iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мое оружие — Евангелие и религия, ими я и воюю
Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал № 31) священник Николай Заварин включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Решение это немного выбивается из ряда ему подобных, и вот почему. Ранее, 28 декабря 2018 года, синодальным решением (см. журнал № 124) вопрос о канонизации отца Николая Заварина выносился на рассмотрение Архиерейского Собора. Почему же Синод вернулся к нему, не дожидаясь созыва Собора? Поступившая от профильной синодальной комиссии дополнительная информация оказалась настолько полной и всеобъемлющей, что сняла все вопросы по предлагавшейся к общецерковному почитанию кандидатуре. А возглавляющий этот орган епископ Троицкий Панкратий на посвященной канонизации святых секции Рождественских чтений — 2019 даже поставил в пример работу по формированию необходимого корпуса документов, заметив, что в свете нынешних требований ее можно рассматривать едва ли не как образцовую. Опытом по подготовке бумаг для канонизации новомученика делится игумения Владимирского монастыря в селе Пиксур (Яранская епархия Вятской митрополии) Варвара (Скворцова), руководившая этой деятельностью. PDF-версия
7 февраля 2020 г. 12:00
Луч света над Чудским озером
Через два года в России отметят восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного Александра Невского. В двух организационных комитетах по подготовке юбилейных мероприятий, созданных под эгидой Церкви и государства, кипит работа, сверстана предварительная программа празднований. Уже сейчас в ней 130 пунктов, а главные события намечены на 2021 год. Это посвященные воину, правителю и дипломату Международные Рождест­венские образовательные чтения и выставка «Православная Русь — к Дню народного единства», серия научно-богословских конференций, фестиваль «Русский мир» у стен Троице-Сергиевой лавры, премьера полнометражного анимационного фильма и работа над новой игровой кинолентой, запуск детского туристического маршрута по мемориальным местам святого великого князя. PDF-версия
20 декабря 2019 г. 16:59
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Аналитика
Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий
19 марта 2012 г. 02:30
версия для печати версия для печати

Почему состоялся "гений Ломоносова"?

18 марта исполнилось 330 лет со дня хиротонии Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского.  О Холмогорах мы чаще вспоминаем в связи с именем Михаила Ломоносова, 300-летний юбилей которого не так давно отмечался в России. Выдающийся ученый и просветитель, он основал современный русский язык, написал краткую историю России, разработал концепцию и учебную программу первого российского университета. Но состоялся бы этот гений без самой яркой звезды в созвездии епархиальных архиереев петровского времени, Преосвященнейшего Афанасия, чья память сегодня незаслужено забыта?

Именем Ломоносова названы десятки улиц в городах России, научные заведения, в том числе Московский и Северный Арктический университеты. О нем снято немало художественных фильмов. По стране установлены десятки его памятников. Захоронение в Санкт-Петербурге ухожено, находится под опекой государства.

По архиепископу Афанасию – почти ничего. Отпечатанная до революции биография, опубликованная на сайте областной библиотеки, уже много лет тщетно ожидает переиздания. Книга, изданная покойным историком, ректором Поморского университета Владимиром Николаевичем Булатовым (1946-2007) в 2002 году, давно разошлась. Могила в запустелом Соборе, который построил Владыка, давно неизвестно кем раскопана, останки, возможно, уже и не найти. Улиц с его именем нет, и если и будут, то вспомнят ли жители города, что именно архиепископ Афанасий создал на колокольне в Холмогорах первую на Севере обсерваторию, построил Новодвинскую (тогда Петропавловскую) крепость, создал фармацевтический справочник в двух томах, сделал карту устья Двины, разработал три пути наступления на Швецию в Северной войне, создал косторезные, иконописные артели, артели каменщиков, переписчиков книг?

Страна узнала о нем благодаря актеру Ивану Лапикову, сыгравшему Владыку в фильме «Россия молодая» (1981, студия им.М.Горького, реж.Ю.Герман). А затем снова, как говорится «в тень и пыль веков». Увы, не нашлось ни одного государственного руководителя, который послушал, почитал бы об архиепископе Афанасии, привел бы в порядок его труды, могилу – ради славы Русского Севера. И говорить о том, что это неправильно, несправедливо – банально. История вообще несправедлива…

Архиепископ Афанасий возводил каменные храмы по всему Северу, преследовал раскольников, создал библиотеку, иконописную мастерскую, под его руководством сложилась своя книгописная школа. Его перу принадлежит немало богословских произведений. К слову, в 1682 году всего за пятьдесят дней он написал полемический трактат "Увет духовный", ставший одним из главных антираскольнических сочинений XVII столетия. Архиепископ Афанасий был другом и соратником Петра Великого. Но, желая ослабить церковь и усилить свою самодержавную власть, Петр не назначил своего наставника на патриаршество, впоследствии и вовсе отменив его.

Ломоносов написал множество од Императорам Всероссийским – начиная с Иоанна Антоновича и заканчивая Екатериной Великой, дружил с ближайшим к Императрице Елизавете графом, генерал-фельдмаршалом, реформатором Петром Ивановичем Шуваловым (1710-1762), лично показывал Екатерине великолепие своих мозаик, собственные физические и химические опыты,  но не возглавил Академию наук, к чему, возможно, стремился.

Да, честолюбие, скомпрометированное в коллективистские времена ХХ века, было мощным двигателем с положительным знаком в петровскую эпоху. Но и достойный патриаршества Владыка, и блестящий ученый, были хоть и полезны, но чересчур самостоятельны для царева круга. 

А был ли возможен один без другого?

Понятно, что архиепископ Афанасий состоялся без Михаила Васильевича. А вот состоялся бы последний без творческой обстановки Холмогор, постепенно гаснущей, но все еще светящей сильным светом? Думается, едва ли.

Чем уникальны Холмогоры конца XVII - начала XVIII веков? Рядом уже возник Архангельск, административный центр, и, казалось бы, холмогорский удел – потихоньку увядать, отдавая людей, ресурсы молодому удачливому сопернику. Будучи хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа, Афанасий разворачивает судьбу Холмогор на полстолетия навстречу течению истории. Именно там, а не в Архангельске, он начинает создание Соборного комплекса и архиерейской резиденции, которые становятся образцом для возникновения каменного строительства по всему Северу, заново возводит крепость. Строительство храмов требует росписи, резьбы, иконописи, церковных книг – епископ создает косторезные, иконописные артели, артели каменщиков и книгописцев. В Холмогоры едут «специалисты» из Москвы, Вологды, из-за границы, но большинство мастеров – холмогорские. Архиепископские занятия фармацией собирают лекарей, занятия географией –картографов, разведкой – создают контакты с иностранными купцами и так далее. И все это в краткий период жизни неутомимого Владыки.

После его смерти в 1702 году холмогорское Возрождение медленно угасает в течение нескольких десятилетий.  Именно на время этого постепенного заката приходится пора юного Ломоносова.              

Наследие Преосвященнейшего Владыки – это библиотека в 500 томов, нехарактерные ранее («до Афанасия») для Севера каменные церкви, в каждой из которых действует воскресная школа, строительные, иконописные и косторезные мастера - явно в избытке, отчего все чаще отъезжают в Архангельск и далее в Петербург.

Благодаря усилиям Владыки, угасающий городок с населением в 2000 человек резко, на протяжении жизни одного поколения, преобразился в центр культуры и науки, что позволило Михаилу Ломоносову увидеть возможности Человека, поверить, что и ему под силу совершить нечто подобное. В то же время постепенное угасание Холмогор после смерти архиепископа Афанасия, пустеющие дома, отъезд интересных людей из города,  вероятно, подвигли его оставить родные места и устремиться в столицу.  А ведь не соверши он этого путешествия, и не было бы того Ломоносова, каким мы знаем его сегодня.

Причудливая игра причин и следствий Истории не позволяет утверждать наверняка, что архиепископ Афанасий и его деятельность – причина появления «гения Ломоносова. Но считать, что именно Владыка заложил краеугольный камень в фундамент этого явления, думается, будет вполне справедливо.

Владимир Станулевич

Справка "ЦВ"

2 сентября 1681 года Царь Федор Алексеевич представил на обсуждение Патриарха Иоакима и Собора русских архиереев свой проект открытия новых епархий. Предполагалось создать и пять епархий на Русском Севере, в том числе «на Колмогорах». Первым архиепископом Холмогорским и Важским стал Афанасий (Любимов-Творогов; в миру — Алексей Артемьевич; 1641—1702).

5 июля 1682 года архиепископ Афанасий принял участие в споре с раскольниками о вере в Грановитой палате Кремля. Это событие принесло ему известность. Он так умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не сдержавшись, стал «бити и терзати» владыку. По легенде. Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею приходилось впоследствии бриться. Но источники утверждают, что он не имел бороды «от природы». Благодаря работам двух живописцев — московского (по заказу самого архиерея) и двинского — мы знаем, как выглядел архиерей.

На Русском Севере архиепископ Афанасий столкнулся с двумя трудноразрешимыми проблемами. Последователь реформ Никона, он жестоко преследовал старообрядцев. Основным средством противодействия расколу архиепископ Афанасий считал просвещение прихожан своей епархии, а для этого необходимы были образованные священники. Молодых юношей владыка направлял на учебу в православные школы и училища, по окончании которых священнослужителей определяли учителями в церковно-приходские школы.

Для борьбы с наиболее активными староверами архиепископ применял и репрессивные меры. По его приказу раскольников, «скованных и связанных», со всей обширной епархии присылали в Холмогоры. Их содержали в тюрьме при архиерейском доме, допрашивали и избивали, заставляли отказаться от старообрядчества. Однако перелом в религиозном сознании большой части поморского населения, несмотря на властность и жестокость владыки, так и не наступил.

На Русском Севере издавна существовала демократическая традиция избрания священника. Церковные акты постоянно упоминают о таких выборах. Архиепископ Афанасий сделал попытку прекратить приходские выборы и «изъять избирательные списки и порядные, записи». Однако эта попытка оказалась неудачной. Демократические традиции в Православной Церкви Русского Севера сохранялись вплоть до XVIII века.

Сохранившаяся после его смерти библиотека архиепископа Афанасия - свидетельство большого уважения и любви ее владельца к книге. В описи упомянуто 270 названий книг и 490 отдельных томов. Почти половина книг были рукописными. Палеографические особенности рукописей, созданных в Холмогорах в конце XVII века, позволяют сделать определенный вывод о сложившейся там школе книгописания.

Архиепископ Афанасий был автором ряда произведений богословско-полемического характера, направленных против раскола: «Цвет .духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и «Щит веры» (1690). Им также написаны научные труды – «Описание трех путей России в Швецию» (1701) и медицинский трактат (Лечебник) «Реестр дохтурских наук» с рецептами изготовления и применения различных лекарств. Среди произведений холмогорского архиепископа особое место занимает толкование на «Шестоднев», где наиболее полно выражено мировидение автора, его взгляд на внешний мир, человека и его предназначение.

Преосвященнейшего Афанасия называют «самой яркой звездой в созвездии епархиальных архиереев петровского времени».

 

 

19 марта 2012 г. 02:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи