выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Аналитика
ЖМП № 7 июль 2012 /  18 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Важное направление миссии Церкви в мире

Комментарий к Положению "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви".

На заседании Священного Синода 27 декабря 2011 года было принято Положение "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви". Документ определяет общую организационную структуру и содержание духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшее время.

Принятие данного нормативного документа призвано систематизировать имеющийся опыт организации и ведения просветительской деятельности и распространить его на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Перед принятием документ прошел церковную рецепцию. Предыдущий вариант документа под названием "Об организации и ведении катехизической деятельности" в 2010 году обсуждался в епархиях. В итоге был собран важный критический материал, который помог Синодальному отделу религиозного образования и катехизации внести необходимые поправки в текст. После этого над текстом работала комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. После доработки документ был размещен для обсуждения в сети Интернет, после чего Священный Синод принял окончательную версию документа.

Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении содержит в себе нормы, касающиеся и сферы религиозного образования, и сферы катехизации.

Можно сказать, что к настоящему времени завершился тот период, когда религиозно-образовательная и катехизическая деятельность была делом в основном отдельных энтузиастов — священников и мирян. Если еще несколько лет назад необходимость хотя бы одной-двух огласительных бесед с приступающими к таинству крещения, с родителями и восприемниками крещаемых детей, послекрещальной катехизации, бесед перед таинством брака приходилось обосновывать и отстаивать, то теперь уже для всех очевидно, что ненормальным и неприемлемым является отсутствие такой работы на приходе. Сейчас просветительская деятельность приобретает выраженный системный характер на всех уровнях. Комментируемое Положение устанавливает параметры данной системы.

В преамбуле дается обоснование просветительского служения Церкви на основе Священного Писания, постановлений Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих подходов к оглашению. Данное служение является неотъемлемой частью миссии Церкви в мире. Подчеркивается, что "церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации". Утверждается, что "научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви".

Далее выделяются и описываются четыре взаимосвязанных уровня организации религиозно-образовательного и катехизического служения: общецерковный, епархиальный, благочиннический и приходской.

Документ определяет обязанности синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации и приходских катехизаторов.

На местах епархиальные отделы религиозного образования и катехизации могут действовать по-разному, в зависимости от имеющихся возможностей. Штат сотрудников варьируется в основном от трех до шести человек. В редких случаях функции отдела исполняет один уполномоченный епархиальный сотрудник, однако ему сложно решить все поставленные перед ним задачи. В ряде епархий отделы занимаются в основном координирующей и контролирующей деятельностью. В других епархиях помимо этих обязанностей отделы играют роль методических центров, организационных структур. При них могут действовать епархиальные просветительские центры, катехизические и катехизаторские курсы. К числу их обязанностей относится проведение профильных конференций и методических семинаров. При отделе может действовать коллегия, объединяющая помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации с целью более эффективного решения стоящих перед отделом задач.
В некоторых епархиях существует такая практика: отдел религиозного образования и катехизации занимается вопросами, связанными с преподаванием курса Основы православной культуры, православными общеобразовательными учреждениями и воскресными школами для детей, тогда как проблемами катехизации занимается миссионерский отдел.

Штатные должности благочиннических и приходских сотрудников уже введены в большинстве епархий. Должности штатных приходских катехизаторов вводятся на крупных городских и сельских приходах. Попечение о просветительской деятельности на приходах, освобожденных от необходимости иметь штатного катехизатора, должны иметь как настоятели этих приходов, так и помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации. Существует практика, когда один и тот же катехизатор может работать в ряде приходов благочиния, где по объективным причинам не может быть введена должность штатного катехизатора на полную ставку. На приходах, где отсутствуют условия для просветительской работы на адекватном уровне, должна быть размещена информация о просветительских программах других приходов. Должность помощника благочинного и настоятеля по религиозному образованию и катехизации могут занимать как клирики, так и подготовленные к этому служению миряне. В Положении подчеркивается, что "деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство".

Согласно Положению, деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы. Деятельность приходского катехизатора отделяется от деятельности директора воскресной школы для детей. Таким образом, это два различных направления приходской просветительской работы, каждое из которых требует особой квалификации.
На практике, однако, эти должности могут совмещаться. В ряде епархий кроме перечисленных в документе функций приходским катехизаторам вменяется в обязанность просветительская деятельность вне церковной ограды, в частности преподавание курса Основы православной культуры.
Второй раздел документа описывает основные направления, формы и содержание просветительской деятельности. Подчеркивается необходимость оглашения, которое должны пройти все взрослые и дети старше семи лет, желающие принять таинство крещения, а также родители и восприемники малолетних детей, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. В отличие от древней Церкви, когда оглашение длилось два-три года и проходило в несколько этапов (слушание, просвещение, тайноводство), сейчас под оглашением понимается определенный цикл предкрещальных бесед и наставлений. В разных епархиях длительность этих циклов может различаться. Как правило, это три — пять бесед, в некоторых случаях 12 бесед. Оптимальным, по нашему мнению, является предоставление нескольких вариантов оглашения в зависимости от возможности и готовности человека, как это принято сейчас в некоторых епархиях. В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения для нецерковного человека должны определяться катехизатором в зависимости от обстоятельств. Тем не менее в Положении устанавливаются минимальные требования к оглашению. Следует проводить две огласительные беседы и покаянно-исповедальную беседу со священником. Подчеркивается, что в случае отрицания основополагающих истин православной веры и нравственности или желания креститься по суеверным причинам крещение должно быть отложено. Следует отметить, что оглашением в современных условиях для человека воцерковление не заканчивается. Необходима дальнейшая духовно-просветительская работа с уже крещенными людьми.

В документе описываются направления так называемой послекрещальной катехизации, которые, как показала практика, сейчас наиболее востребованы в регионах: воскресные школы для детей и взрослых, воскресные школы семейного типа; богословские или катехизические курсы и библейские беседы; беседы по вопросам брака как с людьми, готовящимися вступить в брак, так и с желающими создать семью в будущем; приходское консультирование; организация библиотек, медиатек. Важным направлением является просветительская работа с сотрудниками храмов. Она может осуществляться как внутри прихода, так и на благочиннических или епархиальных курсах.
В итоге можно сказать, что следование указаниям и рекомендациям данного документа на всех уровнях — от общецерковного до приходского — должно существенно способствовать развитию образовательной и катехизической деятельности в Русской Православной Церкви.

18 июля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00