выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Аналитика
Урок в первой московской православной гимназии "Радонеж"
ЖМП № 3 март 2012 /  5 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Последний звонок

В феврале на встрече Владимира Путина с руководителями традиционных религиозных общин в центре обсуждения оказались проблемы воспитания и образования. Предложил Премьер-министр РФ в том числе и "окончательно решить один принципиальный вопрос — уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей". Эту фразу можно рассматривать как емкий конструктивный ответ на слова Святейшего Патриарха Кирилла на ХХ Рождественских образовательных чтениях, где Предстоятель Церкви призвал законодателей создать насущно необходимую правовую базу для бюджетной поддержки православных школ. К сожалению, до достижения этих целей предстоит колоссальный путь: сегодня православные школы на грани гибели.

По нижней планке

Школы и общеобразовательные учреждения, созданные религиозными организациями, имеют не только своих сторонников, но и противников. Когда речь заходит о бюджетной поддержке православных школ и гимназий, те любят напоминать о Конституции, в которой закреплен светский характер Российского государства. При этом, как правило, за скобками остается важное пояснение: претендуя на господдержку, администрации негосударственных школ имеют в виду исключительно оплату реализации так называемых образовательных стандартов. То есть преподавание самых что ни на есть общеобразовательных предметов (русского языка, математики, истории, географии, физкультуры и т.д.), которое Российское государство гарантирует всем пришедшим в школу детям. В основном эти деньги формируют фонд заработной платы школьной администрации, учителей, обслуживающего персонала.

О государственных же субсидиях на ремонт зданий, обновление компьютерного парка, оплату коммунальных услуг, развитие технических средств обучения и даже покупку мебели никто не помышляет. Эти средства все негосударственные школы, в том числе и православные, изыскивают самостоятельно — за счет спонсорских отчислений или родительских взносов. Конкретные суммы ежемесячных пожертвований сильно различаются от учреждения к учреждению и могут достигать 50 тыс. рублей за ребенка (например, в гимназии Василия Великого на Рублевке) или вовсе равняться нулю (в подмосковной гимназии "Плесково"). Но это примеры скорее из ряда вон, да и к Москве, строго говоря, отношения не имеют.

— В большинстве православных московских школ суммы ежемесячных взносов исчисляются 13 — 14 000 рублей, — говорит директор православной классической гимназии "Радонеж" Михаил Тишков. — При этом реальная собираемость едва достигает трети необходимой величины: с ножом к горлу к родителям мы не подступаем, многочисленных льготников, в том числе из многодетных семей, учим бесплатно. Всё это приводит к катастрофическому состоянию нашего бюджета. Ни о каком развитии говорить не приходится, в лучшем случае латаем дыры по самым критическим направлениям.
С 2006 года, когда столичное правительство ввело в практику принцип подушевых нормативов финансирования государственного образовательного стандарта, православные школы неизменно фигурируют в списке получателей субсидий из городского бюджета. Поначалу их финансировали по самой нижней планке — как средние общеобразовательные школы (СОШ), далекие от элитных списков и первых строчек в престижных рейтингах. В последние годы, к примеру, рублевое выражение этого норматива составляет 63 112 рублей на воспитанника в год (1). Для сравнения: прошлогодний норматив в муниципальных городских гимназиях и лицеях — 120 016 рублей на ученика, в кадетских школах — 128 770 рублей. Даже государственные общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, как и школы с этнокультурным национальным компонентом, имели больше — по 74 270 рублей.
Лишь в 2009 году негосударственные образовательные учреждения московское правительство допустило до процедуры государственной аккредитации, которая позволяет попасть в соответствующий разряд бухгалтерской ведомости. Девять школ этим правом воспользовались и стали получать субсидии по повышенным расценкам: две как гимназии, шесть — как центры образования и одна — как начальная.
Увы, игра по цивилизованным правилам продолжалась всего год. В январе 2010 года на стол занимавшего тогда пост московского мэра Юрия Лужкова легло письмо (2) двух его заместителей — Людмилы Швецовой и Юрия Росляка, а также двух руководителей городских департаментов — образования (Ольги Ларионовой) и экономической политики и развития (Марины Оглоблиной). Предлагалось вернуть все негосударственные средние общеобразовательные учреждения к минимальной ставке финансирования. Юрий Михайлович письмо завизировал, а заодно одобрил и содержащееся в приложении к нему предложение: целиком лишить бюджетной подпитки 25 частных средних школ.

Почему мы не пилоты

— Но решение по 25 школам по крайней мере можно попытаться объяснить, — рассуждает исполнительный директор совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. — У них ежемесячный взнос на ученика колеблется между 80 и 100 тыс. рублей, и при такой родительской оплате государственные субсидии — приятная, но не очень заметная добавка. То ли дело у нас, когда из казны формируется от 70 до 90% школьного бюджета!

Формально городские власти были вправе сделать столь суровый шаг. Российские законы лишь разрешают, но не обязывают региональные администрации финансировать негосударственные образовательные учреждения (3), (4). "Царь" дал — "царь" взял, какой спрос! Но самое страшное, что параллельно от госдотаций посреди учебного года отсекли дошкольные отделения шести православных учреждений, получивших годом ранее статус центров образования.

— Посмотрим на ситуацию шире, — заявляет Тишков, у которого в дошкольном отделении два десятка малышей. — Возможно, ученики выпускных классов в богатом пансионе спят и видят, как бы получить аттестат зрелости, поступить в престижный западный вуз и сделать карьеру за рубежом. Но кто, если не православные школы, воспитывает настоящих граждан России?! Наши выпускники не курят, не сквернословят и прилично себя ведут, вырастая, не побоюсь высоких слов, настоящими патриотами. Трудно поверить, что государство в нашей работе не заинтересовано.

Возможно, эти слова небесспорны. Например, автору этих строк лично знаком человек, в свое время исключенный из гимназии "Радонеж" за недостойное поведение. Но это не помешало молодому человеку впоследствии благополучно окончить МГУ и со временем, приняв священный сан, занять ключевой пост в одной из серьезных административных структур Русской Православной Церкви. А также стать достойным отцом многодетного семейства. Перипетии своего бурного детства наш герой сейчас вспоминает с улыбкой, а о гимназии говорит как о месте, зародившем в его душе ростки настоящей веры и смирения.

Вернемся к секвестру-2010. Наверное, при желании его можно было бы объяснить нелегкими временами и лужковским произволом. Но о преодолении кризиса в России официально объявлено уже давно, да и администрация в столице сменилась больше года назад. Однако теперь выясняется, что никто и не думает исправлять несправедливость!

В марте прошлого года столичное правительство объявило о запуске пилотного проекта по развитию общего образования (5). В рамках этого новшества принципы подушевого финансирования меняются. Какой бы ни был профиль школы, участникам эксперимента определена единая сетка нормативов (6), рублевое выражение оплаты в которой зависит лишь от количества учебных часов. К примеру, за каждого ученика начальных классов обещано по 73,3 тыс. рублей в год, а за старшеклассника — по 120 тысяч. Участвовать в "пилоте" однозначно невыгодно лицеям, гимназиям, кадетским и санаторно-лесным школам: они и по традиционной схеме имеют больше. Наоборот, крайне выгодно — обычным СОШ и школам с углубленным изучением отдельных предметов.

— Много раз руководство московского департамента образования объявляло и нам, и родителям: в течение года все средние школы будут поэтапно переведены в статус пилотных, — утверждает Алексей Тишутин. — Но ни одному из православных учреждений этого в итоге так и не предложили. А под занавес декабря московское правительство огорошило нас нормативами подушевого финансирования на 2012 год (7). В нем всем негосударственным организациям оставили старую ставку — 63 112 рублей. То есть сейчас за каждого школьника мы из бюджета получаем ровно столько же, сколько и в прошлом, и в позапрошлом году.

Проблема-2012

Арифметику не обманешь: переходя из православной в самую обычную государственную школу, снискавшую звание пилотной, десятиклассник с точки зрения бюджета становится вдвое ценнее. Значит, ровно в столько же раз дороже государство оценивает труд воспитывающего его педагога по сравнению с учителем в школе негосударственной. А одними лишь моральными стимулами в нынешнее время трудно удержать учителя, получающего на ставке со средней 18-часовой нагрузкой в неделю 25 тыс. рублей. Особенно если из окон учительской видна обычная, безо всяких статусов и званий, школа, где твоя соседка по лестничной клетке, не особо утруждаясь, имеет вдвое больше (по словам руководителя столичного департамента образования Исаака Калины, уже в начале нынешнего учебного года самый низкий уровень средней преподавательской зарплаты в школах "пилотного" стандарта равнялся 38 тыс. рублей (8)). Уйдут квалифицированные учителя — неминуемо упадет качество образования со всеми вытекающими последствиями. Именно такой возможный сценарий побуждает директора Православной Свято-Петровской школы протоиерея Александра Постернака характеризовать дальнейшее сокращение финансирования для православных образовательных учреждений как гибельное.

Если угодно, можно интерпретировать эту картину макроэкономически. В совокупности в православных московских школах учится 4,5 тыс. ребят. Это меньше четверти контингента всех негосударственных школ и микроскопическая доля — меньше половины процента — от числа всех школьников Москвы. Конечно, православным не привыкать преодолевать трудности. Но в чем цена вопроса? Если сегодня столичная исполнительная власть подтянет норматив финансирования негосударственных школ до лицейско-гимназического уровня, это потребует дополнительной нагрузки на казну в размере чуть больше 256 млн рублей. На первый взгляд, сумма значительная. Но это всего одна десятая средств, дополнительно направленных в прошлом году из московского бюджета на реализацию пилотного проекта (8). Или около 0,25% средств, запланированных в бюджете московского образования на оплату государственного образовательного стандарта в наступившем году…

Но даже не это главное. Государственных православных школ в Москве нет. Похожая ситуация и в других субъектах Федерации, хотя из этого правила есть исключения: православные средние школы в форме муниципальных учреждений созданы и успешно функционируют в Кирове и в Йошкар-Оле, в Пятигорске, в Минеральных Водах и даже в райцентре Тара Омской области. Однако при формировании бюджета на следующий год департамент образования неизменно учитывает всех московских детей школьного возраста и закладывает соответствующие средства — в том числе и тот самый рубль — в проектную смету. На учеников государственных школ деньги в итоге выдаются по полной программе. А на "негосударственных", выходит, с серьезной экономией!

Упомянутое выше предложение Владимира Путина — не первый случай вмешательства в эту двусмысленную ситуацию первых лиц страны. Еще год назад Дмитрий Медведев официально поручил московскому правительству к 30 июня 2011 года обеспечить равенство прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджетного финансирования (9). Затем к мэру Москвы Сергею Собянину с аналогичными коллективными письмами последовательно обратились сначала педагоги православных школ, а затем и родители их воспитанников. В итоге разрыв в финансировании государственных и частных школ обеспокоил и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, попросившего столичного градоначальника исправить положение православных учебных заведений.

В кулуарных беседах чиновники столичного департамента образования советуют подождать принятия Федеральным собранием поправок к закону "Об образовании", только что прошедших второе чтение в Госдуме (10). Одна из них предписывает регионам финансировать негосударственные школы в той же мере, что и государственные. Но смущает пара обстоятельств. Во-первых, вступит ли этот закон в силу до нового учебного года или хотя бы до верстки бюджета-2013? А если и вступит, на какую именно мерку при определении ассигнований негосударственным школам будут равняться московские чиновники? По словам руководителя пресс-службы департамента образования Александра Гаврилова, в столице остаются (хотя и в меньшинстве) государственные общеобразовательные школы, не перешедшие на "пилотный" стандарт. На что же рассчитывать ученикам и преподавателям православных школ в следующем учебном году? На старый бюджет выживания, едва позволяющий сводить концы с концами, или на долгожданное равенство, которое даст возможность избежать странноватой чиновничьей присказки "не наши дети" по отношению к воспитанникам негосударственных учебных заведений?

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Приложение к постановлению правительства Москвы № 789-пп от 14.09.2010 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы".

(2) Письмо № 419-1090/01 от 11.01.2010

(3) Ст. 29, п. 1 ст. 41 Закона РФ № 3266-1 "Об образовании"

(4) Ст. 22 Закона города Москвы № 25 "О развитии образования в городе Москве"

(5) Постановление правительства Москвы № 86-пп "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" от 22.03.2011

(6) Приложения 4 и 5 к постановлению правительства Москвы № 86-пп "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" от 22.03.2011

(7) Постановление правительства Москвы № 640-пп "Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам общего образования и бесплатного питания в период обучения" от 28.12.2011

(8) Российская газета. 10.11.2011

(9) Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания о формировании международного финансового центра в Москве 4 марта 2011 года, п. 3. См., напр., http://www.moscow99.ru/2011/03/15/medvedev_otdal_poruchenija_po_formirovaniju_mfc_v_moskve.html

(10) Законопроект 548344-5 о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и ст. 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

P.S. После публикации этого материала ("Журнал Московской Патриархии", № 3) Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий гарантию государственного финансирования частных школ и детских садов. Статья 5 Федерального закона "Об образовании" дополнена пунктом, в частности, гласящим: "Государство оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных  дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (…) в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (…)". Новый порядок финансирования негосударственных школ вступает в действие с 1 июля 2012 года. Комментарий к порядку его применения в отношении православных школ читайте на нашем сайте в ближайшее время.

5 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи