выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Аналитика
Храм Царственных Страстотерпцев с.Сологубовка (Ленинградская обл.)
ЖМП № 3 март 2017 /  20 марта 2017 г. 14:10
версия для печати версия для печати

Загляни в свое сердце

Реабилитационный центр (РЦ) на базе прихода Царственных страстотерпцев в селе Сологубовка, в 50 км от Санкт-Петербурга, в начале 2000-х открылся в железнодорожном контейнере буквально в чистом поле. Постепенно вырос храм и двухэтажный дом для воспитанников. РЦ работает по программе «Метанойя», которая учит человека трезво оценивать свое состояние и сопротивляться влечению к алкоголю и наркотикам. Духовник «Сологубовки» протоиерей Александр Захаров помогает своим подопечным изменить иерархию жизненных ценностей и обрести новый смысл жизни. Как появился этот центр, с какими трудностями и искушениями пришлось столкнуться отцу Александру и почему он продолжает работу с наркозависимыми, наш корреспондент узнал, побывав в Сологубовке. ПДФ-версия

Любопытства ради

Максиму 34 года (имена зависимых изменены). Он — выздоравливающий наркоман более чем с 15-летним стажем. За спиной две судимости за грабежи, воровство, распространение наркотиков. C виду не скажешь: спокойный, основательный и рассудительный мужчина с умными глазами. Разве что немного хмурый. Родился и жил в Тюмени, впервые попробовал наркотики в 14 лет — любопытства ради. В 16 лет стал употреблять регулярно, а чтобы найти деньги — воровал и грабил. В 17 лет получил первый срок, освободившись, начал и сам распространять наркотики. «Я не думал о других, о том, какое горе приносят им и их семьям наркотики. “Живи в кайф” — это был мой любимый слоган», — говорит Максим. Всерьез о жизни он задумался, когда в 24 года вновь оказался под следствием. Скоро пришла весть, что конкуренты убили дилера, с которым Максим работал, и ему стало страшно. Он понял, что у него два варианта: либо дорасти до дилера, либо начать новую жизнь. Ему повезло. Благодаря усилиям близких Максим вновь оказался на свободе и твердо решил начать всё с «чистого листа». Сменил место жительства, устроился на работу, женился, у него родилось трое детей. Но проснувшаяся тяга к наркотикам вернула Максима на криминальный путь. «В какой-то момент я понял, что погибаю и моя зависимость сильнее меня», — признается Максим. Один из знакомых посоветовал обратиться в православный РЦ в Тюмени, однако это не помогло. Каждый раз после трехмесячного курса реабилитации следовал очередной срыв. «Когда ломка прекращалась, я считал, что дальше справлюсь сам, что я сильный», — объясняет он.

В Сологубовку Максим приехал уже на грани отчаяния и без особой надежды. Но здесь произошло чудо. «Я взрывной человек, с трудом сдерживаю эмоции. Любой намек на агрессию — и я лезу в драку. А тут вдруг столкнулся с теплой, доброжелательной атмосферой, которую удалось создать священникам и консультантам центра», — говорит Максим. Признается, что поначалу было тяжело воспринимать молитвы, не понимал их смысл. Но раз за разом, участвуя в утреннем и вечернем молитвенном правиле в храме, он чувствовал, как внутреннее напряжение сменяется тишиной и покоем: «Я трезвый уже 2,5 года. Храм дает мне силы сопротивляться. Я узнал, что такое счастье. Оказывается, помощь другому приносит больше радости, чем жизнь только для себя». Здесь он впервые осознал смысл и важность для него таинств исповеди и Причастия. Cейчас Максим живет в Питере, работает в строительной сфере. Восстановить прежние отношения с супругой не надеется, но продолжает общаться с детьми и помогать своей семье.

История с иконостасом

История Максима лишь один из эпизодов в хронике людских судеб, которые пересеклись в Сологубовке. С разными вариациями они все имеют один и тот же финал — отчаяние, разрушенные семьи, страдания и слезы близких. С этим и столкнулся протоиерей Александр Захаров, когда в начале 2000-х стал настоятелем домового храма иконы Божией Матери «Державная» в детском доме «Гелиос». Вышло так, что к нему за советом и утешением начали обращаться родственники наркозависимых — его прихожане. Имея до этого опыт работы с алкозависимыми, на которую его в 1990-х благословил митрополит Иоанн (Снычев), и почувствовав, насколько остра проблема наркомании, священник стал изучать специальную литературу, общаться со специалистами, ездить на конференции выздоравливающих наркозависимых. В итоге была написана «Бриллиантовая явь. Книга для наркоманов и их родителей», и отец Александр стал делиться собранными знаниями в учебных заведениях Санкт-Петербурга, читая там профилактические лекции.

Через год храм в детском доме закрыли под предлогом, что Церковь отделена от государства. Так отец Александр остался без прихода. В спорных жизненных ситуациях он, не мудрствуя лукаво, всегда обращался за советом к духовному отцу — протоиерею Николаю Гурьянову. Несмотря на то что у отца Александра было несколько вариантов где служить, духовник благословил его строить храм «в чистом поле», а именно в Сологубовке, примерно в 50 км от Царского Села. 15 лет назад это поле «украшал» лишь железнодорожный контейнер с прорубленными окнами. Да ветер раскачивал верхушки жидкого леса по периметру заросшей сорняком пашни. Отец Александр привез этот контейнер в 1990-х, когда арендовал землю в местном совхозе, а выращенной картошкой кормил рабочих, возрождающих Богоявленский храм на Гутуевском острове в Петербурге, где тогда служил.

Отец Александр не рискнул нарушить волю духовника. «Это благословение не раз меня потом выручало, — вспоминает он. — Иногда случалось такое, что руки просто опускались. Например, один из главных моих помощников быстро раскопал котлован под храм и на пять месяцев слег с инфарктом в больницу. Когда возникают трудности, я всегда говорю: либо это Господь тебя придерживает, когда ты не туда идешь, либо ты на правильном пути, только дьяволу это не нравится и он тебе палки в колеса вставляет. Но в данном случае у меня было благословение духовника, значит, надо делать и не унывать».

История с иконостасом — тому пример. Его планировалось сделать не резным, а самым простеньким. Хотя и на такой денег не было. В конце концов взмолился: «Господи, на всё Твоя святая воля». И скоро к отцу Александру приехал в Сологубовку некий благотворитель, до которого дошли слухи, что батюшка строит храм. Спросил, чем помочь. «Вот крышу бы сделать! Сруб под храм поставили, а средств на крышу нет». «Сколько нужно?» «Порядка миллиона рублей». «Приезжайте завтра ко мне в правление, я вам дам».
«Шутит, что ли?» — подумал отец Александр. Но поехал. На те пожертвования и покрыли храм крышей. А скоро один из художников показал священнику эскиз резного иконостаса: не хотите ли такой себе? И тот же благодетель оплатил сологубовскому храму резной иконостас и даже две иконы к нему.

Вот тебе и Божия воля

Когда храм в детском доме закрыли, народная молва быстро разнесла слух, где искать отца Александра. И потянулись в Сологубовку его будущие подопечные. «Я брал всех, кто приезжал, — вспоминает священник, — есть койка — оставайся». Условия быта — спартанские. Сначала в том самом контейнере, оборудованном под жилье, священник с помощниками сколотил две двухэтажные кровати. Позднее появились и другие пристройки. Реабилитация была несложной: работа и молитва, беседы на духовные темы — по желанию. Точные цифры исцелившихся отец Александр назвать не готов, не до учета было, но те, кто желал, от пагубной страсти избавился.

Сначала было непросто. С одной стороны, не все приезжали с намерением выздороветь: иные планировали перезимовать, отоспаться, стащить что-то ценное и сбежать. Поэтому священник поставил три условия: полный отказ от алкоголя, курения и упоминания мата. Этого было достаточно, чтобы понять серьезность намерений. А с другой стороны, несколько лет отец Александр был один за всех: прораб, настоятель, завхоз, духовник и директор центра реабилитации. И однажды подопечные устроили коллективную пьянку. Пришлось всех выгнать и оставить только одного — того, кто в ней не участвовал. Тогда священник и решил всю эту социальную деятельность свернуть. Но на всякий случай все-таки помолился: «Господи, не как я хочу, но как Ты». На следующий день раздался звонок от духовника: «Батюшка, есть ли место для перевоспитания очередного раба Божия?» «Вот тебе и Божия воля», — решил тогда отец Александр.

И с тех пор по возможности старался до последнего оставлять у себя провинившегося, выгонял, только если его поведение начинало разлагать остальных. Но всегда был готов принять обратно, если тот раскается, не забывая митрополита Иоанна (Снычёва): «Отец! Ты запомни, что ты теперь отец! Поедешь теперь к себе на приход, а там тебя ждут твои дети. Они у тебя будут разные: и хорошие, и плохие. Одни тебе будут нравиться больше, другие — меньше. Но ты запомни, что все они — твои дети!».

К счастью, не только зависимые облюбовали Сологубовку. Прошло еще немного времени, и в село зачастили волонтеры из Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Диакония»: то дрова наколят, то сено помогут убрать или урожай. Рабочие руки в селе не лишние. Ведь приход уже оброс своим хозяйством: коровы, куры, кролики, огороды и теплицы. И однажды исполнительный директор Фонда и врач-нарколог Елена Рыдалевская предложила на базе прихода Царственных страстотерпцев официально открыть реабилитационный центр. Отец Александр с радостью согласился. Одно то, что появились ответственные люди — консультанты, которые ненавязчиво контролируют подопечных 24 часа в сутки, — сделало реабилитацию более успешной. Стащить что-то, продать и спиртное купить уже не получится. Как, впрочем, и бесцельно, не стараясь измениться к лучшему, отлежаться-отоспаться и сытно поесть. А скоро отцу Александру прислали помощника — священника Алексия Жигалова.

«Метанойя»

За 4 года работы по программе «Метанойя» квалифицированную помощь в нем получило около 250 зависимых со всей страны (50 городов).Когда Елену Рыдалевскую спрашивают, какой процент подопечных РЦ входит в устойчивую ремиссию после полугодовой реабилитации, она говорит, что, по данным Фонда, 70% воспитанников ведут трезвый образ жизни как минимум год. Дальше возможности отслеживать их судьбу нет. Но главное, в чем убеждена врач-нарколог, реабилитация в РЦ и еще полгода в социальной квартире дают большинству почувствовать вкус здоровой трезвой жизни. Даже если случится срыв, они снова будут стремиться к выздоровлению. «Если человек сорвался, мы снова готовы его принять, ведь процесс выздоровления длится всю жизнь. Можно сорваться и через 3–4 года, но теперь он знает, где найти помощь», — говорит она. По подсчетам академика РАЕН, заведующего отделом реабилитации ННЦ наркологии Минздрава РФ Тараса Дудко, в государственных РЦ процент устойчивой ремиссии наполовину меньше — 30%. Причина вовсе не в качестве медпомощи или профессионализме медперсонала. Дело в том, что в основе реабилитации церковных РЦ лежит био-психо-социо-духовная модель лечения зависимости, методика которой охватывает все сферы человека и изложена в программе «Метанойя».

Это физический труд (в гараже, на ферме, на кухне, по уборке РЦ, храма и территории), утренние и вечерние терапевтические сообщества (собрание всех воспитанников), занятия в группах по 3–4 человека, лекции о преодолении наркозависимости и самоанализу. Духовная часть реабилитации прописана не только в общей программе, предусматривающей шаги по осмыслению присутствия Бога в твоей жизни, но и дополняется участием в богослужениях, в совместной молитве, семинарским курсом богословия и беседами со священниками на темы духовной жизни.

Каждому вновь прибывшему в РЦ выдается методическая брошюра, в которой по шагам, в виде вопросов и заданий расписана его дорога к трезвости. От него требуется вести дневник, в котором он учится ежедневно отслеживать и анализировать свои мысли, чувства, поступки, обретать навык преодоления своих слабостей, потакание которым ведет к новым срывам. «Цель программы “Метанойя” — показать воспитаннику себя таким, какой он на самом деле, со всеми недостатками. И привести к пониманию, что по-настоящему быть счастливым можно, только оставаясь трезвым. Программа помогает человеку заглянуть в свое сердце и осмысленно искоренить вредные привычки и зависимость. К тому же сам график жизни приучает к самодисциплине и ответственности. Например, заявку на звонок родственникам (мобильные телефоны у воспитанников изымаются) или покупку каких-то вещей надо подавать только до утреннего сообщества. После этого заявки не принимаются», — говорит Елена Рыдалевская.

«Программа научила меня осознанно проживать свои чувства и эмоции, а не подавлять их в себе. Концентрироваться на мыслях и воспоминаниях, которые доставляют счастье в трезвой жизни. Это очень важно, так как позволяет контролировать свои желания и стремления, в том числе и тягу к алкоголю», — подключается к нашей беседе консультант центра Петр. Консультанты отвечают за реабилитацию воспитанников. После полного цикла реабилитации Петр живет в трезвости уже полтора года. Рассказывает, что начал употреблять алкоголь с 15 лет: выпив, он чувствовал себя увереннее и раскованнее в общении с девушками. Какое-то время употреблял наркотики, потом вернулся к алкоголю. Сначала воровал деньги у матери, затем занялся грабежами. За грабеж в магазине получил условный срок. Успел жениться и родить сына, который сегодня боится встречаться с отцом. Подшивался-расшивался-срывался несколько раз. Закончилась эта эпопея белой горячкой в наркологической больнице: проснувшись в палате, он увидел вокруг красные стены и мертвецов на кроватях. Когда после больницы отец привез Петра в Сологубовку, первая мысль у него была украсть телевизор и сбежать. Но, получив судебную повестку о пересмотре дела, остался ждать результата. Суд продлил условный срок и неожиданно для себя Петр решил остаться в РЦ и два-три дня поработать по программе. Сначала ему казалось, что он будет со всеми ругаться (первые недели многие воспитанники агрессивны и раздражены). «Но от наших батюшек исходило такое душевное тепло, что моя злость растворилась в этом тепле. Слушаешь их проповедь и удивляешься, веришь каждому слову. Ведь никому до этого не верил. Не верил, что и одну неделю смогу быть трезвым», — говорит Петр. Сегодня он испытывает удовлетворенность от работы над собой, хотя и понимает, что может сорваться, если не будет слушать духовника и наставника (выздоравливающего с большим стажем, которому ты доверяешь).

Делай «как будто»

Что касается взаимоотношений с Богом, то у каждого воспитанника свою ситуация. Есть те, кто, увидев, что не в свою тарелку попали, сразу же уезжают (таких 5%). Здесь никого не держат насильно, каждый вправе в любой момент собрать сумку и отправиться на электричку. Есть такие, как Вадим, который, впервые в жизни увидев молящихся на коленях во время акафиста, решил, что попал в дурдом или в секту. Но по какому-то внутреннему наитию остался и потом даже крестился. А есть такие, кто сразу втягивается в церковную жизнь и просит у Бога сил и терпения преодолеть свою агрессию и внутренний бунт. Но к церковным таинствам насильно никто не принуждает, обязательно только совместное правило в храме утром и вечером. Например, Петр решил исповедаться после полного курса реабилитации. Исповедь принесла душевное облегчение, но, когда после этого причастился, никаких перемен в себе не почувствовал. Почему так? «Большинство зависимых очень далеки от религиозных и богословских вопросов. Самое насущное для них, как справиться с бедой, в которую они попали, — объясняет отец Александр. — Научившись всех обманывать, они хотят обмануть и свое неверие, поэтому придумали такой совет — делай “как будто”. Даже если ты не веришь, что это тебе поможет, ты послушайся и сделай это, как будто поверил. И вот человек идет в храм как будто помолиться, но вдруг начинает ощущать в душе Божию благодать. В этом самое главное. Но почему к одним благодать приходит, а к другим нет — для меня загадка».

По словам отца Александра, бывает, человек живет в РЦ полгода, а исповедуется и причащается только перед самым отъездом. «Был паренек у нас, которого в детстве волевая мама заставляла исповедоваться и причащаться регулярно, — вспоминает священник. — И у него сложилось устойчивое отторжение к таинствам. Только прожив еще полгода на соцквартире (второй этап реабилитации — в городе), снова приехал и только тогда исповедался и причастился.

«Многие остаются в лоне Церкви, когда уезжают от вас?» — интересуюсь у отца Александра.
«Отец Сергий Бельков, который уже 20 лет занимается в поселке Саперное Ленинградской области реабилитацией наркозависимых, говорит: “Тот, кто пришел к Богу, тот ушел от наркотиков”, — отвечает священник. — И если мне удается достучаться до сердец ребят и поменять иерархию ценностей в их голове, когда смыслом жизни становится не стремление к удовольствиям, а мысль, как приготовить свою душу к жизни вечной, я считаю свою задачу выполненной. И, к счастью, такие находятся».

Контакты:
е-mail: diaconiafond@gmail.com; телефон: (812) 274-36-62; факс: (812) 274-5389.

Справка
В настоящее время в России действует свыше 70 церковных РЦ, рассчитанных на реабилитацию от 5 до 35 воспитанников. Ежегодно реабилитацию в них проходят более 700 зависимых. После реабилитации в центре «Сологубовка» устойчивая ремиссия наблюдается у 70% наркозависимыхПрограмма помощи включает в себя несколько этапов и состоит из первичного консультирования, дезинтоксикации, периода мотивации, основного периода реабилитации, ресоциализации, постреабилитационного сопровождения и работы с родственниками (см.: protivnarko.ru). В реабилитации воспитанников участвуют: священники, психологи, психиатры, консультанты по химической зависимости, и др. В основе реабилитационных программ (в их числе «Метанойя», «Нравственно-ориентированная психотерапия» (РЦ «Подвижник, Свердловская обл.), «Койнония» (разработана Синодальным отделом по социальному служению) и др.) — воспитание подопечных в системе традиционных для России духовных и культурных ценностей, изменение их мировоззрения и переосмысление ими прошедшего жизненного периода с учетом приоритетов православной веры. Две трети РЦ рассчитаны на реабилитацию только мужчин, только для женщин — 15%, смешанные — 15%. Проживание и реабилитация в церковных РЦ может оказываться как на платной (44%), так и на бесплатной (56%) основе. Бюджет РЦ складывается из частных пожертвований — 59%, взносов родственников — 24%, грантов — 6%, коммерческой деятельности — 3%, государственной поддержки — 1%. Кроме того, 7% в финансовом эквиваленте составляет продукция подсобных хозяйств.

20 марта 2017 г. 14:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00