iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Аналитика
протоиерей Андрей Лемешонок
ЖМП № 12 декабрь 2011 /  11 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Андрей Лемешонок: Любовь побеждает грех

Царство Небесное — внутри человека. И постоянно, повседневно за сердце человека, за его ум идет борьба. Эта борьба — путь души ко Христу, к победе над смертью.

В наши сердца Господь входит тогда, когда мы хотим изменить свою жизнь, хотим научиться любить, когда мы верим в победу Христовой любви над нашей смертью.

Господь дает человеку дар любви. Непросто нам принять этот дар, непросто смириться, расстаться с теми идеями, иллюзиями, желаниями, эмоциями, которые пытаются удержать человека, прилепить, привязать, приковать, сделать его добычей этого мира. Вырываются люди только тогда, когда они доверяют Богу до конца.

Мы по-настоящему никого не любим, никого не чтим. Грех оскверняет даже самые светлые порывы души. И осознание этого факта будет началом нашего отрезвления, началом нашего пути к Небесному Врачу — когда грех атакует человека, когда попускается брань, тогда человек видит, что он ни на что не способен. Дьявол не трогает человека, пока видит, что тот ему не опасен, что тот еще не трудится о Господе. Потому что затронуть человека — это значит пробудить его от сна, дать ему возможность бороться, увидеть врага в лицо.

Обычно человек совершенно не заботится о своем уме, который отдается чему угодно. Мы включаем телевизор, слушаем радио, смотрим кругом и впитываем как губка, — а это заражает ум.
Начиная жить духовно, человек узнает, что центр его жизни — сердце. "Сердце глубоко", и кому оно принадлежит, что в нем творится? Оказывается, в сердце нашем такой беспорядок, такое там разорение, такое "хранилище овощное" вместо храма, что надо все разбирать, выбрасывать и закладывать основание нового здания. Вот, к примеру, человек читает великие книги и мечтает о подвижничестве, затворничестве, о сердечной молитве, а смирение заключается в том, чтобы увидеть вокруг себя людей, близких, чтобы в обстоятельствах своей жизни увидеть Божий промысл о своем спасении.

С одной стороны, человек может приземлиться настолько, что скажет: "Зачем мне эти крылья? Буду ползать всю жизнь — так надежнее". А с другой стороны, человек может не рассчитать своих сил, взлететь, упасть и разбиться. То и другое — крайности, которых мы должны избегать.

В течение жизни мы постоянно делаем ошибки: уклоняемся то в одну, то в другую сторону. То у нас вдохновение и мы готовы день и ночь молиться, а то — нежелание молиться, потому что мы чувствуем, что не находим в себе молитвы, что у нас ничего не получается, и мы бросаем все свое духовное делание. Поэтому очень важно найти средний путь, чтобы у нас было посильное правило, которое мы могли бы выполнять регулярно. Для этого нужно усилие.

Бывает, человек молится и говорит: "Я ничего не чувствую". А что нужно чувствовать?
Да, по благодати Божией, бывает, душа горит. Это чистый огонь, который Господь дает, чтобы пожечь ту неправду, которой человек жил до того, как пришел ко Христу. Но потом за этот огонь нужно бороться и не ждать его, а трудиться, уповая на то, что Бог видит тебя и что данное Им тебе сейчас — на пользу. Ты благодари Бога, что ты в Церкви, ты делай усилие и, конечно, возлагай на Бога все твое упование, а не на свои чувства и эмоции.

Очень опасно, когда человек ждет чувств, каких-то особенных душевных или телесных состояний. Они могут стать помехой на пути к Богу, некоей подменой. Человек будет искать земного наслаждения. А то, что Бог дает, —это всегда "нечаянная Радость", Радость, которую человек не чает получить, и описать ее словами, проанализировать по-человечески невозможно. Всю нашу жизнь мы идем к бессмертию, к вечной жизни, но наши плоть и кровь Царства Божия не наследуют. Конечно, нужно удовлетворять потребности телесной жизни и давать себе душевные отдохновения, но мы должны как можно меньше к этому привязываться.
Когда же приходят скорби, искать нужно не человеческого, а Божественного. Мы встретили Христа. И мы становимся мучениками, если не хотим потерять Того, Кого встретили, не забыть о Нем. Мы уже не можем жить как прежде, мы уже знаем, что есть Христос, Он коснулся нашего сердца, и без Его любви жить уже невозможно. Никакой человеческой земной любовью Ее не подменишь.

Как часто бывают моменты, когда кажется, что сил больше нет, нет желания вставать и идти дальше. Но проходит туча, выглядывает солнце, и появляются силы, потому что Бог есть Сила, Бог есть Победа, Бог есть Любовь, побеждающая грех.

Мы не способны правильно увидеть и истолковать обстоятельства сегодняшнего дня, не можем изменить их. Может быть, то, что теперь у нас вызывает ропот и уныние, через некоторое время мы оценим, как единственную возможность спастись от неправильного шага, от неверного шага, от какой-то ошибки. Поэтому нужно все от Господа принимать, доверять нужно Богу. И покаяние наше, как черты Царствия Небесного внутри нас, будет рождаться в этом доверии.

Чувствовать близость Бога, Его беспредельную Любовь невыносимо для греховного человека, и поэтому мы, конечно, хотим спрятаться, ищем передышки. А передышка — это скатывание назад, вниз, а мы должны постоянно идти вперед и вверх. Дальше будет гораздо тяжелее, чем сегодня, но будет больше любви. Мы не должны строить иллюзий, что завтра нам будет легко, мы полетим. Мы идем в Царство Небесное как бы перебежками: причастились — побежали, упали — поднялись — причастились — опять побежали. И чем раньше мы расстанемся с какими-то мечтами, ложными представлениями, тем проще будет увидеть Бога в нашей жизни.

Необходимо мужество не отказаться умереть за Христа, даже, если речь идет о малом.
Вот мы приходим с работы, с учебы, мы устали, голова болит, ноги ноют. А надо читать вечернее молитвенное правило.

Как только человек себя пожалеет, он сразу упадет, но если скажет: "Нет, Господи, я буду делать усилие, чего бы это ни стоило" — Бог даст силы. Но для этого нужно "умереть". Это и есть маленькая смерть. Нам всем нужно дать согласие: "Я умру за Христа". 

11 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: аскетика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00