iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Аналитика
протоиерей Андрей Лемешонок
ЖМП № 12 декабрь 2011 /  11 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Андрей Лемешонок: Любовь побеждает грех

Царство Небесное — внутри человека. И постоянно, повседневно за сердце человека, за его ум идет борьба. Эта борьба — путь души ко Христу, к победе над смертью.

В наши сердца Господь входит тогда, когда мы хотим изменить свою жизнь, хотим научиться любить, когда мы верим в победу Христовой любви над нашей смертью.

Господь дает человеку дар любви. Непросто нам принять этот дар, непросто смириться, расстаться с теми идеями, иллюзиями, желаниями, эмоциями, которые пытаются удержать человека, прилепить, привязать, приковать, сделать его добычей этого мира. Вырываются люди только тогда, когда они доверяют Богу до конца.

Мы по-настоящему никого не любим, никого не чтим. Грех оскверняет даже самые светлые порывы души. И осознание этого факта будет началом нашего отрезвления, началом нашего пути к Небесному Врачу — когда грех атакует человека, когда попускается брань, тогда человек видит, что он ни на что не способен. Дьявол не трогает человека, пока видит, что тот ему не опасен, что тот еще не трудится о Господе. Потому что затронуть человека — это значит пробудить его от сна, дать ему возможность бороться, увидеть врага в лицо.

Обычно человек совершенно не заботится о своем уме, который отдается чему угодно. Мы включаем телевизор, слушаем радио, смотрим кругом и впитываем как губка, — а это заражает ум.
Начиная жить духовно, человек узнает, что центр его жизни — сердце. "Сердце глубоко", и кому оно принадлежит, что в нем творится? Оказывается, в сердце нашем такой беспорядок, такое там разорение, такое "хранилище овощное" вместо храма, что надо все разбирать, выбрасывать и закладывать основание нового здания. Вот, к примеру, человек читает великие книги и мечтает о подвижничестве, затворничестве, о сердечной молитве, а смирение заключается в том, чтобы увидеть вокруг себя людей, близких, чтобы в обстоятельствах своей жизни увидеть Божий промысл о своем спасении.

С одной стороны, человек может приземлиться настолько, что скажет: "Зачем мне эти крылья? Буду ползать всю жизнь — так надежнее". А с другой стороны, человек может не рассчитать своих сил, взлететь, упасть и разбиться. То и другое — крайности, которых мы должны избегать.

В течение жизни мы постоянно делаем ошибки: уклоняемся то в одну, то в другую сторону. То у нас вдохновение и мы готовы день и ночь молиться, а то — нежелание молиться, потому что мы чувствуем, что не находим в себе молитвы, что у нас ничего не получается, и мы бросаем все свое духовное делание. Поэтому очень важно найти средний путь, чтобы у нас было посильное правило, которое мы могли бы выполнять регулярно. Для этого нужно усилие.

Бывает, человек молится и говорит: "Я ничего не чувствую". А что нужно чувствовать?
Да, по благодати Божией, бывает, душа горит. Это чистый огонь, который Господь дает, чтобы пожечь ту неправду, которой человек жил до того, как пришел ко Христу. Но потом за этот огонь нужно бороться и не ждать его, а трудиться, уповая на то, что Бог видит тебя и что данное Им тебе сейчас — на пользу. Ты благодари Бога, что ты в Церкви, ты делай усилие и, конечно, возлагай на Бога все твое упование, а не на свои чувства и эмоции.

Очень опасно, когда человек ждет чувств, каких-то особенных душевных или телесных состояний. Они могут стать помехой на пути к Богу, некоей подменой. Человек будет искать земного наслаждения. А то, что Бог дает, —это всегда "нечаянная Радость", Радость, которую человек не чает получить, и описать ее словами, проанализировать по-человечески невозможно. Всю нашу жизнь мы идем к бессмертию, к вечной жизни, но наши плоть и кровь Царства Божия не наследуют. Конечно, нужно удовлетворять потребности телесной жизни и давать себе душевные отдохновения, но мы должны как можно меньше к этому привязываться.
Когда же приходят скорби, искать нужно не человеческого, а Божественного. Мы встретили Христа. И мы становимся мучениками, если не хотим потерять Того, Кого встретили, не забыть о Нем. Мы уже не можем жить как прежде, мы уже знаем, что есть Христос, Он коснулся нашего сердца, и без Его любви жить уже невозможно. Никакой человеческой земной любовью Ее не подменишь.

Как часто бывают моменты, когда кажется, что сил больше нет, нет желания вставать и идти дальше. Но проходит туча, выглядывает солнце, и появляются силы, потому что Бог есть Сила, Бог есть Победа, Бог есть Любовь, побеждающая грех.

Мы не способны правильно увидеть и истолковать обстоятельства сегодняшнего дня, не можем изменить их. Может быть, то, что теперь у нас вызывает ропот и уныние, через некоторое время мы оценим, как единственную возможность спастись от неправильного шага, от неверного шага, от какой-то ошибки. Поэтому нужно все от Господа принимать, доверять нужно Богу. И покаяние наше, как черты Царствия Небесного внутри нас, будет рождаться в этом доверии.

Чувствовать близость Бога, Его беспредельную Любовь невыносимо для греховного человека, и поэтому мы, конечно, хотим спрятаться, ищем передышки. А передышка — это скатывание назад, вниз, а мы должны постоянно идти вперед и вверх. Дальше будет гораздо тяжелее, чем сегодня, но будет больше любви. Мы не должны строить иллюзий, что завтра нам будет легко, мы полетим. Мы идем в Царство Небесное как бы перебежками: причастились — побежали, упали — поднялись — причастились — опять побежали. И чем раньше мы расстанемся с какими-то мечтами, ложными представлениями, тем проще будет увидеть Бога в нашей жизни.

Необходимо мужество не отказаться умереть за Христа, даже, если речь идет о малом.
Вот мы приходим с работы, с учебы, мы устали, голова болит, ноги ноют. А надо читать вечернее молитвенное правило.

Как только человек себя пожалеет, он сразу упадет, но если скажет: "Нет, Господи, я буду делать усилие, чего бы это ни стоило" — Бог даст силы. Но для этого нужно "умереть". Это и есть маленькая смерть. Нам всем нужно дать согласие: "Я умру за Христа". 

11 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: аскетика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59