века. Сохранившаяся после его смерти библиотека архиепископа Афанасия - свидетельство большого уважения и любви ее владельца к книге. В описи упомянуто 270 названий книг и 490 отдельных томов. Почти половина книг были рукописными. Палеографические особенности рукописей, созданных в Холмогорах в конце XVII века, позволяют сделать определенный вывод о сложившейся там школе книгописания. Архиепископ Афанасий был автором ряда произведений богословско-полемического характера, направленных против раскола: «Цвет .духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и «Щит веры» (1690). Им также написаны научные труды – «Описание трех путей России в Швецию» (1701) и медицинский трактат (Лечебник) «Реестр дохтурских наук» с рецептами изготовления и применения различных лекарств. Среди произведений холмогорского архиепископа особое место занимает толкование на «Шестоднев», где наиболее полно выражено мировидение автора, его взгляд на внешний мир, человека и его предназначение. Преосвященнейшего Афанасия называют «самой яркой звездой в созвездии епархиальных архиереев петровского времени».
19 марта 2012 г. 02:30
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Говорить о слове Божием Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий. PDF-версия.
15 августа 2022 г. 16:00
Найти дорогу к вере Православное просвещение и образовательная деятельность на приходах традиционно рассматривается как работа на перспективу, дающая эффект не сегодня-завтра, а лишь спустя годы. Но мир стремительно меняется, и сегодняшний запрос самих участников этих программ не всегда вписывается в устоявшиеся рамки. Побывав в течение дня в трех точках Нижегородской епархии, обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился, что здесь научились добиваться впечатляющего социально-педагогического результата в кратчайшие сроки, не жертвуя при этом качеством работы. PDF-версия.
12 августа 2022 г. 17:00
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Призывает к служению Сам Господь. Наша задача — не погасить в молодежи это горение» Беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в год 350-летнего юбилея возглавляемой им епархии и 10-летия возрождения Нижегородской митрополии вышла долгой и насыщенной. Высокопреосвященный Георгий охотно поделился неоценимым опытом, полученным им на посту эконома Троице-Сергиевой лавры, высказал ряд соображений о необходимости системного подхода в управлении современными церковными процессами, а также выразил свое мнение относительно затрат на создание в епархии образовательной сети и медиахолдинга. PDF-версия.
10 августа 2022 г. 17:00
Подрясник как форма проповеди Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
|