выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Аналитика
Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий
19 марта 2012 г. 02:30
версия для печати версия для печати

Почему состоялся "гений Ломоносова"?

18 марта исполнилось 330 лет со дня хиротонии Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского.  О Холмогорах мы чаще вспоминаем в связи с именем Михаила Ломоносова, 300-летний юбилей которого не так давно отмечался в России. Выдающийся ученый и просветитель, он основал современный русский язык, написал краткую историю России, разработал концепцию и учебную программу первого российского университета. Но состоялся бы этот гений без самой яркой звезды в созвездии епархиальных архиереев петровского времени, Преосвященнейшего Афанасия, чья память сегодня незаслужено забыта?

Именем Ломоносова названы десятки улиц в городах России, научные заведения, в том числе Московский и Северный Арктический университеты. О нем снято немало художественных фильмов. По стране установлены десятки его памятников. Захоронение в Санкт-Петербурге ухожено, находится под опекой государства.

По архиепископу Афанасию – почти ничего. Отпечатанная до революции биография, опубликованная на сайте областной библиотеки, уже много лет тщетно ожидает переиздания. Книга, изданная покойным историком, ректором Поморского университета Владимиром Николаевичем Булатовым (1946-2007) в 2002 году, давно разошлась. Могила в запустелом Соборе, который построил Владыка, давно неизвестно кем раскопана, останки, возможно, уже и не найти. Улиц с его именем нет, и если и будут, то вспомнят ли жители города, что именно архиепископ Афанасий создал на колокольне в Холмогорах первую на Севере обсерваторию, построил Новодвинскую (тогда Петропавловскую) крепость, создал фармацевтический справочник в двух томах, сделал карту устья Двины, разработал три пути наступления на Швецию в Северной войне, создал косторезные, иконописные артели, артели каменщиков, переписчиков книг?

Страна узнала о нем благодаря актеру Ивану Лапикову, сыгравшему Владыку в фильме «Россия молодая» (1981, студия им.М.Горького, реж.Ю.Герман). А затем снова, как говорится «в тень и пыль веков». Увы, не нашлось ни одного государственного руководителя, который послушал, почитал бы об архиепископе Афанасии, привел бы в порядок его труды, могилу – ради славы Русского Севера. И говорить о том, что это неправильно, несправедливо – банально. История вообще несправедлива…

Архиепископ Афанасий возводил каменные храмы по всему Северу, преследовал раскольников, создал библиотеку, иконописную мастерскую, под его руководством сложилась своя книгописная школа. Его перу принадлежит немало богословских произведений. К слову, в 1682 году всего за пятьдесят дней он написал полемический трактат "Увет духовный", ставший одним из главных антираскольнических сочинений XVII столетия. Архиепископ Афанасий был другом и соратником Петра Великого. Но, желая ослабить церковь и усилить свою самодержавную власть, Петр не назначил своего наставника на патриаршество, впоследствии и вовсе отменив его.

Ломоносов написал множество од Императорам Всероссийским – начиная с Иоанна Антоновича и заканчивая Екатериной Великой, дружил с ближайшим к Императрице Елизавете графом, генерал-фельдмаршалом, реформатором Петром Ивановичем Шуваловым (1710-1762), лично показывал Екатерине великолепие своих мозаик, собственные физические и химические опыты,  но не возглавил Академию наук, к чему, возможно, стремился.

Да, честолюбие, скомпрометированное в коллективистские времена ХХ века, было мощным двигателем с положительным знаком в петровскую эпоху. Но и достойный патриаршества Владыка, и блестящий ученый, были хоть и полезны, но чересчур самостоятельны для царева круга. 

А был ли возможен один без другого?

Понятно, что архиепископ Афанасий состоялся без Михаила Васильевича. А вот состоялся бы последний без творческой обстановки Холмогор, постепенно гаснущей, но все еще светящей сильным светом? Думается, едва ли.

Чем уникальны Холмогоры конца XVII - начала XVIII веков? Рядом уже возник Архангельск, административный центр, и, казалось бы, холмогорский удел – потихоньку увядать, отдавая людей, ресурсы молодому удачливому сопернику. Будучи хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа, Афанасий разворачивает судьбу Холмогор на полстолетия навстречу течению истории. Именно там, а не в Архангельске, он начинает создание Соборного комплекса и архиерейской резиденции, которые становятся образцом для возникновения каменного строительства по всему Северу, заново возводит крепость. Строительство храмов требует росписи, резьбы, иконописи, церковных книг – епископ создает косторезные, иконописные артели, артели каменщиков и книгописцев. В Холмогоры едут «специалисты» из Москвы, Вологды, из-за границы, но большинство мастеров – холмогорские. Архиепископские занятия фармацией собирают лекарей, занятия географией –картографов, разведкой – создают контакты с иностранными купцами и так далее. И все это в краткий период жизни неутомимого Владыки.

После его смерти в 1702 году холмогорское Возрождение медленно угасает в течение нескольких десятилетий.  Именно на время этого постепенного заката приходится пора юного Ломоносова.              

Наследие Преосвященнейшего Владыки – это библиотека в 500 томов, нехарактерные ранее («до Афанасия») для Севера каменные церкви, в каждой из которых действует воскресная школа, строительные, иконописные и косторезные мастера - явно в избытке, отчего все чаще отъезжают в Архангельск и далее в Петербург.

Благодаря усилиям Владыки, угасающий городок с населением в 2000 человек резко, на протяжении жизни одного поколения, преобразился в центр культуры и науки, что позволило Михаилу Ломоносову увидеть возможности Человека, поверить, что и ему под силу совершить нечто подобное. В то же время постепенное угасание Холмогор после смерти архиепископа Афанасия, пустеющие дома, отъезд интересных людей из города,  вероятно, подвигли его оставить родные места и устремиться в столицу.  А ведь не соверши он этого путешествия, и не было бы того Ломоносова, каким мы знаем его сегодня.

Причудливая игра причин и следствий Истории не позволяет утверждать наверняка, что архиепископ Афанасий и его деятельность – причина появления «гения Ломоносова. Но считать, что именно Владыка заложил краеугольный камень в фундамент этого явления, думается, будет вполне справедливо.

Владимир Станулевич

Справка "ЦВ"

2 сентября 1681 года Царь Федор Алексеевич представил на обсуждение Патриарха Иоакима и Собора русских архиереев свой проект открытия новых епархий. Предполагалось создать и пять епархий на Русском Севере, в том числе «на Колмогорах». Первым архиепископом Холмогорским и Важским стал Афанасий (Любимов-Творогов; в миру — Алексей Артемьевич; 1641—1702).

5 июля 1682 года архиепископ Афанасий принял участие в споре с раскольниками о вере в Грановитой палате Кремля. Это событие принесло ему известность. Он так умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не сдержавшись, стал «бити и терзати» владыку. По легенде. Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею приходилось впоследствии бриться. Но источники утверждают, что он не имел бороды «от природы». Благодаря работам двух живописцев — московского (по заказу самого архиерея) и двинского — мы знаем, как выглядел архиерей.

На Русском Севере архиепископ Афанасий столкнулся с двумя трудноразрешимыми проблемами. Последователь реформ Никона, он жестоко преследовал старообрядцев. Основным средством противодействия расколу архиепископ Афанасий считал просвещение прихожан своей епархии, а для этого необходимы были образованные священники. Молодых юношей владыка направлял на учебу в православные школы и училища, по окончании которых священнослужителей определяли учителями в церковно-приходские школы.

Для борьбы с наиболее активными староверами архиепископ применял и репрессивные меры. По его приказу раскольников, «скованных и связанных», со всей обширной епархии присылали в Холмогоры. Их содержали в тюрьме при архиерейском доме, допрашивали и избивали, заставляли отказаться от старообрядчества. Однако перелом в религиозном сознании большой части поморского населения, несмотря на властность и жестокость владыки, так и не наступил.

На Русском Севере издавна существовала демократическая традиция избрания священника. Церковные акты постоянно упоминают о таких выборах. Архиепископ Афанасий сделал попытку прекратить приходские выборы и «изъять избирательные списки и порядные, записи». Однако эта попытка оказалась неудачной. Демократические традиции в Православной Церкви Русского Севера сохранялись вплоть до XVIII века.

Сохранившаяся после его смерти библиотека архиепископа Афанасия - свидетельство большого уважения и любви ее владельца к книге. В описи упомянуто 270 названий книг и 490 отдельных томов. Почти половина книг были рукописными. Палеографические особенности рукописей, созданных в Холмогорах в конце XVII века, позволяют сделать определенный вывод о сложившейся там школе книгописания.

Архиепископ Афанасий был автором ряда произведений богословско-полемического характера, направленных против раскола: «Цвет .духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и «Щит веры» (1690). Им также написаны научные труды – «Описание трех путей России в Швецию» (1701) и медицинский трактат (Лечебник) «Реестр дохтурских наук» с рецептами изготовления и применения различных лекарств. Среди произведений холмогорского архиепископа особое место занимает толкование на «Шестоднев», где наиболее полно выражено мировидение автора, его взгляд на внешний мир, человека и его предназначение.

Преосвященнейшего Афанасия называют «самой яркой звездой в созвездии епархиальных архиереев петровского времени».

 

 

19 марта 2012 г. 02:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00